В конце 2016 года стало известно, что финансирование основных проектов ПАО «Роствертол» будет обеспечено гарантиями правительства РФ. Это позволит одному из ведущих игроков на рынке малой авиации России продолжить беспроблемно выполнять гособоронзаказ (ГОЗ), а также продолжить модернизацию, наладить серийный выпуск геликоптеров с двойным управлением и запустить на левом берегу Дона вертолётный кластер. Ожидается, что объём поставок боевых ударных вертолётов Ми-28Н и Ми-35М заказчикам в 2016–18 годах превысит 120 машин (сегодня завод выпускает в среднем по 40 машин в год). Стабильная прибыль от выполнения ГОЗ, зарубежных контрактов и поставок гражданских вертолётов на внутренний рынок в ближайшие четыре года позволит «Роствертолу», с одной стороны, вывести на рынок новые модели военных и гражданских геликоптеров, с другой, реализовать проект создания на левом берегу Дона вертолётного кластера, в составе которого будут работать шесть производств.
Зонтик от правительства
Правительство России предоставило ПАО «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолёты России») государственные гарантии на 3,4 млрд рублей по кредитным линиям Сбербанка РФ, открытым компании под исполнение ГОЗ в 2011 году, общим лимитом в 40,3 млрд рублей. В настоящее время «Роствертол» является основным поставщиком для Минобороны РФ боевых ударных и тяжёлых транспортных вертолётов различных модификаций, в том числе и тех, которые сегодня успешно поддерживают группировку ВКС в Сирии. Общий объём гособоронзаказа держится в секрете, но известно, что в последние годы число машин, переданных заводом Министерству обороны РФ, приблизительно одинаково и составляет порядка 40 ежегодно.
Известно, что в 2016–18 годах «Роствертол» должен отгрузить заказчикам как в ВКС России, так и на зарубежном рынке свыше 120 ударных вертолётов Ми-28Н («Ночной охотник») и многоцелевых Ми-35М (по классификации НАТО — «Лань»). Ударные вертолёты Ми-28Н и многоцелевые вертолёты Ми-35М пользуются стабильным спросом на внутреннем и внешних рынках: в 2012–2014 годах поставлено около 140 единиц техники, в 2015 году — 28.
В 2012–2014 годах предприятием также поставлено 14 тяжёлых транспортных вертолётов типа Ми-26, в 2015 году — 6 вертолётов, а на период 2016-2018 уже имеются экспортные заказы на поставку Ми-26Т2. В прошлом году был завершён контракт на поставку в Алжир последних двух вертолётов Ми-26Т2 из партии в шесть штук.
Такой объём заказов позволяет «Роствертолу» год за годом наращивать свои финансовые показатели (см. график). Поэтому можно считать, что госгарантии станут лишь хорошей страховкой для предприятия, коммерческие результаты которого могут только радовать собственников.
Как заметили «Эксперту ЮГ» в аналитической компании «Арсагера», выручка завода выросла на 70%, составив 43 млрд рублей, а доходы в III квартале 2016 года достигли 18 млрд рублей (против 984 млн рублей в III квартале 2015 года). Учитывая подскочившие коммерческие расходы, можно предположить, что как минимум часть данной выручки носит экспортный характер: напомним, что в портфеле «Роствертола» находятся контракты на поставку вертолётов в Алжир и Ирак. Экспортный характер выручки обусловил повышение операционной прибыли завода более чем на две трети (за счёт девальвации рубля). Таким образом, компания вполне в состоянии обслуживать свои финансовые обязательства и без посторонней помощи, не снижая производственных показателей.
По словам заместителя генерального директора холдинга «Вертолёты России» Александра Щербинина, нынешние объёмы производства и продаж компании составляют около 230-280 вертолётов различного назначения в год. «В ближайшие год-два мы планируем сохранить этот уровень и имеющийся портфель заказов, — говорит г-н Щербинин. — Размер нашего портфеля твёрдых заказов по состоянию на начало 2015 года — более 500 вертолётов. Эти вертолёты мы произведём как для наших традиционных партнёров, так и для новых». Данные аналитической компании «Арсагера» позволяют сделать вывод о том, что «Роствертол» производит приблизительно шестую часть от общего объёма продукции «Вертолётов России». «Мы ожидаем, что в ближайшее время годовой объём производства («Роствертола». — “Эксперт ЮГ”) останется на уровне около 40 вертолётов ежегодно, что обеспечит заводу комфортный уровень зарабатываемой прибыли», — уверены в компании.
Прибыль — в разработки
Однако «лишних» денег у «Роствертола» в ближайшие годы не предвидится. В планах компании значится выпуск новых моделей боевых машин, на что потребуются немалые средства. В прошлом году завод уже запустил в серийное производство ещё одну модификацию «Ночного охотника» — боевой вертолёт Ми-28НЭ с двойным управлением. Новая машина отличается от Ми-28НЭ наличием двойной системы пилотирования, позволяющей управлять вертолётом как из кабины лётчика, так и из кабины лётчика-оператора, выполняющего функции инструктора.
Сохраняя все функции ударного вертолёта, Ми-28НЭ с двойным управлением существенно упрощает процесс обучения военных лётчиков, которым необходима практика налёта на «Ночных охотниках». В новом вертолёте увеличен рабочий объём кабины экипажа, установлены современные энергопоглощающие кресла. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ сделаны из композиционных материалов, что позволяет безопасно завершить полёт при попадании в них снарядов калибра 20–30 мм.
В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились государственные совместные испытания. В настоящее время подписано два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж.
В КБ «Роствертола» сегодня есть ещё несколько перспективных разработок, в том числе и нового тяжёлого вертолёта. Бывший гендиректор компании Борис Слюсарь в интервью «Эксперту ЮГ» несколько лет назад рассказывал, что «данный проект европейцы планировали реализовать совместно с Россией, с учётом нашего колоссального опыта по разработке и производству тяжёлых вертолётов. Позже в качестве возможного партнёра называли США… Известно, что европейцы хотят создать вертолёт, который бы заправлялся в воздухе и пролетал две-три тысячи километров. КНР выражает высокую заинтересованность в совместной с Россией разработке тяжёлого вертолёта. Я поддерживаю этот проект».
Кроме того, в рамках холдинга предполагается срочно решить импортозамещающий вопрос — поставки угловых редукторов для Ми-26Т и Ми-28Н, которые ранее закупались на украинском предприятии «Мотор-Сичь» (Запорожье). Сегодня руководство «Вертолётов России» инвестирует в проект создания на базе пермского предприятия «Редуктор-ПМ» (также входит в холдинг) крупнейшего в России сборочно-испытательного комплекса вертолётных угловых редукторов и хвостовых трансмиссий.
По данным заместителя генерального директора холдинга по производству и инновациям Андрея Шибитова, суммарные инвестиции в проект создания сборочно-испытательного комплекса на базе предприятия «Редуктор-ПМ» составили более 2 млрд рублей.
Кластер обретает реальность
Ещё одной перспективной расходной статьёй «Роствертола» станет амбициозный проект создания вертолётного кластера на базе бывшего военного аэродрома Батайска на левом берегу Дона. Предполагается, что там расположатся лётно-испытательная станция, сборочное производство машин модификаций Ми-28, Ми-35, Ми-26 и центр компетенции по производству лопастей и других изделий из композитных материалов.
В прошлом году было получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза» на проектно-сметную документацию по переносу лётно-испытательной станции на аэродром «Батайск», проект согласован со всеми надзорными инстанциями.
Главная задача новой лётной станции — обеспечить безопасные условия испытаний вертолётов и вывести экспериментальные полёты за пределы Ростова-на-Дону. Нынешнее расположение лётного поля «Роствертола» в центральной части города значительно ограничивает возможности по проведению испытаний новой авиационной техники, которые проходят непосредственно над жилой застройкой. Предполагается, что площадка в Батайске будет обслуживать не только основное производство «Роствертола», но и использоваться для испытания техники, ремонтируемой по заказу Минобороны РФ и других заказчиков.
По утверждению министра промышленности Ростовской области Михаила Тихонова, суммарные инвестиции в эти задонские объекты «Роствертола» составят порядка 12 млрд рублей (включая федеральные средства).
Всего же в составе кластера к 2020 году будут функционировать шесть производственных предприятий, в том числе центр поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны РФ в ЮФО, сборочное производство перспективного среднего вертолёта, центр обучения специалистов в рамках военно-технического сотрудничества. Общая сумма вложений в создание кластера оценивается в 20 млрд рублей.Площадь территории вертолётного комплекса составит почти 800 га. Вертолётостроительный комплекс в Батайске станет крупнейшим центром самых передовых технологий российской вертолётостроительной отрасли. Новые мощности позволят увеличить объём производства современной вертолётной техники, выручки и соответственно объём налоговых отчислений в бюджет, создать дополнительные рабочие места, в том числе за счёт развития инфраструктуры, обеспечивающей работу кластера. «Процесс реструктуризации отечественной вертолётной отрасли выходит на новый этап, — считает Александр Михеев, заместитель генерального директора “Вертолётов России”. — Мы продолжаем формировать новый облик отрасли, создавая центры компетенции, модернизируя производственные мощности, инвестируя в создание производственных и научно-исследовательских вертолётостроительных кластеров, оптимизируя организационную структуру и систему управления активами холдинга».
Впрочем, строительство новых сборочных мощностей в Задонье отнюдь не означает, что прежние заводские корпуса «Роствертола» закрываются. При гарантированном на годы вперёд устойчивом ГОЗ и крупных зарубежных заказах даже временная приостановка производства завода представляется немыслимой. Никто не допустит срыва контрактов и гигантских штрафных санкций. Вероятнее всего, за Дон перенесут испытательные и тренировочные полёты, что логично. А также дополнительные производственные мощности для «Роствертола», объём выпуска продукции которого в условиях импортозамещения и замены устаревшего вертолётного парка России и зарубежья в ближайшие годы должен только расти.
«В России есть целый ряд разработок, которые не имеют аналогов в мире, — например, Ми-17 и Ми-26 последних модификаций, — считает Игорь Коротченко, главный редактор журнала “Национальная оборона”. — На внутреннем рынке прогнозируется стабильный рост поставок вертолётов Ми-35, Ми-38Н, Ка-52 по линии ГОЗ. Идут масштабные закупки различных модификаций Ми-8 и Ми-17. По всем этим вертолётам ожидается увеличение объёмов производства. Также открывается большое окно возможностей для Ми-28НЭ, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона».