От ВгТЗ остался лишь памятник танку Т-34 перед зданием бывшего заводоуправления. Фото: ltrips.ru
Поделиться
Сегодня местные власти говорят о том, что здесь появится молодежный кампус. С этой целью планируется в дальнейшем продлить линию скоростного трамвая в этом направлении.
Однако каждый раз, когда в Волгограде вспоминают про бывшую территорию бывшего завода-гиганта, в городе разгорается крупный скандал. Местные жители до сих пор не могут смириться с тем, что известное в советское время на всю страну предприятие давно кануло в лету и восстановлению не подлежит.
Попытки разгрести руины
Как сообщили в пресс-службе администрации Волгограда, на публичных слушаниях обсудят изменения границ территориальных зон территории, включающей площадку бывшего ВгТЗ и прилегающую территорию в Тракторозаводском районе, с зоны комплексного и устойчивого развития (К1), производственно-деловой зоны (П2), зоны объектов коммунальной и транспортной инфраструктур IV и V классов опасности (ИТ2) на зону объектов общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда (Д2–1), производственно-деловую зону (П2), зону парков, скверов, садов, бульваров, набережных, пляжей (Р1). Ознакомиться с проектом можно будет с 6 по 25 октября.Застроить территорию ВгТЗ в последние годы пытались неоднократно, но каждый раз вопрос повисал в воздухе. Ранее на площадке бывшего завода хотели открыть торговый центр. Свои планы по застройке этого участка озвучивало ООО «ТЦ «Орион», но обещанный двухэтажный объект пока так и не появился, а видео, снятые с помощью квадрокоптеров, демонстрируют горы строительного мусора на местах былой славы.
Поделиться
От завода-гиганта остались лишь руины. Фото: cdn.iportal.ru
При этом каждый раз на информацию о возможных преобразованиях этой большой территории жители реагируют очень болезненно. Разговоры и в большей степени жалобы на то, что Волгограду не удалось спасти знаменитый на всю страну тракторный завод продолжаются не один десяток лет. Для местных жителей, особенно представителей старшего поколения, это предприятие долгое время ассоциировалось с великим прошлым города на Волге, его с промышленными достижениями и «богатым наследием СССР».
Предприятие с богатой историей
Легендарный ВгТЗ начинает свою историю еще в далеких 20-х годах прошлого века. Тогда он назывался «Сталинградский тракторный завода имени Ф.Э.Дзержинского». В июне 1930 года на предприятии выпустили первый советский колесный трактор СТЗ-1, в основе которого, по мнению специалистов, была конструкция одного из лучших тракторов того времени. За первые 10 лет производства на СТЗ создали свыше 10 тыс. различных боевых единиц, которые использовала танковая армия СССР в начале Великой Отечественной войны. В тяжелые для страны времена завод был главным производителем техники для фронта. Так, специальный конструкторско-экспериментальный отдел СТЗ к 1941 году наладил производство легендарного танка Т-34, выпуская примерно 10 единиц в день.
После распада СССР дальнейшая судьба завода, как и многих предприятий на тот момент, складывалась непросто. В 1992 году предприятие приватизировали. В 2005 ВгТЗ признали банкротом - на тот момент предприятие было разделено на четыре компании. Однако до сих пор в интернете встречаются лжесайты ВгТЗ. Мошенники предлагают свои услуги, прикрывались известной маркой завода, от которого в настоящее время остался лишь памятник танку Т-34 перед зданием бывшего заводоуправления, где сейчас сдают помещения в аренду.
Завод был варварски разграблен
Председатель комитета Волгоградской областной Думы по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству Руслан Шарифов отметил, что сегодня местные власти активно ищут варианты, а их пока не так много, приведения в порядок площадки бывшего завода. При этом говорить о возобновлении какого-либо производства в этом месте уже бессмысленно.
«В начале нулевых руководство области не смогло спасти этот завод, хотя, на мой взгляд, на тот момент не хватило также принципиальной позиции правительства РФ по данной территории. Важно было не допустить разграбления этого предприятия, но двадцать лет назад завод был варварски разграблен. В связи с этим данную площадку уже нельзя было рассматривать, как базу для будущих проектов в сфере промышленности, — комментирует «Эксперту Юг» председатель думского комитета. — По такому же сценарию в свое время мог произойти и развал волгоградского химпрома. Но здесь губернатор Андрей Бочаров смог удержать ситуацию и спасти предприятие от разрушения».
И хотя в регионе часто звучат мнения о том, что в случае сохранения мощностей ВГТЗ, в нынешней экономической и политической ситуации его можно было бы возродить и начать производить здесь импортозамещающую технику, эксперты придерживаются другой точки зрения.
Поделиться
По словам Руслана Шарифова, площадку ВгТЗ уже нельзя рассматривать, как базу для будущих проектов в сфере промышленности. Фото: Telegram-канал эксперта
«Это спорный вопрос. Дело в том, что в Волгограде сегодня есть достаточно нефункционирующих заводских площадок, куда можно приглашать иностранных инвесторов: моторный завод, завод буровой техники и другие. Не стоит также забывать, что многие производственные площадки таких предприятий уже давно устарели, и их переделывать, модернизировать зачастую выходит дороже, нежели создавать что-то с нуля, — рассуждает Руслан Шарифов. — Кроме того, нахождение крупных предприятий в черте города приводит к возникновению проблем с экологией. Как мы видим сегодня, вынос промышленной зоны за территорию жилой застройки является также одним из направлений развития Волгограда».
Одна из старейших волгоградских легенд
Аналогичного мнения придерживается и редактор информагентства «ВолгаПромЭксперт», член общественной палаты Волгоградской области Сергей Жуков. По его словам, происходящие события являются логичным завершением истории с развалинами давно не действующего тракторного завода.
Однако многие горожане до сих пор не могут смириться с тем, что завод разрушен, а на его месте наконец-то появится что-то новое.
«Тема развалин тракторного завода уже давно стала одной из городских легенд. Когда нужно добавить негативной информации про город, тут же вспоминают развал ВгТЗ, — считает Сергей Жуков. — Только люди, погруженные в эту тему знают, что в последние годы работы завода его продукция уже не была так востребована и зачастую не отвечала современным стандартам в этой области. Настал период, когда тракторный завод не мог уже конкурировать с иностранными компаниями. Бывший хозяин завода, насколько мне известно, локализовал производство сельхозтехники в Чебоксарах. Там эта работа налажена».
Эксперт напомнил, что сегодня 40% доходов консолидированного бюджета Волгоградской области поступают именно от промышленного сектора, а «стоны» некоторых общественников и блогеров об упущенных возможностях не имеют под собой какого-либо основания.
«Сегодня в регионе работают свыше 150 крупных и средних предприятий. При этом у нас до сих пор наблюдается нехватка профессиональных кадров в сфере промышленности, хотя зарплаты здесь довольно высокие. Поэтому критикам хочется посоветовать отправиться на завод и посмотреть, как это работает изнутри. Свободных вакансий сейчас хватает», — говорит Сергей Жуков.