Входящая в число характерных динамично растущих компаний региона агрофирма «Юбилейная» показывает одну из самых выдающихся динамик в своём сегменте. По данным Rusprofile, в 2015 году, по сравнению с 2014-м, выручка агрофирмы «Юбилейная» выросла более чем на 50% (с 338 млн рублей до 517 млн рублей). В 2016 году показатель увеличился ещё на 20% и составил 610 млн рублей. Компания, основной вид деятельности которой — выращивание винограда, была создана в Темрюкском районе Краснодарского края в 2006 году. Под виноградники в хозяйстве занято пять тысяч гектаров, из которых около трёх тысяч являются плодоносящими. Выращивается виноград классических (европейских) и автохтонных (местных) сортов. Учредитель и президент агрофирмы Асланбий Нагой является также собственником ООО «Винодельня “Юбилейная”» (выпускает тихие и игристые вина из выращенного агрофирмой сырья; более 6 млн бутылок по итогам 2017 года) и ООО «Торговый дом “Виктория”» (расположено в Майкопе, республика Адыгея), которое специализируется на производстве столовых вин в литровой картонной упаковке («Тетра-пак»). Мощность этого завода — около 30 млн литров в год. Предприятие также занимается оптовой торговлей винно-водочной продукцией.
Выручка винодельни «Юбилейная» в 2015 году составляла 232 млн рублей, в 2015-м — 699 млн рублей, в 2017 году — более 1 млрд рублей.
Как рассказал «Эксперту ЮГ» исполнительный директор «Юбилейной» Владимир Иванов, каждый год, начиная с 2014-го, они увеличивают производственные объёмы в два-три раза. Динамика по выручке не пропорциональна этому росту, поскольку на заводе есть разлитые в бутылки, но ещё не проданные вина прошлых лет. С 2018 года виноделы решили изменить подход и хранить готовое вино не в бутылках, а в нержавеющих ёмкостях на 5 тысяч тонн каждая, и разливать его, исходя из конкретных заказов, поступающих, например, от крупных розничных сетей. По мнению г-на Иванова, это позволит им работать более эффективно и прибыльно.
Слияние двух фирм
— Агрофирма и винодельня который год подряд показывают высокую динамику развития. Благодаря чему происходит этот рост?
— На мой взгляд, причин несколько. Самое главное в том, что «Юбилейную» развивают люди, которые досконально знают весь производственный цикл — от подготовки посадочного материала до представления готового вина на полках в супермаркетах и алкомаркетах. Это важно. На Кубани винный бизнес пытаются развивать многие люди, в том числе и романтики, не имеющие опыта и полные иллюзий, не знающие тонкостей виноделия, не понимающие принципов виноградарства. Как правило, у таких компаний проекты рано или поздно сворачиваются. Исключением являются те романтически настроенные бизнесмены, которые смогли вовремя одуматься и пригласить к себе настоящих профи.
— В чём состоял изначальный замысел бизнеса? Насколько существенно менялся этот замысел впоследствии?
— Наш инвестор — человек из винного бизнеса, который десятилетиями выпускает высокомаржинальный продукт, пользующийся устойчивым спросом. До 2010 года у предприятия не было своего сырья. И инвестор решил развивать собственную сырьевую базу: приобрёл несколько бывших колхозов на Таманском полуострове Кубани. Параллельно собственник новой агрофирмы присмотрелся к старому винзаводу (тогда он назывался винодельня «Запорожская»), расположенному в том же посёлке Юбилейном и находившемуся на грани банкротства.
В 2014 году инвестор принял волевое решение — развивать здесь современное производство качественных сухих и игристых вин. Так появилась винодельня «Юбилейная». Сегодня здесь работает команда профессионалов с многолетним опытом. Например, наш главный специалист по тихим винамЮлия Курилова ранее работала на знаменитом заводе в Цимлянске Ростовской области. Для продвижения вин на российский и зарубежный рынки расширяем штат грамотных маркетологов.
— Как вырабатывались конкурентные преимущества компании? Каковы основные факторы быстрого роста?
— Сегодня наша винодельня входит на Кубани в топ-5 предприятий отрасли. Это произошло, в том числе и благодаря инвестиционной активности. Объём средств, направленных на реконструкцию и модернизацию винодельни, превышает 500 миллионов рублей. Были приобретены импортные автоматы для розлива вин, нержавеющие ёмкости, прессы, акратофоры для шампанизации, дубовые буты для выдержки и другое необходимое оборудование, позволяющее предприятию перерабатывать около 70 тысяч тонн винограда в год и потенциально выпускать более 15 миллионов бутылок. Для агрофирмы «Юбилейная» были приобретены участки под виноградники, импортные и отечественные саженцы, сформирован парк высокопроизводительных комбайнов, позволяющих собирать урожай аккуратнее человека и на порядок быстрее. Сырьё попадает в переработку максимально целым и чистым.
Ещё одна составляющая роста — продуктовая линейка. Для производства вина мы выбрали классические и автохтонные сорта, с которыми работает ограниченное число виноделен. Сегодня многие выпускают каберне, шардоне, мерло, рислинг. Чаще это моносорта, реже — купажи. С автохтонами, как менее известными и более восприимчивыми к вредителям и болезням, большинство виноделов края вообще опасается работать. Мы же пошли на эксперимент и предложили рынку вина из малоизвестных, но очень интересных по органолептике сортов винограда. Так появились две линейки красных, белых и розовых вин «Юбилейной». В рознице они продаются по 300–400 рублей за бутылку.
Но главный фактор роста — синергетический эффект, который положительно влияет на динамику агрофирмы и винодельни. Проще говоря, успех одной не был бы возможен без успеха другой. Хороший урожай агрофирмы позволяет нам делать качественное вино, продавать его и, на волне растущего спроса, увеличивать объёмы, для чего нужно больше основного сырья. В итоге агрофирма «Юбилейная» расширяет площади под виноградники. В этом году, кстати, начнут плодоносить ещё около одной тысячи гектаров.
— Сейчас агрофирма и винодельня «Юбилейная» — это два самостоятельных юридических лица. Возможно, более целесообразным было бы создание единого предприятия?
— Такие планы есть. Сейчас идёт подготовка документов к объединению компаний в одно юрлицо, которое будет заниматься производством винограда и вина. Такое объединение должно произойти до конца нынешнего года.
В приоритетах питомник и фирменная сеть
— Какие приоритетные задачи ваши компании решают в нынешнем году? Что для вас сейчас наиболее актуально?
— Основные задачи для винодельни — это увеличение объёмов производства и расширение каналов продвижения. В 2018 году, по сравнению с 2017-м, мы планируем выпустить в два раза больше вина — 14 миллионов бутылок, из которых 10 миллионов — это тихие вина. Увеличивается не только объём производства, но и ассортимент. Мы вводим новую линейку недорогих вин, которые будут стоить в рознице 150-200 рублей за бутылку, и расширяем линейку премиальных вин. Это вина, которые выдерживаем в дубовых бочках восемь-десять месяцев.
Далее, поскольку ни один супермаркет или алкомаркет объективно не может представлять весь наш ассортимент (а это уже около 100 позиций), мы планируем в каждом городе-миллионнике открыть по фирменному магазину. Это будут такие шоу-румы площадью до 100 квадратных метров на главных улицах мегаполисов. Начнём в этом году с Краснодара. Далее по плану — Ростов-на-Дону, Волгоград, Москва и Петербург. Инвестиции в одну такую имиджевую «точку» составят до 10 миллионов рублей.
Очень важная задача — развитие службы продаж. Несколько лет назад у нас было, как мы шутим, всего полтора специалиста, которые взаимодействовали с двумя-тремя сетями в Краснодаре и Ростове и одним дистрибьютором (это сейчас их у «Юбилейной» по два-три в каждом крупном городе страны). В ситуации, когда объёмы небольшие (как было в 2015-м, в первой половине 2016 года) «продажников» хватало. Просто за минувшие два года наши производственные объёмы увеличились более чем в шесть раз: с 900 тысяч бутылок до 6 миллионов. И с этим объёмом уже должна работать профессиональная служба. Сейчас у нас есть филиалы в Москве и Краснодаре. Развиваем сеть региональных представителей, которых пока чуть более 20. И, как уже говорил, есть планы по созданию собственной розницы. Словом, работаем, в том числе и над расширением штата.
Ещё важно, что в структуре нашей группы компаний есть дистрибьютор «Кристалл», у которого имеется логистическое подразделение с собственным автопарком. Это позволяет нам поставлять вина торговым партнёрам. По мере необходимости будем совершенствовать логистику, развивать складские мощности.
— Для более динамичного развития, о котором вы говорите, нужны люди. Насколько сильно вы ощущаете кадровый дефицит?
— С кадрами действительно сложно. Мы находимся в сельской части Таманского полуострова. Это такая кубанская глубинка, куда не каждый приедет. Ближайший город, Темрюк, расположен в часе езды от винодельни. Это далеко, и для постоянно работающих у нас людей будет неудобно. У нас на балансе есть четыре общежития, в которых живут работники агрофирмы «Юбилейная», строим ещё одно общежитие. А в более отдалённой перспективе намерены построить рабочий посёлок, где будут современные квартиры для наших сотрудников и их семей.
— Вы обрисовали задачи для винодельни «Юбилейная». А что в приоритетах для вашей агрофирмы?
— Прежде всего, это развитие собственного питомника. Он займёт около 80 гектаров и позволит нам получать саженцы из тех классических и автохтонных сортов винограда, из которых на нашей винодельне вырабатываются наиболее качественные вина. Таким образом, мы полностью уйдём от закупки посадочного материала у итальянских поставщиков, что даст минимум 50 процентов экономии при расширении виноградных площадей. Оно как раз является второй приоритетной задачей для нашего сельхозподразделения. Согласно плану развития агрофирмы, ежегодно она должна засаживать новой лозой 300-350 гектаров. План на этот год чуть больше — 370 гектаров, из которых 320 гектаров займут кусты из собственного питомника, а 50 гектаров — 200 тысяч итальянских саженцев, которые мы закупили по ранее заключённому контракту.
Китай и HoReCa полюбили российское
— Почему, расширяя ассортимент вин, вы решили развивать два прямо противоположных ценовых сегмента — низкий и высокий?
— Хорошие недорогие вина хотят видеть на своих полках крупные розничные операторы — «Магнит», X5 RetailGroup, «Лента» и другие. На недорогих винах можно сделать неплохую наценку. Наша новая линейка, которую мы впервые представили в начале года в Москве на «Продэкспо», ритейлеров сильно заинтересовала по соотношению «цена/качество». Судя по уже поступившим заявкам, в 2018 году мы выпустим не менее 3,6 миллиона бутылок, примерно треть от запланированного годового объёма сухих вин.
На наши дорогие вина есть спрос со стороны рестораторов и других представителей HoReCa, которые хотят видеть в своих винных картах продукт, по качеству и цене способный достойно конкурировать с лучшими испанскими, французскими и итальянскими аналогами. И у нас есть сорт вина, который так и называется — «Достойный».
Сегодня, если рассматривать группу компаний в целом, мы в состоянии закрыть все ценовые категории: от самых ординарных вин до элитных. Это путь, по которому в Краснодарском крае развиваются многие крупные производители. Лично нам больше всего импонирует стратегия и тактика нашего ближайшего соседа — компании «Фанагория», у которой есть недорогие, средние по ценам, премиальные вина, а также очень хорошие по качеству коньяки и чача. Предприятие использует только собственный виноград и совершенствует качество. Это один из лидеров отрасли (среди которых «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино» и другие компании Краснодарского края и России), на которых «Юбилейная» ориентируется в своём развитии.
Оборудование, технологии, сырьевая база и кадры позволяют нам также быть в числе лидеров.
— Насколько важной для вашей компании является экспортная активность?
— В этом году, особенно после «Продэкспо», мы почувствовали интерес иностранцев к нашим винам. Заинтересовались представители Северной Европы и Австрии, правда, речь не идёт о больших объёмах. Как правило, это винные бутики, которые просят «что-то экзотическое, для ассортимента».
Наиболее активно настроены китайцы, которые ранее крупными партиями покупали грузинское полусладкое вино. Но сейчас они склоняются к европейскому стилю потребления, для которого характерен интерес к хорошим сухим винам. Российское вино, в том числе и наше, весьма интересует «китайских товарищей». Они — ребята масштабные: только на пробу хотят взять контейнер (а это не менее 10 тысяч бутылок). Думаю, у нас получится сотрудничество с ними.
— Считаете ли достаточным уровень государственной поддержки, существующий сейчас в вашей отрасли?
— В Краснодарском крае выделяются субсидии на закладку и уход за виноградниками, размер которых с каждым годом увеличивается. Развивается система льготного кредитования сельхозпроизводителей, в том числе и виноградарей. И уровень такой поддержки мы считаем достаточным.
Но вот чего действительно не хватает, так это государственной системы продвижения отечественного вина и формирования культуры его потребления. В стране она находится на очень низком уровне. Хорошее отечественное вино, по большому счёту, не является пока в России популярным продуктом, в отличие от крепкого алкоголя и пива. Это хорошо иллюстрировала статистика прошлых лет, когда в целом по России производство вин упало на 10-15 процентов, а импорт, наоборот, рос. Мы только потому стали исключением и росли на фоне падающего рынка, что, во-первых, были маленькими и наращивали объёмы, подтягиваясь до уровня крупных заводов. Во-вторых, смогли найти свою нишу, и пошли несколько иным путём, чем большинство средних (по объёмам) российских виноделен: выпустили вина, непохожие на другие отечественные и зарубежные, и по ценам, которые, даже после прохождения через торговых посредников, остаются интересными для конечного потребителя. О других факторах нашего роста я говорил выше.
По сути, сейчас у нашего рынка есть две серьёзные проблемы. Первая — это высокая доля импорта. За последние два года в целом по стране он вырос на 7,7 миллиона дал. Причём это совершенно ординарные продукты, самой дешёвой категории, поступившие в основном из стран ЕС. С этим можно бороться, только пропагандируя хорошее отечественное вино. Кстати, во время круглого стола в Анапе, который проводил «Эксперт ЮГ», прозвучало предложение о создании такой общей телерекламы российского вина, похожей на знаменитую в своё время кампанию «Выбирай российское». Думаю, федеральной и региональной власти к столь конструктивной идее надо как минимум прислушаться. С этого года российским виноделам разрешили рекламировать свою продукцию по телевидению. Однако делать это можно только после 23.00, и стоит это очень дорого, по карману только самым крупным производителям (например, таким как «Фанагория» — «Эксперт ЮГ»). Реклама в интернете и вовсе запрещена.
Вторая проблема — наличие фальсифицированной и контрафактной продукции. К её решению должны подключиться регулирующие и правоохранительные органы. Наличие контрафакта, фальсификата, плохого по качеству вина — настоящий бич отечественного виноделия. Их доля в ряде районов Краснодарского края доходит до 50 процентов и выше, что плохо отражается на имидже всей нашей отрасли.