Руководство агросоюза «Юг Руси» (Ростовская область, основной бенефициар предприниматель Сергей Кислов) построит одну из крупнейших маслобоен в России по переработке сои — 3 тысячи тонн в сутки (1 млн тонн в год) и бутилированию масла на Дальнем Востоке. Ожидается, что финансирование проекта (12 млрд рублей) возьмёт на себя Внешэкономбанк и китайские инвесторы из корпорации САМС. Однако, эксперты высказывают сомнения в возможности инвестора обеспечить сырьём столь крупное предприятие — для его загрузки потребуется засеять все пригодные для земледелия пахотные поля на Дальнем Востоке. К тому же рынок сбыта соевого шрота пока тоже не определён.
Молот ТОРа
Донской агрохолдинг станет одним из первых резидентов созданной в августе на целых 70 лет территории опережающего развития (ТОР) «Михайловский» в Дальневосточном федеральном округе. Соглашение об этом подписано в рамках Восточного экономического форума между руководством ГК «Юг Руси», Внешэкономбанком и ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС», предусматривающее строительство в ДФО крупнейшего на Востоке страны маслоэкстракционного завода мощностью переработки до 3 тысяч тонн соевых бобов в сутки и выпускающего соевый изолят, шрот, лецитин, наливное и рафинированное фасованное соевое масло.
Своё участие в этом подтвердил глава ВЭБа Владимир Дмитриев, сообщивший в своём телеинтервью, что его банк «намерен продвигать проект «Юга Руси».
В пресс-службе ВЭБ уточнили, что речь идёт об инвестициях в размере 11,7 млрд рублей.
При этом планируется привлечение средств китайских финансовых институтов.
Это уже не первый случай финансового сотрудничества крупнейшего отечественного агрохолдинга с китайскими компаниями. В мае текущего года его президент Сергей Кислов и президент China National Chemical Engineering Company (Китайской национальной химической инжиниринговой компании, CNCEC) Юй Цзиньбо подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее поставку для входящего в холдинг Новошахтинского завода нефтепродуктов китайского оборудования. Финансирование взял на себя China Exim Bank. Общая сумма вложений со стороны КНР не называлась, но в процессе модернизации НЗНП фигурировала цифра 4,4 млрд рублей.
На этот раз проект куда более масштабный, предусматривающий организацию промышленного и сельскохозяйственного производств (холдинг будет арендовать землю под посевы сои) с организацией 10 тысяч новых рабочих мест, что делает его уже социально значимым для правительства Приморского края.
При этом «Юг Руси» попадает не только в социальный, но и в «политический трэнд», выпуская для региональной экономики импортозамещающую продукцию. В настоящее время соевый шрот для дальневосточного животноводства главным образом импортируется из-за океана. Незначительная часть кормовых шрота, половы и сечки производится на ЗАО «Уссурийский масложиркомбинат «Приморская соя» (13,75% акций принадлежит группе Вадима Мошковича ГК «Русагро») мощностью переработки 450 тонн в сутки.
«Наш проект — это улучшение логистики, а значит и удешевление продукции, — пояснил Сергей Кислов. — Приморье широко известно своим аграрным потенциалом. Мы построим здесь завод, ориентированный, прежде всего, на местный рынок».
Таким образом, будущая маслобойня г-на Кислова становится знаковым объектом уже и для руководства ДФО.
Особую роль в проекте, безусловно, призвана играть новорождённая ТОР, в рамках которой упрощаются таможенные процедуры до режима «свободной экономической зоны», обеспечивается приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, убираются административные барьеры.
По данным директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края Дениса Бочкарева, в ТОР «Михайловский» войдут три муниципальных района: Черниговский, Спасский и Михайловский. Ожидается, что на них разместятся перерабатывающие мощности «Юга Руси», свиноводческие комплексы «Русагро» и мукомольные производства.
Океанский прилив
Организация ТОРа имеет для «Юга Руси» ещё один важнейший логистический аспект. Федеральным законом от 13 июля 2015 года (N 212-ФЗ) правительство России ввело режим «порто-франко» для Владивостока (в первой половине XIX века этот режим привёл к стремительному расцвету Одессы). Как раз через «свободный порт» Владивостока «Юг Руси» вероятнее всего будет получать сырьё для своей маслобойни.
Эксперты сходятся во мнении, что обеспечить местной соей будущий МЭЗ практически невозможно.
Так потребности Уссурийского МЖК в сырье при гораздо меньшей мощности производства, по подсчётам директора по инвестициям «Русагро» Сергея Трибунского, составляют 150 тысячах тонн соевых бобов в сезон. Это количество можно вырастить на площади не менее 50 тысяч га из общей площади, пригодной для сельхозиспользования на Дальнем Востоке в 200-300 га.
Впрочем, сегодня как-то своевременно возникли проблемы у прямого конкурента «Юга Руси» на Дальнем Востоке. В отношении ЗАО «Уссурийский масложиркомбинат «Приморская соя» решением Арбитражного суда Приморского края от 23 июля 2015 года возбуждено производство по делу о банкротстве. А комбинат как раз является крупным переработчиком сои и производителем шрота, глицина и масла.
У «Русагро» в Приморском крае 20 тысяч га земельных угодий, где выращивается соя и кукуруза, а также планы по строительству в регионе к 2018 году свинокомплекса мощностью 50 тысяч тонн в убойном весе. Он и должен потреблять произведенный на УМЖК шрот.
Кстати, ряд своих перерабатывающих активов в Краснодарском крае (Кропоткинский и Лабинский МЭЗы, Краснодарский МЖК) и Воронежской области (Аннинский и Лискинский МЭЗы) г-н Кислов приобрёл именно у «Русагро».
Огромной же маслобойне «Юга Руси» (1 млн тонн сои в год) для полной загрузки своих мощностей потребуется занять под сою всю полезную площадь региона. Что само по себе невозможно даже при максимальном содействии местных властей и уж слишком смахивает на хрущевские кукурузные времена.
Остаётся вариант импорта соевых бобов из заокеанской Бразилии (крупнейший поставщик на мировой рынок), для чего и потребуется облегчённый режим «порто-франко». Однако и здесь есть сложности с рынком сбыта.
— Перспективы проекта «Юга Руси» нам непонятны, — заметил «Эксперту ЮГ» генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. — Чтобы загрузить заявленные мощности необходимо будет налаживать большие объёмы сырья из Бразилии, ибо вырастить в регионе столько сои просто не получится. Другой вопрос, куда девать полученные 800 тысяч тонн соевого шрота? Допустим, такие объёмы соевого масла без проблем проглотит китайский рынок. Но шрот Китай производит сам из тех же бразильских бобов и категорически отказывается импортировать. На внутреннем же рынке разместить такие объёмы попросту невозможно — ближайшие крупные потребители находятся на Алтае, но с нынешним железнодорожным тарифом везти его просто нерентабельно.
Исполнительный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов согласен с тем, что Китай, потребляющий 70 млн тонн бразильских соевых бобов в год и не сертифицировавший импорт шрота, не готов потреблять продукцию будущего МЭЗа. В то же время он считает реальным реализацию шрота в европейской части России.
Однако здесь «Югу Руси» придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией.
Основными потребителями соевого масла отечественного производства являются маргариновые заводы, масложировые комбинаты и другие предприятия пищевой отрасли, использующие его в качестве сырья для производства маргарина, майонеза, пищевых жиров и других продуктов.
В европейской части России лидирует отечественная группа «Содружество», которая перерабатывает на своих трёх заводах в Калининградской области 8 тысяч тонн соевых бобов в сутки (3 млн тонн в год).
В августе новый завод в Казани запустила группа ГК «НЭФИС» (Татарстан), который по мощности переработки (3,2 тысячи тонн маслосемян в сутки) будет превосходить дальневосточный проект «Юга Руси». До этого предприятия группы выпускали до 175 тысяч тонн шрота в год.
Соевые же концентраты сегодня почти полностью импортируются из того же Китая.
Впрочем, учитывая, что в проекте «Юга Руси» участвуют китайские инвесторы, можно предположить, что в Поднебесной знают, что делать с будущей продукцией агрохолдинга. К тому же как раз у КНР наибольший опыт функционирования ТОРов (более 400, обеспечивающих 20% ВВП Китая и привлекающих 46% иностранных инвестиций).
— Я не ставлю под сомнение расчёты и компетенцию менеджмента «Юга Руси», — заявил «Эксперту ЮГ» исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. — Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья. Тем более, что для обеспечения маслобойни сырьём можно использовать посевы не только в Приморском крае, но и в Хабаровском, а также Амурской области.
Запасной вход
Впрочем, «Юг Руси» собирается войти на Дальний Восток и с другой двери. По информации г-на Кислова, агрохолдинг планирует построить в Находке на площадке компании ООО «Фиш Ко» (специализируется на вылове биоресурсов, принадлежит компании ООО «Развитие») мощности по разливу и фасовке 40 тысяч тонн бутилированного масла в год. Наливное масло будет поставляться на Дальний Восток из собственных маслобоен «Юга Руси», расположенных в ЮФО и ЦФО.
Г-н Кислов не стал уточнять параметры этого проекта, но эксперты Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) исходят из цифры в 20 млн долларов на это количество разливочных мощностей.
По собственным данным руководства «Юга Руси», сегодня его продукция занимает долю в 70-80% рынка растительного масла Дальнего Востока, а налаживание собственной фасовки в регионе поможет повысить рентабельность за счёт экономии на логистике.
По подсчётам генерального директора исследовательской компании «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, транспортная составляющая одной бутылки фасованного масла от Ростова до Владивостока обходится компании 7,5 рублей, а перевозка в цистернах наливом в среднем обойдется до 4,5 рублей за литр.
Бутилированное масло будет экспортироваться в страны АТР и в первую очередь в Китай, с которым уже есть предварительная договорённость на поставку 20 тысяч тонн масла. У «Фиш Ко» есть собственный выход к морю, на базе которого менеджмент «Юга Руси» планирует к 2019 году построить перевалочные мощности для экспорта масла.
По данным «СовЭкон», импорт российского подсолнечного масла Китаем за минувший сельхозгод вырос почти в четыре раза (с 6 до 21 тысячи тонн), рапсового — более чем в 15 раз (с 0,6 до 15 тысяч тонн), соевого — почти в 20 раз (с 0,2 до 20 тысяч тонн).
Однако и здесь представляется не всё так безоблачно для донского агрохолдинга.
В конце июля 2015 года в городе Южном (Одесская область) была запущена первая очередь крупнейшей на Украине маслобойни МЭЗ «Олсидз Блэк Си». Директор маслобойни Евгений Климович утверждает, что к 2021 году после сдачи третьей очереди предприятия МЭЗ сможет перерабатывать ежесуточно до 5 тысяч тонн сои (сегодня — 1,2 тысячи тонн). Глава правления группы Вячеслав Петрище заметил, что основной рынок сбыта продукции МЭЗа – Индия и Китай.
Именно с украинскими компаниями (лидеры по производству масличных в Европе) «Югу Руси» придётся конкурировать в АТР.
Впрочем, и у соседей наблюдаются схожие с российскими проблемы дефицита сырья. По данным аналитика масличных рынков ИА «АПК-Информ» Анны Бурки, с учётом запущенного МЭЗа, совокупные мощности маслобоен только Одесской области вырастают с 1,8 до 2,4 млн тонн в год в то время, как регион производит не более 1 млн тонн масличных (по всей Украине дисбаланс между урожаем и мощностями составляет 11 к 16 млн тонн).
Иными словами, «Югу Руси» при реализации своего проекта придётся решать сразу несколько ключевых задач: обеспечение будущего предприятия сырьём, урегулирование тарифного вопроса с РЖД, облегчение заградительных мер по входу на китайский рынок шрота. Хотя при уже успешном решении финансовых вопросов для холдинга г-на Кислова это не представляется непосильным.