Соглашение о модернизации минэнерго подписало с девятью нефтеперерабатывающими комплексами: АО «Нефтехимсервис», ОАО «Новошахтинский НПЗ», ООО «Афипский НПЗ», АО «ТАНЕКО», ПАО «Орскнефтеоргсинтез», АО «Антипинский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ» и ООО «Славянск ЭКО». Четыре из этих НПЗ работают на Юге: «Афипский НПЗ», Славянск ЭКО» и «Ильский НПЗ» в Краснодарском крае, «Новошахтинский НПЗ» — в Ростовской области.
«Документом утвержден перечень промышленных установок вторичной переработки нефти на НПЗ, строительство которых позволяет предприятиям претендовать на получение возвратного акциза в рамках завершения "налогового маневра"», — уточнили в минэнерго.
В рамках соглашений нефтяные компании до 1 января 2026 года должны ввести 13 установок вторичной переработки нефти, это позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса К5 более чем на 3 млн тонн в год. Общий объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации НПЗ за период 2015-2026 гг. составит около 300 млрд рублей.
Объем инвестиций, направленный на модернизацию мощностей Афипского нефтеперерабатывающего завода в Краснодарском крае в рамках соглашения с минэнерго РФ, составит 100 млрд рублей, сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос «Эксперта Юг». Как говорится в сообщении НПЗ, среди объектов в рамках соглашения — комбинированная установка вакуумной перегонки мазута и висбрекинга гудрона мощностью 3 млн тонн в год, которая была построена в конце 2017 года. «Пуск положил начало процессам вторичной переработки нефти, позволил отказаться от выпуска прямогонного мазута в качестве конечного продукта переработки, увеличить выход светлых нефтепродуктов с 53% до 55% и глубину переработки с 53% до 77%», — уточнили в компании. Второй объект — комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,5 млн тонн в год, который обеспечит практически полную переработку сырья в более ценный нефтепродукт — дизельное топливо стандарта «ЕВРО-5». Выход светлых нефтепродуктов увеличится более чем на треть, при этом глубина переработки достигнет 80%, уточняется в сообщении. На заводе уже выполнили комплексные инженерные изыскания, разработали проектную документацию, с 2018 года ведутся строительно-монтажные работы. Кроме того, будут построены объекты общезаводского хозяйства для функционирования технологических установок.
//фото с сайта Афипского НПЗ
Модернизация позволит производить экологически чистое топливо высокого качества из тяжелых нефтяных фракций и увеличит глубину переработки сырья, технологические процессы станут малоотходными и будут оказывать минимальное воздействие на окружающую среду при высокой энергоэффективности новых установок, отмечают на Афипском НПЗ. «Строительство и ввод в эксплуатацию новых технологических объектов позволят привлечь в регион крупные инвестиции, повысить рентабельность завода, увеличить налоговые поступления в бюджет, создать условия для обеспечения внутреннего рынка качественным экологическим топливом стандарта «ЕВРО-5», — добавили в компании.
Ильский нефтеперерабатывающий завод в Краснодарском крае инвестирует более 30 млрд рублей в строительство комплекса по производству бензинов и ароматических углеводородов, сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе ООО «КНГК-ИНПЗ». Комплекс состоит из установок гидроочистки прямогонных бензинов, риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, изомеризации С5-С6 и блока выделения ароматических углеводородов.
Комплекс мощностью 1,5 млн тонн в год позволит выпускать товарные бензины пятого класса, сжиженный газ, который используются как в виде моторного топлива, так и в качестве сырья в нефтехимической отрасли, а также ароматические углеводороды, которые применяются в качестве сырья, в частности, при производстве ПЭТ-тары. Строительство комплекса положит начало развитию нефтехимического производства на предприятии, отметили в компании.
Составом комплекса также предусматривается строительство 30 объектов общезаводского хозяйства, уточнили в компании. В настоящее время разработанная проектная документация проходит государственную экспертизу. После этого будут определяться EPC-подрядчик и поставщик оборудования.
Получить актуальную информацию о модернизации в рамках соглашения с минэнерго в «Славянск ЭКО» и «Новошахтинском НПЗ» не удалось.
Минэнерго РФ при этом будет вести ежемесячный мониторинг выполнения соглашений. Согласно Налоговому кодексу, компании, заключившие соглашение о модернизации, получают право на обратный акциз на нефть, если поставляют на внутренний рынок не менее 10% бензина «ЕВРО-5» от объема переработки или инвестируют в модернизацию в 2015–2024 гг. не менее 60 млрд рублей.
Обратный акциз — налоговый вычет для НПЗ, ранее на него могли рассчитывать только компании, попавшие под санкции, и крупные НПЗ. Вычет компенсируют предприятиям потерю маржи от работы на внутреннем рынке из-за постепенного обнуления к 2024 году экспортной пошлины на нефть при повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Без заключения инвестиционных соглашений указанные выше НПЗ не получили бы отрицательный акциз, говорит аналитик VYGON Consulting Евгений Тыртов. «На данный момент Славянск ЭКО, Новошахтинский, Афипский и Ильский НПЗ осуществляют простую перегонку нефти и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка кондиционным автобензином. Поэтому без заключения инвестиционных соглашений они бы не получили отрицательный акциз, выплаты по которому указанным НПЗ уже в 2019 году составят 8,5 млрд рублей, а за весь период налогового маневра — около 180 млрд рублей, — указывает аналитик. — Такие объемы субсидий позволят НПЗ провести модернизацию с выпуском автобензина и его поставкой на внутренний рынок». Кроме того, в результате улучшения структуры выпуска нефтепродуктов после модернизации величина отрицательного акциза вырастет, добавляет Евгений Тыртов. «Если в текущей конфигурации указанных заводов к завершению налогового маневра отрицательный акциз составил бы около 5-6 долл./барр. переработанной нефти, то после модернизации его величина увеличится до 8-9 долл./барр. Без инвестиционных соглашений указанные НПЗ, скорее всего, не смогли бы провести модернизации, а без модернизации после завершения налогового маневра в 2024 году НПЗ стали бы нерентабельными и были бы закрыты».