74 84
«ЭКСПЕРТ ЮГ» в соцсетях:

Юг «подсел» на онлайн-покупки: как интернет-торговля вытесняет ритейл

6248
5 минут

Пандемия коронавируса дала ощутимый толчок российскому рынку e-commerce. По доле интернет-торговли в топ-10 лидеров среди регионов РФ вышли Краснодарский край и Ростовская область. Почему онлайн-продажи растут на Юге, узнал «Эксперт Юг».

Юг «подсел» на онлайн-покупки: как интернет-торговля вытесняет ритейл

Фото: pixabay.com

Пандемия коронавируса дала ощутимый толчок российскому рынку e-commerce. По доле интернет-торговли в топ-10 лидеров среди регионов РФ вышли Краснодарский край и Ростовская область. Почему онлайн-продажи растут на Юге, узнал «Эксперт Юг».


Из-за пандемии коронавируса немногие секторы экономики показывают рост в этом году. Одним из них стал рынок e-commerce. Проникновение интернет-продаж на Юг зафиксировали в АКИТ. Исследование Ассоциации показало, что в первом полугодии 2020 года доля интернет-торговли в общем обороте впервые превысила 10%. Объем рынка вырос до 1,654 трлн рублей, что на 400 млрд рублей меньше, чем за весь 2019 год. 

При этом, оборот розничной торговли в России за первые семь месяцев сократился на 5,8%: до 18,2 трлн рублей, сообщил Росстат. По итогам 2020 года ВВП страны может составить 6,6%. Спад может стать самым сильным за 11 лет ؅ — такой неутешительный для прогноз на пике пандемии давал МВФ.

«Интернет-торговля в период пандемии интенсивно поддержала восстановление экономики России. Поэтому в мае организация предложила правительству компенсировать субъектам МСП, включая самозанятых, часть комиссий, которые они платят маркетплейсам, в рамках федеральной программы», — заявил президент АКИТ Артем Соколов.

Кубань на четвертом месте в РФ по интернет-торговле


На фоне сокращения рынка розничной торговли вырос интерес к покупкам в интернете — поток продаж устремился в онлайн-каналы. По итогам 2019 года оборот российской розницы составил 33,6 трлн рублей. По данным АКОРТ, нон-фуд (он же непродовольственный ритейл) по итогам может потерять 35% — 6,08 трлн рублей. По прогнозам АКИТ, онлайн-торговля окажется на уровне 2,5 трлн рублей и займет до 10% всего рынка. Согласно данным исследования Ассоциации, за 2019 год покупательская аудитория e-commerce увеличилась на 4,4 млн пользователей. Всего онлайн-покупкам отдают предпочтение 47,2 млн россиян.

По данным исследования АКИТ, в денежном выражении распределение интернет-торговли по федеральным округам выглядит следующим образом: большая часть — 41,70% — приходится на ЦФО. Еще 15% — на СЗФО. На ЮФО приходятся 7,60% , на СКФО — значительно меньше: всего 2%.

Региональное распределение рынка интернет-торговли. Инфографика АКИТ.
Региональное распределение рынка интернет-торговли. Инфографика АКИТ.

По итогам 2019 года южные регионы РФ заняли две строчки в десятке лидеров по доле интернет-торговли. Четвертое место в локальном (4,0%) и трансграничном (4,7%) рынке занял Краснодарский край, уступив лишь Москве, Санкт-Петербургу и Московской области. В локальном рынке за Краснодарским краем следуют Республика Татарстан (2,6%) и Свердловская область (2,2%). По трансграничным продажам на пятое место вышла Ростовская область (2,5%).

Борьба между местными игроками и трансграничными операторами продолжается


Отметим, трансграничная торговля в интернете растет быстрее, чем российский рынок онлайн-розницы. По данным АКИТ и Сбербанка, за год россияне тратят 586 млрд руб. на онлайн-покупки в зарубежных магазинах. В основном, товары приходят из Азии: покупки составляют 62,5% и обходятся в 366 млрд. руб. в год. Также вещи заказывают в Европе (26,2% или 154 млрд руб.) и Америке (10,3% или 60 млрд руб.). Наибольшей популярностью у россиян в иностранных интернет-магазинах пользуются категории «электроника и бытовая техника» (средний чек 14, 478 руб.), «автозапчасти и аксессуары» (средний чек 10,150 руб.) и «инструменты и садовая техника» (средний чек 9,158 руб.). Одежду и обувь через интернет чаще покупают на локальном рынке.

Аналитика-2019_page-0005.jpg
Распределение по товарным категориям на локальном и трансграничном рынке 2019. Инфографика АКИТ.

Такие площадки, как Ozon, AliExpress и Яндекс.Маркет, борются за покупателя, предлагая все более низкие цены и все меньшие сроки доставки.

«У России большой потенциал в сфере онлайн-продаж. Сейчас в крупных странах доля электронной коммерции превышает показатель 15-20%, в нашей стране этот показатель пока не превысил 10%. Говоря о наших продажах, мы можем отметить устойчивый положительный тренд и не видим падения интереса к онлайн-покупкам после отмены режима самоизоляции. Например, в августе продажи на площадке выросли на 60% к апрелю», — прокомментировала «Эксперту Юг» в пресс-службе «AliExpress Россия», — «Сейчас наш покупатель может приобрести на AliExpress мед от уральского производителя или одежду от модного московского бренда, и получить посылку за несколько дней. Говоря о продажах в южных регионах, то можно отметить, что покупатели предпочитают заказывать на AliExpress бытовую электронику, смартфоны, аксессуары для авто, компьютеры, товары для дома, одежду и товары для красоты и здоровья».

В пресс-службе «Яндекс.Маркет» «Эксперту Юг» рассказали, что в первой половине 2020 года количество заказов в ростовском логистическом комплексе «Беру» выросло в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и сейчас там размещают товары более 500 поставщиков. По словам представителей компании, 50 компаний из Ростовской области отправили свои товары в Москву через транзитный склад, что даёт возможность продавать их по всей России.


Главные тренды в e-commerce


Среди основных трендов на рынке электронной торговли можно отметить следующие: рост числа маркетплейсов и фулфилмент-центров, выход производителей на конечного потребителя, вложение в IT и трансформация маркетинга. К 2024 году электронная торговля займет 19% от общего объема розничных продаж, прогнозируют в аналитическом агентстве Data Insight.

«Онлайн постепенно становится местом для покупки товаров повседневного спроса. По итогам 2019 года уже 40% российских покупателей имеют опыт покупки FMCG-категорий через Интернет. Общение ведется напрямую с покупателем. Например, на Яндекс.Маркете пользователи могут задать вопросы про товары магазинам напрямую и получить ответ. Всё чаще заказы делаются со смартфона. В 2019 году каждый третий заказ делался со смартфона (исследование Яндекс.Маркета и GfK, 2019). Кроме того, растет популярность самовывоза: 65% интернет-покупателей выбирают самовывоз (пункт выдачи заказа, постамат, Почта России) как самый предпочтительный способ получения заказа, а 20% онлайн-покупателей уже пробовали забирать заказ из постамата (Яндекс.Маркет и GfK). Постепенно уходит стремление всеми силами заманить клиента в магазин. Сейчас упор делается на лояльность и "срок жизни" покупателя» — отметила директор по связям с общественностью «Яндекс.Маркет» Полина Упитис.

По словам представителей компании, в России меняется покупатель: в платежеспособный возраст входит поколение Z (до 24 лет), которое не мыслит свою жизнь без смартфона, поэтому ритейлерам, которые желают развивать продажи, стоит вкладываться в мобильные продажи, соцсети и современные способы маркетинга.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наша группа в Facebook, формат «без галстука» в канале Telegram, наш канал на Youtube, наш Instagram, наш Яндекс.Дзен.

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.