Ростовский бизнесмен нестандартно подошёл к организации цветочного бизнеса, найдя и новый для сегмента канал поставок, и изобретательный способ продаж. Его вложения окупились за месяц, и теперь автор проекта собирает средства на строительство оранжереи.
Эта статья продолжает цикл публикаций о молодых предпринимателях, подготовленный студентами Южного федерального университета в рамках совместного с «Экспертом ЮГ» проекта по деловой журналистике.
21-летний предприниматель Тимур Кадыров настаивает на том, что продаёт не цветы, а романтику, хотя и математикой своего бизнеса владеет обстоятельно. В первый же месяц окупив затраты, внесённые из личных средств, он нашёл все возможные сценарии роста для своего направления, один из которых подразумевает превращение компании из торговца в производителя — постройку оранжереи для круглогодичного выращивания цветов.
Этот предпринимательский сюжет не был бы выдающимся, если бы не продукция, не поставщики и не канал продаж. Все эти составляющие цветочного бизнеса организованы довольно нестандартно: компания «Просто цветы» торгует полевыми и домашними цветами, закупая их у местных дачников, а продаёт непосредственно на улице. Экономический успех предприятия можно объяснить тем, что с введением санкций стоимость импортных цветов выросла, но Тимур Кадыров предпочитает романтическое объяснение, в котором главным двигателем продаж является общение с покупателями и стихи, добавленные к букету.
Стихи в придачу
— В Ростове, как и практически во всех остальных крупных городах, конкуренция среди цветочных магазинов очень высокая. На каких преимуществах построен ваш бизнес?
— Начну с того, что мы делаем нашу работу с душой. Во-вторых, наш продукт — это локальные и всегда свежие цветы. Мы закупаем их ранним утром и всё распродаем до вечера. А то, что не продаем, дарим знакомым. Наши цветы никогда не хранятся в холодильниках.
— В чём вы видите основную суть проекта?
— Для меня это социальный проект. Я вижу своей целью не получать прибыль от продажи букетов, а напоминать людям о чувствах и эмоциях, которые дарят цветы. Цветы ведь можно дарить не только по праздникам: нет ничего стыдного в том, чтобы проявлять свои чувства и дарить цветы каждый день. Мы даже проводили опрос, ходили по улицам и спрашивали у мужчин, когда они последний раз дарили цветы любимой женщине. Самыми частыми ответами были «на свадьбу» или «Восьмое марта». Это, конечно, и так было понятно. Но, надеюсь, «Просто цветы» смогут изменить такой подход.
— Что в таком случае для вас является показателем успешности?
— Для меня главный показатель — это не прибыль, конечно. Я отслеживаю комментарии в социальных сетях, отзывы. Люди пишут о том, что теперь могут себе позволить дарить цветы почти каждый день, так как наши букеты стоят всего 200 рублей. Я вижу, что искренние эмоции становятся доступнее с нашими цветами, и это здорово. Кроме того, многие наши покупатели начали интересоваться поэзией (в каждом букете «Просто цветов» есть вкладыш с поэзией ХХ века). Люди хранят наши записки со стихами. Очень лестно слышать, когда говорят, что благодаря нам кто-то стал читать Роберта Рождественского, Эдуарда Асадова.
— Почему вы выбрали именно полевые цветы? И как вы думаете, почему другие цветочные магазины не уделяют внимание этому продукту?
— Полевыми цветами торгуют, но не делают на них акцент. Цветочники строят продажи, в основном, на импорте, продукции из Голландии, Эквадора и других стран, хотя иногда используют и местную розу. Почему они так делают? Я не знаю. Наверное, потому что смотрят на это только лишь как на бизнес. А мы первые раскрыли всю романтику простых цветов, первые начали позиционировать их не просто как обыденность. Возможно, все дело в отношении. Главное - изменить его. И я не люблю розы. Особенно те, которые в цветочных салонах. Я уже немного разбираюсь в цветах, и меня всегда пугали эти огромные розы в целлофане.
Дойти до тысячи букетов
— Что было самым сложным на первых этапах организации бизнеса?
— Достичь того момента, когда о нас узнают, начнут понимать всю эту тему, начнут вникать. Это было самым сложным.
— Каких средств потребовал старт проекта? И каков был источник финансирования?
— Проект был организован за счёт моих личных средств. Я вложил 15 тысяч рублей. Это затраты на рекламу, аренду гаража для работы и остальные мелочи.
— Вы закладывали какие-либо сроки окупаемости?
— Сроки окупаемости были очевидны сразу, это ближайший месяц. Так и случилось. Через месяц мы вышли в ноль, а на второй уже стали получать прибыль. Поначалу я один ходил с букетами по улицам.
— Какова динамика развития вашего бизнеса на сегодняшний день?
— У нас положительная динамика развития. Все началось с 200 букетов в месяц, а перед закрытием сезона мы продавали около 1000 букетов в месяц.
— Сколько букетов вам нужно продать в день, чтобы окупиться?
— 10–15 букетов. У нас бывают дни, когда мы продаем 40–50 букетов. В будущем хотим выйти на 100 букетов в день. Тогда это будет сверхокупаемость.
— Опирались ли вы на какие-то другие проекты или идеи, когда разрабатывали идею?
— Ни на какие проекты я не опирался. Уже после того, как проект заработал, я увидел в Москве велоцветочный магазин. У них, кстати, отличные варианты букетов. Очень душевные.
Поставщики с соседней улицы
— Расскажите подробнее о технике продаж. На старте проекта вы ходили по улицам и предлагали цветы прохожим. А как это происходит сейчас?
— Наш главный инструмент — общение. Необходимо задавать правильные вопросы, чтобы завязался разговор. Даже если человек не приобретает букет, он задумывается, возможно, начинает что-то осмыслять. Технология продаж не изменилась, мы лишь начали серьёзнее использовать социальные сети.
— Почему вы организовали свой бизнес как сезонный?
— Дело не в количестве цветов или их сезонности. Проблема в том, что продавцы сейчас не могут торговать цветами на улице из-за погодных условий. А это было одной из основных идей нашего проекта. На самом деле нет трудностей в том, чтобы достать цветы, например, в январе. И у нас большие планы. В будущем цветы будут и на День всех влюблённых. Мы нашли поставщиков, которые могут выращивать местные цветы практически круглый год.
— Кто ваши основные поставщики?
— Это дачники-пенсионеры, и у нас их много. Вышел я на них очень просто: нашёл на ближайшей от своего дома улице. Мы предлагаем выгодные условия: облегчаем им работу. Пожилому человеку порой трудно часами стоять на улице с парочкой букетов, пытаясь продать их.
— Вам бы хотелось больших темпов развития «Просто цветов»?
— Да, конечно, хотелось бы большего.. Перед нами сегодня стоит юридический вопрос, регистрация компании. Сейчас компания оформлена как ИП. А недавно к нам поступила угроза из Москвы: владельцы товарного знака «Простоцветы» требуют пять миллионов. Хотя мы зарегистрированы под названием, которое пишется в два слова. А у них одно. Пока не знаю, что выгоднее: проводить экспертизу или менять название (на момент публикации интервью ростовский бизнесмен зарегистрировал компанию под названием PROSTO ЦВЕТЫ. — «Эксперт ЮГ»). Летом 2016 года мы планируем выйти на новый уровень. Я хочу, чтобы мы сами выращивали цветы. В планах — строительство оранжереи в Ростове.
— Расскажите подробнее, в чём заключается замысел оранжереи? И каких средств требует его реализация?
— Возможно, это будет коммерческий проект с социальной подоплёкой. Оранжерея позволит как можно больше сохранить свежесть цветка. В планах сделать оранжерею своеобразным творческим пространством, где можно было бы поработать или просто выпить чашечку кофе. Проект подразумевает один интересный арт-элемент, но пока я не хочу об этом рассказывать. По грубым подсчетам на это всё нужно около миллиона рублей. Инвесторов не нашёл, по пути кредитования идти не хочу: в нашей стране это не очень выгодно. Буду пробовать собрать эти деньги самостоятельно.