102 107 14

В Ростове власть и бизнес подвели итоги политики импортозамещения

1009
7 минут
В Ростове власть и бизнес подвели итоги политики импортозамещения

Поделиться
В Ростове представители власти и бизнеса обсудили итоги политики импортозамещения первого полугодия 2015 года. Если чиновники приводили отчеты за 5 месяцев, то предприниматели рассказывали о конкретных проблемах в отрасли.

Рустам Абдуллаев , руководитель ГАУ РО «РИАЦ», который занимался разработкой концепции импортозамещения рассказал о главных теоретических тезисах этой политики: «Концепция политики импортозамещения появилась еще в 1998 году. Каждый раз, когда случается дефолт, экономический кризис, неблагоприятные внешние тенденции она активизируется. Суть политики импортозамещения заключается в обеспечении национальной безопасности. В случае изменения геополитических отношений возникает опасность, что мы не сможем произвести критически нужную продукцию, как промышленную, так и продовольственную. Поэтому мы определили по линии промышленности список продуктов и товаров, по которым импортозависимость критична, и определили те предприятия, которые могут производить эту продукцию. В список попали в том числе и предприятия Ростовской области. Политика импортозамещения работает в двух направлениях - продовольствие и промышленность. На сегодня приоритетные промышленные области с критической долей импорта — это станкостроение с долей импорта в 90%, сельскохозяйственное машиностроение с долей импорта в 56,2%, вертолетостроение, 24% комплектующих которого закупается за рубежом, и металлургия с долей импорта в 10%. В список также вошли менее критичные направления, по которым тоже ведется работа. Это радиоэлектронное производство, сельское хозяйство и металлургия.

По словам Рустама Абдуллова, год политики импортозамещения — это не срок для такой страны и такой экономики, как в России.

Наталья Семенюк, начальник управления экономического анализа АПК и реализации приоритетных программ Минсельхозпрода области подготовила отчет о присутствии местных товаров в торговых сетях и в розничных точках:«В апреле проводилось исследование в торговых сетях по количеству местных и импортных производителей. В сравнении с 2014 годом, в торговых сетях доля молочной продукции доноских производителей увеличилась на 5% и составила 22%, мяса — на 10% и составила 48%, куры — на 8%, овощи в торговых сетях практически все местные. Картофель — 100%, томаты, лук, морковь — 80%, яблоки почти - 50%. В Розничных точках молочные продукты российских производителей составляют выше — 30%, мясо — 80%, масло растительное — 60%, рыба — 90%». Конечно, АПК — крайне закредитованная отрасль, объем кредитов у аграриев в два раза выше выручки. Это очень тяжело. На сегодня выделено 7 млрд рублей по федеральной программе субсидирования процентной ставки как по коротким, так и по длинным кредитам. Так де началась работа по программе на возмещение прямых затрат на строительство и модернизацию АПК, пока мы готовы возмещать затраты только по картофелехранилищам и овощехранилищам. Надеюсь что в следующем году у нас будут молочные и мясные комплексы.

Андрей Фролов, начальник управления промышленности Минпромэнерго области рассказал, что практически все крупные предприятия реализуют программы по импортозамещению: «В связи с политическими изменениями, тема импортозамещения вышла на первый план, но работа в этом направлении велась все время, она, может быть, не так афишировалась, особенно в оборонно-промышленном комплексе. Что сделано на сегодня: совместно с минпромторгом мы сформировали отраслевые планы, подписано соглашение между правительством Ростовской области и Российским фондом развития промышленности, который будет финансировать проекты в области. 16 предприятий подали заявки, некоторые уже одобрены. Предварительный объем финансирования из фонда — 3,5 млрд рублей. Если говорить о конкретных примерах импортозамещающего производства, то на НЭВЗе готовят ряд производств по изготовлению элементов электровозов, которые раньше мы поставляли из-за рубежа. в Азове начал работать завод по выпуску частотных преобразователей, там же откроется производство электронного оборудования подвижного состава. В Азове на заводе станкостроения «Мte kobosbit mac» освоены три модели станков, сформировалось собственное научно-конструкторное подразделение, завод так же будет финансироваться из фонда в качестве комплексного инвестпроекта. В августе совместно с ЮФУ мы откроем завод по производству пьезокерамики. Так что работа идет. В области в первом полугодии 2015 года индекс промышленного производства — 108,7%, это высокий показатель с учетом ситуации (цифры приведены за 5 месяцев).

Юлия Харитонова, директор ростовского офиса «Альпари» предоставила прогноз по инфляции: «Если не будет новых внешних шоков, то по итогам года инфляция составит 12-13%, что абсолютно приемлемо в условиях санкций и падения цен на нефть. Сейчас у правительства большее беспокойство должна вызывать динамика ВВП и промышленного производства, а не инфляционный фон. Динамика реального сектора экономики оказывается хуже недавних ожиданий». По поводу курса валюты, Юлия рассказала, что ля программы импортозамещения комфортен слабый рубль и сильный доллар. В таких условиях российская продукция обладает большей конкурентоспособность. Легче работать экспортерам, которые приносит деньги в бюджет.

С доводами по поводу благоприятного влияния слабого рубля поспорил Рустам Абдуллаев: «Слабый рубль — стимулирует прежде всего экспортеров, а с учетом структуры нашего экспорта, мы стимулируем добывающую промышленность, те же, кто занимается производством, так или иначе интегрированы в мировую экономику, никто сейчас не делает все производство в одиночку — технологии в одном месте, комплектующие - в другом, собирается все в третьем. Поэтому, к примеру, сельскохозяйственная продукция ориентированная на внутренний рынок, где сейчас сезон слабого спроса производится не без удобрений, купленных на внешнем рынке за доллары. Цена внутренняя, а закупка внешняя, из-за чего себестоимость местной продукции увеличивается.

Евгения Петропавловского, генерального директора ООО «ПластФактор» волнует не сколько текущая политическая ситуация и экономический кризис, сколько системные проблемы в отрасли: «С 1994 года мы занимаемся инновационной продукцией - производим модульные напольные покрытия из первичного ВПХ, наша компания первая, кто начал заниматься этим в России. С подорожанием импортного сырья, с которым мы работаем, потеряли часть маржинальности на внутренних рынках, но стали где-то в 1,5 раза выгоднее в еврозоне и арабских странах, для нас это большое подспорье, чтобы инвестировать в строительство нового завода и выходить на экспорт. Но у нас очень слабая химическая промышленность. Это стоит признать. Сырье нашей продукци производится в Бельгии, где сейчас покупать дорого, мы ищем альтернативы в России у технологов, но нам предлагают товар более низкого качества, это отражается и на сертификатах, которые мы фиксировали, и на покупательской способности. Нам будет стыдно выходить на международный рынок с тем качеством сырья, которое производится в России. Еще одной острая проблемой является набор технологов и узких специалистов в рамках производства».

Александр Ремета, директор мясного бизнес-комплекса «ГРУППЫ АГРОКОМ разделяет политику импортозамещения на две части - сырье и готовая продукция. По его словам, в каждой из них есть свои плюсы и минусы: «В себестоимости колбасы мясо занимает 80%, это основная часть затрат, в позапрошлом году когда мы вступили в ВТО, цены на свинину сильно обрушились, и мы получили дешевое сырье. Нам бы радоваться как переработчикам, но не как собственникам свинокомплекса. Цена сильно упала, потом из-за санкций свинина практически перестала поступать в Россию, так как ее импорт шел из стран Евросоюза. Но на сегодня мы обеспечиваем себя необходимым объемом благодаря собственной сырьевой базе. Говядина в России - в системном кризисе. И здесь отсутствие импорта сильно ударило как по цене, так и по возможности обеспечения. Брать говядину в России не откуда, поэтому мы заменили рецептуры, поменяв говядину свининой и птицей. По птице мы готовы к импортозамещению, более того мы ее экспортируем. В этом году планируемый экспорт птицы - 70 тысяч тонн. Что касается других позиций в нашем производстве, мы думали, как заменить щепу, которая дает дым при копчении колбасы, которую раньше покупали в Германии, а к российским аналогам относились скептически, сейчас мы прекрасно покупаем кранодарскую щепу, так же с картофельным крахмалом — сейчас белорусский берем вместо французского. Конечно, ситуация ударила по отрасли и сделала ее менее конкурентоспособной. За первое полугодие 2015 года посещаемость сетей снизилась, средний чек уменьшился на 6 %, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась до 7%. Мы смещаемся в более дешевый сегмент, растут дешевые позиции. Так же начали работу с рестораторами. Когда возник дефицит итальянских и испанских колбас, мы активно вошли в этот процесс, начали общаться с рестораторами, изучать рецептуры, с некоторыми уже сформировали какие-то варианты продуктов.

Алексей Меркулов, пресс-секретарь Группы компаний «Евродон» рассказал о том, что компания уже давно стала импортозамещающей на рынке птицы: «Импортозамещение по индейке произошло около 5 лет назад в России, в 2006 году в страну ввозили около 120 тысяч тонн замороженного мяса индейки в год, к 2010 объем импорта резко сократился. Сейчас цифра колеблется на уровне 15 тысяч тонн в год. Замороженный продукт более низкого качества заменился отечественным охлажденным. Основной объем мяса индейки производится в Ростовской области. Мы растем не из-за санкций, а потому что реализуем собственную программу долгосрочного развития. Сейчас в Октябрьском районе идет масштабная стройка порядка 750 тысяч кв.м производственных площадей. Благодаря этому проекту мы выйдем на объемы производства в 130-140 тысяч тонн мяса живой индейки в год».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1