110 116 15

В возрождении автопрома на юге России власти делают ставку на Чечню

2738
4 минуты

На юге России намерены возродить автопром. В Чечне, где уже 14 лет действует сборочное производство «Автоваза», в 2023 году создадут автомобильный кластер мощностью 16 тыс. автомобилей в год

В возрождении автопрома на юге России власти делают ставку на Чечню

Производство Lada Granta на "Чеченавто" // Фото: minpromchr.ru
Поделиться
О проектах по развитию отечественного автопрома в регионах юга России начали говорить в самом начале 2023 года. Министр промышленности и энергетики Чеченской Республики Адам Хакимов заявил о намерении властей создать в регионе автокластер на мощностях завода «Чеченавто», где будут выпускать автомобили трех отечественных марок.

В Чечню едут ГАЗ и УАЗ

Как рассказал Адам Хакимов, в настоящее время на базе завода «Чеченавто» производится сборка автомобилей Lada Granta и модели «Газель Next» совместно с «Группой ГАЗ»

«Запуск сборочной линии позволил создать до 100 новых рабочих мест. В следующем году начнем собирать там машины УАЗ, и это будет один из первых автокластеров в России по новой форме», — отметил Адам Хакимов.

Мощность автомобильного кластера составит 16 тыс. машин в год.

По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «Чеченавто» зарегистрировано в городе Аргун 2011 году. Основной вид деятельности — производство легковых автомобилей.

Ранее компания имела форму собственности ОАО, которое основали в 2008 году на базе полуразрушенного завода «Пищемаш». Сейчас компания называется ООО «Чеченавто». Это полностью государственная компания, учредителем и владельцем 100% уставного капитала которой является министерство имущественных и земельных отношений Чеченской Республики.

На эту тему
Авторынок Юга откатился на 10 лет назад
Поделиться

Первый договор с «Автовазом» предусматривал сборку седьмой модели Lada. В мае 2008 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2107, после чего началось массовое производство этих машин. С 2011 по 2018 гг. «Чеченавто» выпускал популярную на Северном Кавказе Lada Priora — до 6 тыс. автомобилей в год. Ее производство «Автоваз» прекратил в 2018 году. Затем на предприятии стали выпускать самый продаваемый в России автомобиль Lada Granta.

Кстати, также на этом автозаводе в 2017 году начинали сборку чеченских вездеходов «Чаборз», но после серийное производство перенесли в Российский университет спецназа в Гудермесе, сообщал «Эксперт Юг». Выручка компании в 2021 году составила 1,43 млрд рублей, а чистая прибыль — 18 тыс. рублей.

Инвесторам, которые решат войти в проект автокластера, предложат господдержку.

История автопрома на Северном Кавказе

Создать на юге России площадки для сборки автомобилей планировали еще в 2014 году. Тогда единая экономическая зона, в которой должны были расположиться три автозавода по сборке автомобилей из китайских запчастей, связала бы Ставрополье, Карачаево-Черкесию и Чечню. Об этом рассказывал изданию Юга.ру экс-министр промышленности, энергетики и связи Ставропольского края Виталий Хоценко.

По его словам, на Ставрополье сборкой автомобилей должен был заняться завод «СтавропольАвто», инвестиции в который превысили 6 млрд рублей. Планировалось, что предприятие будет выпускать до 200 тыс. автомобилей в год.

В Чечне должно было быть построено предприятие под рабочим названием «ЮгАвто», а в Карачаево-Черкесии надеялись на мощности завода «Дервейс», который на тот момент мог выпускать до 100 тыс. машин в год.

Однако планы не были реализованы, а предприятия обанкротились.

ООО АК «Дервейс» приостановило работу в 2019 году. Тогда в отношении автомобильной компании было введено наблюдение по иску о банкротстве от налоговиков — организация задолжала 537,4 млн рублей. Позже требования на 1,9 млрд рублей предъявили кредиторы. Компанию признали банкротом, и с февраля 2020 года она находится в процессе ликвидации.

Как ранее сообщал «Эксперт Юг», компания «СтавропольАвто» была филиалом ООО АК «Дервейс», и также не смогла избежать банкротства. В отношении ставропольского филиала был подан иск о банкротстве на 6,8 млрд рублей. Конкурсное производство в отношении компании было открыто в июле 2020 года. Завод приостановил свою работу в конце 2018. По итогам 2019 года убыток предприятия превысил 1,4 млрд рублей.

Собирать отечественные автомобили на Юге страны логично по ряду причин, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Во-первых, они пользуются спросом в регионе, значит проблем с их сбытом не возникнет, — говорит эксперт. — Во-вторых, здесь много квалифицированного персонала, проблем с набором необходимого количества сотрудников не будет. В-третьих, здесь развитая транспортная сеть, что облегчает доставку комплектующих и вывоз готовой продукции, в том числе ее экспорт в другие страны». 

Локализация производства продукции «Автоваза» в регионе не исключена, продолжает Баранов. Это позволит перераспределить нагрузку между поставщиками комплектующих компании, сократит зависимость местного производства от поставок из других регионов, будет способствовать использованию местных ресурсов.

В регионе могут быть созданы разные производства, не только сборочное производство, но также предприятия по выпуску деталей и узлов, как для местного завода, так и для поставки на другие площадки по изготовлению автомобилей. Это позволит увеличить количество моделей, что укрепит позиции головных предприятий на рынке, а также положительно скажется на экономике республики.

Производство комплектующих для автомобилей других марок в республике также возможно, если иностранные компании покажут большую заинтересованность в этом и будут готовы осуществить такие инвестиции.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1