Татьяна Нечепаева считает, для развития туристической отрасли Юга нужен системный подход. Фото предоставлено экспертом.
Поделиться
Аудитория «Эксперта Юг» — прежде всего, жители Юга России, поэтому мы не уверены, что его результаты распространяются на жителей России в целом. Однако, когда мы начали опрашивать представителей туристической отрасли, мы от них всех слышали прежде всего слова о росте туристического потока в южных регионах в 2023 году.
Так, по словам директора «Агентства по развитию туризма Ростовской области» Татьяны Горяйновой, за первое полугодие 2023 года турпоток в донской регион увеличился на 60%.
«С одной стороны, это легко объяснимо, поскольку границы закрыли, и сейчас россияне все чаще отдают предпочтение отдыху на родине. С другой стороны, показатели Ростовской области увеличились в том числе за счет автотуризма. Аэропорт пока не функционирует, поэтому основной нашей целевой аудиторией стали путешественники, приезжающие на автомобилях. Многие из них едут на юг через наш регион, останавливаются у нас по дороге туда и на обратном пути, — отмечает эксперт. — Основной поток наших туристов идет из Москвы и Московской области, но часто приезжают люди из соседних регионов — Волгоградской, Воронежской областей, часть отдыхающих добирается к нам из регионов Среднего Поволжья».
Поделиться
Туристам есть что посмотреть в Ростовской области. Фото: reina-tour.ru
При этом Татьяна Горяйнова уверена, что инфраструктура в Ростовской области сегодня достаточно развита. Плюс, инвесторы, видя увеличение турпотока, готовы делать вложения в эту сферу.
«В крупных городах региона, Ростове-на-Дону, Азове, Новочеркасске, достаточно гостиниц — от хостелов до пятизвездочных отелей. Загородных отелей различной ценовой категории у нас тоже хватает. В районе побережья Дона есть много баз отдыха с прекрасными условиями. У нас также большое количество средств размещения на Азовском море. Тем не менее, поскольку турпоток увеличивается, нашлись инвесторы, готовые вкладываться в эту отрасль. Активный процесс инвестирования в туристическую отрасль начался в прошлом году. В основном речь идет о глэмпингах, базах отдыха», — пояснила директор «Агентства по развитию туризма Ростовской области».
Директор компании «ДИСКАВЕРИ-КМВ» Яна Черных согласна с тем, что наблюдается заметное увеличение турпотока. Сегодня туристы выбирают экскурсии в Минеральные воды, а также в соседние республики Северного Кавказа. Самыми популярными местами по-прежнему остаются Домбай, Эльбрус, Грозный.
«Да, мы наблюдаем увеличение турпотока. Это заметно даже по загруженности наших гостиниц. Понятно, что курорты Северного Кавказа всегда пользовались популярностью у туристов. К нам приезжали и продолжают приезжать отдыхающие из самых разных регионов. Но изменилось отношение к отдыху. Если раньше люди приезжали, чтобы поправить здоровье в санаториях, то сейчас туристы чаще отдают предпочтение экскурсиям, — рассуждает Яна Черных. — Но в наших республиках пока еще есть проблемные точки. С сервисом местами — очень грустно. Например, не хватает заведений общепита. Также мы наблюдаем нехватку гостиниц».
Поделиться
Яна Черных отмечает, что туристы вместо лечебных процедур стали выбирать экскурсии. Фото предоставлено экспертом
По мнению гендиректора туристической компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяны Нечепаевой, рост турпотока, если сравнивать с предыдущими годами, безусловно, растет. Но в сравнении с прошлым годом — наблюдается некое падение. Так, по оценкам эксперта, популярность курортов Крыма и Абхазии немного снизилась. Однако сделать точные подсчеты представителям отрасли пока сложно, так как выросла доля «самостоятельных» путешественников, которые планируют свой отдых, не прибегая к услугам турфирм.
«Нынешняя политическая ситуация, проблемы с логистикой, как например закрытие аэропортов, приводят к тому, что люди стали чаще выбирать внутренний туризм. К тому же, упала платежеспособность населения. Хотя люди, которые выбирают отдых класса «люкс», делают ставку на качество и сервис, по-прежнему нередко отдают предпочтение турецким курортам, поскольку наши отели в такой ценовой категории тоже подняли цены», — анализирует директор туристического бизнеса.
Татьяна Нечепаева также уверена, что для развития туристической сферы Юга не хватает системности. Необходима федеральная программа, которая поможет навести порядок в этом направлении. Кроме того, эта отрасль испытывает серьезный кадровый голод, поскольку вузы, где обучают будущих специалистов в области туризма, сильно оторваны от реальности и мало времени уделяют практической деятельности.
Поделиться
На юге увеличилось число самостоятельных путешественников. Фото: сайт kukarta.ru
«Конечно, в южных регионах наблюдается нехватка инфраструктуры. Возьмем наши кавказские республики: Чечню, Дагестан, Адыгею. Есть там прекрасные места, но инфраструктура пока не развита. А одной экскурсионной программы в этом плане недостаточно. Это наблюдается и во многих регионах ЮФО. Когда выезжаешь за пределы крупных городов, видишь отсутствие дорог и нормальных туалетов, да и в общем, сервис оставляет желать лучшего, — резюмирует эксперт. — Специалистов выпускают многие учебные заведения. Но эти люди потом не приходят в отрасль. А если приходят, то их компетенция не соответствует ожиданиям. Откуда тогда взяться сервису? У туризма на юге огромные ресурсы, но требуются глобальные изменения».