Поделиться
В интервью «Эксперту Юг» уполномоченный по правам бизнеса Дона и генеральный директор «Севкавэлектроремонт» рассказал о том, что может разогнать покупательский спрос в кризис и на что властям стоит закрыть глаза после кризиса.
— Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов предлагал ранее не ограничиваться списком из 11 отраслей, пострадавших в кризис, а распространить господдержку на все компании, потерявшие в марте-апреле текущего года более 30% выручки, но сохранившие 90% штата. На региональном уровне вы тоже неоднократно поднимали это предложение. Услышали ли вас?
— Пока нет, но сейчас мы уже на уровне большой четверки – ТПП (Торгово-промышленной палаты РФ), РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), «Деловой России» и «Опоры России» пытаемся донести нашу позицию до правительства. По мнению бизнес-омбудсмена, разрыв производственных цепочек затронул гораздо большее количество секторов экономики, чем указано в утвержденном правительством перечне. Это важная федеральная повестка.
— Планируется ли хотя бы увеличивать количество отраслей, нуждающихся в поддержке?
— Думаю, этот вопрос решается. Ведь многие отрасли взаимосвязаны с тем, что пострадали в кризис. Ко мне, например, обращаются рекламщики из Ассоциации рекламных агентств. Они тоже несут серьезные потери. Многие компании перестают работать, либо работают не на полную мощность. Многие производственные компании, которые сбывали продукцию через розничную сеть фактически также не работают. Оптовые компании непродовольственного сектора тоже не работают, раз не работает розница. Даже торговые сети, которые не останавливались, у них падение среднего чека составило 40%. Понятное, дело, что продукты первой необходимости покупаются, на них неэластичный спрос. Но есть же продукты и с эластичным спросом, который необходимо разгонять. Частники не будут сейчас ничего делать — это государственная политика.
— Ранее вы отмечали, что многие предприниматели не смогли получить ранее объявленные меры поддержки из-за несовпадения основного вида деятельности по коду ОКВЭД в правительственном списке с теми, что указан у них. Например, компания занимается гостиничной деятельностью, но основной ОКВЭД у нее, например, строительство. Удалось решить вопрос? Много ли таких компаний вы знаете?
— Увы, нет, пока вопрос не решен. Сложно сказать, мне жалуются некоторые. В качестве наиболее характерного примера могу привести ростовский отель Mercure (построен СК «Славяне»), ОКВЭД которого изначально был заявлен как «снос зданий», из-за чего сейчас этот бизнес не может воспользоваться мерами поддержки. Также у одного ростовского автодилера есть пять компаний в холдинге, из которых две могут получить поддержку, а другие нет. Они были созданы в разные годы и ОКВЭД их отличаются друг от друга. По разным данным, которые приходят в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, только 30-50%% компаний из пострадавших отраслей могут получить поддержку.
— Какие меры поддержки вы предлагаете на местном уровне?
—По выходу из кризиса нас ждет падение платежеспособного спроса. Власти это должны отчетливо понимать. Поэтому предлагаем, в частности, ввести мораторий на демонтаж и снос объектов торговли, которые по какой-то причине сейчас возведены с нарушениями. Пусть с них взимается арендная плата, как положено, но пока нужно поощрять деловую активность. Это все-таки рабочие места, не стоит плодить безработицу. Также не стоит перегружать бизнес излишними административными требованиями, скажем, к благоустройству. Сейчас не время.
— Вы говорили о том, что необходимо подстегнуть потребительский спрос со стороны государства. Как это сделать?
— Во время кризиса, достаточно вспомнить, например, Великую депрессию в США, драйвером роста служит инфраструктурное строительство — дороги, новые здания и сооружения, ремонт. Это может стать драйвером экономики. Бетон, цемент, арматура, асфальт, оборудование — все эти товары позволят задействовать колоссальный объем рабочей силы и запустить ряд отраслей. Этим должно заниматься государство совместно с регионами. После этого люди должны идти в магазины и покупать продукты, чтобы экономика работала. У нас есть, что строить и ремонтировать. При этом, конечно, государство должно следить, чтобы заказы брали реальные предприятия, а не фирмы однодневки, которые закладывают себе 30% маржу, а потом бегают по ДРСУ чтобы за копейки им все сделали. Должны быть не аукционы, а конкурсы, в которых должно учитываться техническое оснащение компании. Государство вернет себе затраченные деньги в бюджет в виде налогов. То есть инфраструктурный скачок должен проходить вместе с модернизацией в законодательства. В частности, 44-ФЗ.
Сейчас мы наблюдаем картину, при которой количество зараженных постоянно растет. Но когда-нибудь это закончится. Когда все откроется, прежним уже ничего не будет.
— Как вы в целом оцениваете уровень выживаемости регионального бизнеса?
— Я восхищен тем, как перестроился наш бизнес, как быстро он наладил бесконтактное взаимодействие с клиентами. Многие рестораны освоили доставку онлайн, но это, правда, 10-15% их былой выручки, хватает только на выплату зарплат.
— Как предприятие «Севкавэлетроремонт», которое вы возглавляете, преодолевает этот кризис?
— Всех людей старше 65 лет отправили на самоизоляцию. Это тяжело, так как среди них есть отличные специалисты. Производство не приостановлено. Во время первого указа президента об объявлении выходных нам пришло до 15 писем со от различных структур с требованием работать и не прекращать деятельность. Хоть понял, каким нужным делом занимаюсь! Держимся на плаву уверенно. Все сейчас замораживают свои инвестиционные планы, стараются экономить. Мы не исключение — сократили ряд расходов. Ремонтировали химическую лабораторию, втянулись в этот процесс. Оплачено оборудование. Это нельзя бросать. Где-то хотели приобретать современное оборудование, но теперь будем смотреть, что будет дальше. Опасаемся кризиса неплатежей. Претенциозная работа тоже ведь парализована.
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.