103 107 14

Южные виноделы высоко оценили шансы на импортозамещение

2284
11 минут

Российское виноделие переживает период подъема, который удачно совпал с перебоями в поставках импортной продукции. Чтобы воспользоваться шансом, предстоит долгий путь, прежде всего, связанный с продвижением отечественного продукта

Южные виноделы высоко оценили шансы на импортозамещение

Круглый стол «Как использовать новые возможности для российского вина», организованный Аналитическим центром «Эксперт Юг», прошел в Анапе//Фото: "Эксперт Юг"
Поделиться

Санкции и нарушение логистических цепочек бросили российской промышленности серьёзный вызов. Импортозамещение из политического тренда превратилось в жизненную необходимость, но отечественное виноделие подошло к этому периоду в окрепшем виде. К 2020 году в России производится на 10% (44 млн дал, данные Росстата и ООО «Национальные кредитные рейтинги») вина больше, чем пятью годами ранее. Динамика потребления, правда, немного снизилась в ковидный 2020-й год (на 10%). При этом растут и площади закладки новых виноградников — в 2022 году их будет 100 тыс. га или на 5% больше, чем годом ранее. Также улучшаются качественные и маркетинговые показатели российского вина, чему свидетельство — международные награды для всё большего количества марок российских вин.

Российское вино не только замещает на полке импорт, но и превращается в самобытный качественный продукт со своей историей. На круглом столе «Как использовать новые возможности для российского вина», организованном Аналитическим центром «Эксперт Юг» руководители винодельческих компаний, представители власти, бизнес-ассоциаций и регионального экспертного сообщества обсудили, какие вызовы стоят сегодня перед отраслью, какие возможности есть у отечественного рынка вина и как ему укрепить позиции на меняющемся рынке.

Шато де Талю 88002001317.ru.jpg

Поделиться

Винодельня "Шато де Талю" под Геленджиком//Фото: irecommend.ru

Что сейчас происходит с отраслью

По словам Симона Черепнина, заместителя начальника управления по виноградарству и винодельческой промышленности, начальника отдела винодельческой промышленности Краснодарского края, текущие производственные показатели иллюстрируют позитивную динамику, а достижение планируемых результатов в этом году опасений не вызывает. Так, за четыре месяца 2022 года прирост производства винодельческой продукции на Кубани составил 14% по сравнению с прошлым годом. Производство вина выросло на 7%, игристого вина — на 33%. На данном этапе заложено 830 гектаров, всего планируется более 1,7 тыс. гектаров.

Однако перед отраслью, по его словам, стоит целый ряд проблем, связанных с нарушением логистики и ограничением поставок в РФ многих необходимых составляющих. Это пробка, мюзле, этикетка, дрожжи, фильтры. Также есть существенная зависимость от высококачественного зарубежного сельскохозяйственного и винодельческого оборудования, которое в России практически не производится. На данном этапе, по словам Симона Черепнина, отрасль использует запасы и ищет возможности поставки оборудования и составляющих через третьи страны, а реальную картину можно будет увидеть только к концу лета.

Виктор Персианов, заместитель генерального директора ООО «АПК Мильстрим-Черноморские вина», отмечает, что также импортным дефицитным товаром являются бочки для хранения вина, которые поставлялись из Франции.

Генеральный директор ассоциации «Виноградари и виноделы» Оксана Багачева соглашается, но предлагает обратить внимание на позитивные стороны:

— Недавно на нас вышел научно-исследовательский питерский институт. Они отправили на исследование пробку собственного производства из березы. Предварительные исследования показали, что она хорошо взаимодействует с вином. Мы ждём, что скажет Институт имени Горбатова. 

Для ощутимых результатов понадобится много времени и технологическая база. Наибольшие успехи в сфере импортозамещения показывает производство саженцев. В регионе уже действует ряд крупных питомников, а в ближайшее время запустятся и новые, как например, агрокомплекс «Юбилейный». Но даже если найти саженцы и землю, производство вина — долгий процесс. Как отметил Симон Черепнин, чтобы получить бутылку качественного вина из саженца — нужно минимум 7–8 лет. А чтобы подготовить винодельню для запуска и получить лицензии мелкому производителю, по словам Николая Спасибенко, учредителя винодельни «Спасибенко», потребуется 3 года.

Кроме того, в новых условиях эксперты видят возможности для здоровой конкуренции и повышения качества продукта. По их словам, существующие проблемы делают рынок живым и интересным. «Новые возможности — занять свою нишу на российском рынке и увеличить качество вина. Сейчас будет расти конкуренция, и каждый будет стараться, чтобы увеличить продажи», — резюмирует Оксана Багачева. 

Защита виноградников от различных насекомых-вредителей — один из ключевых моментов в обеспечении их безопасности, а значит, и в создании качественного вина, убежден Игорь Колесник, руководитель отдела продаж ООО «Био Технология». «Био Технология» последние несколько лет занимается применением защиты в открытом грунте — это полевые культуры и сады, а также виноградники.

«Чтобы защита растений была наиболее эффективной, нами разработана специальная программа, — отметил Игорь Колесник. — В рамках нее мы делимся накопленными знаниями на регулярной основе. Проводим семинары и вебинары, в ходе которых обсуждаем различные аспекты сферы защиты растений. Занимаемся обучением сотрудников по защите растений. У нас развита логистика, есть собственный транспорт, что позволяет быстро доставлять продукты в любой регион России. Например, в одном агрохозяйстве в Крыму мы вносили средства защиты против клещей на площадях порядка 350 гектар с помощью дронов. Биоинструмент, который мы бы хотели предложить против виноградной листовёртки, — массовая дезориентация с помощью диспенсеров с высокой дозой феромонов вредителя. Идеально работает на массивах от 50 гектар. Также мы предлагаем помощь в борьбе против красного плодового клеща, коричнево-мраморного клопа и совки хлопковой».

Государственная поддержка есть, но не всем её достаточно

Как отметила Наталья Носовская, генеральный директор «Поместье «Шато Андре», поддержка чувствуется и их предприятию её хватает. Речь идёт и о льготном кредитовании с минимальной ставкой 3,5% и хорошими условиями, и о грантах в сфере агротуризма, и о возмещении денег, затраченных на рекламу. 

Однако не все знают о грантах и программах, проводимых в государстве. Владимир Лисовский, заместитель генерального директора АО «Дивноморье», отмечает, что наиболее нужная поддержка — информирование от государства:

— Например, о санкционных товарах — чтобы было понятно, какие товары доступны, а какие нет, есть ли аналоги. Чтобы была информация о том, как закупить какие-то товары через третьи страны и возможно ли это. Единого информационного портала не существует, а это необходимо. 

Петр Заралиди, технолог ООО «Винное подворье старого грека», считает, что нужно восстановить систему выездов на места выращивания винограда и производства вина, которая была ослаблена и переведена в онлайн-формат. Более того, он подчеркивает, что требуется государственное финансирование на качественные аккредитованные лаборатории с хорошими приборами, чтобы делать все необходимые анализы.

Заралиди.jpg

Поделиться

26 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». По словам Натальи Чибиневой, председателя Ассоциации «Кубаньвиноградалко», новый закон ставит перед отраслью два основных условия — российское вино должно делаться из российского винограда и вино должно делаться только из винограда. Это, безусловно, поможет сделать вино более качественным и натуральным, однако от государства нужна помощь в популяризации российских вин, в возможностях открытой рекламы и продвижения.

Николай Спасибенко, учредитель винодельни «Спасибенко», видит две проблемы:

— Первый вопрос, что делать со столовыми сортами винограда. Их вроде ставят в реестр, но винзаводы не хотят их принимать. Вторая проблема — мер господдержки недостаточно. Речь идёт о ГСМ, пестицидах и удобрениях. Недавно вышло постановление о мерах господдержки на этот год. Там появилась субсидия от 20 до 40% на возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений. Но только тех, которые не вредят окружающей среде. Неплохо было бы, если бы расширили этот перечень, потому что без других удобрений не получится, а цена на пестициды выросла». 

Ярмарка как веха в признании вина сельхозпродукцией

С 14 по 28 мая в Анапе в прошла первая в России эногастрономическая ярмарка «А.Море Вина». Это мероприятие фактически было организовано по обновленным стандартам 171 ФЗ, который теперь позволяет проводить подобные ярмарки с целью продвижения российской винодельческой продукции.

Организаторами выступили власти города-курорта, а также ассоциация производителей винограда и вина Краснодарского края «Кубаньвиноградалко». В её рамках гости могли главное: покупать и дегустировать вино так, как и должно, по мысли виноделов, быть – как обычную сельхозпродукцию.

Эксперты считают, что это важный шаг в развитии винной отрасли в России и смелый поступок — раньше такие ярмарки были запрещены, потом за из разрешение шла борьба, но не каждый был готов взять на себя ответственность первыми организовать такое мероприятие, опасаясь штрафов.

Наталья Чибинева, председатель Ассоциации «Кубаньвиноградалко», и Галина Коваленко, директор ООО ТЦ «Кубанские вина», заместитель председателя Ассоциации «Кубаньвиноградалко», вверяют, что мероприятие имело успех, поэтому планируется проводить подобные ярмарки чаще.

IMG_6581.jpg

Поделиться

Наталья Носовская, генеральный директор «Поместье «Шато Андре», отметила:

— Ярмарка дала возможность узнавать о брендах, она действительно работает. Особенно она актуальная в курортных городах в летнее время. За этот месяц мы получили около 30 звонков с Москвы и Питера. Звонили разные магазины, бутики, сети, которые занимаются продажей вина. Они ищут тех, кто сможет заменить импортное вино.

Новые возможности виноделов

Анастасия Шамрицкая, директор по развитию ООО «Шато де Талю», считает, что любые проблемы отрасли можно преодолеть, если работать вместе. Помимо этого, она предлагает объединяться и создавать новые мероприятия, а также их единый календарь. Это позволит объединиться разным производителям и не упустить свой шанс где-то поучаствовать, подготовиться заранее.

Шамрицкая.jpg

Поделиться

Эксперты видят проблему в том, что федеральные сети продажи алкоголя хотят понизить стоимость русского вина, чтобы получить выгоду, заменяя импортные товары. Но себестоимость выращивания винограда очень высока, потому что производители используют ручной труд, при этом цены на виноград не падают. Анастасия Шамрицкая понимает, что создать собственную сеть по продаже вина непросто, поэтому она предлагает следующее:

— Нужна помощь в открытии собственных винодельческих сетей. Это может быть и объединение при специальных условиях на аренду или продажу этих площадей. Мне кажется, сейчас, только объединившись, мы сможем преодолеть этот период. У нас все получится, нужно только спланировать всё сообща. 

Ещё одним совместным мероприятиям эксперты видят объединение для создания общей наружной рекламы, которую будут видеть туристы, пока едут по многочисленным трассам Юга России.

Винный туризм как способ наполнить бюджет винодельни

По словам Анастасии Шамрицкой, продавать вино в магазинах и бутиках непросто. Покупатель смотрит по обложке, иногда советуется с продавцом, но это не даёт ему познакомиться с разными сортами вина и понять, чего именно он хочет, что позволяет сделать винный туризм. Винный туризм — это особая туристическая программа, в рамках которой гости посещают винодельню и видят своими глазами, как производится напиток, а также могут его попробовать и купить.

Владимир Лисовский также считает винный туризм одним из драйверов. Из-за сложностей выезда за границу сегодня растёт интерес туристов именно к российскому вину.

Одна из проблем в этой сфере — аэропорты в ряде регионов России закрыты, что уменьшает поток потенциальных туристов из других уголков страны.

Однако Анастасия Шамрицкая продолжает смотреть на ситуацию позитивно:

— Мы видим большой интерес со стороны туристов. Больше всего к нам приезжают из Краснодарского края, Ростовской области и Ставрополья, но на майские праздники приезжали и москвичи, и питерцы. Сейчас с ограничением авиасообщения мы видим отмены, потому что добраться стало сложнее, но туристы всё равно едут. С сентября прошлого года мы приняли десять тысяч туристов, такие же планы и на вторую половину года. 

Это же направление продолжает развивать « Мильстрим-Черноморские вина».

Как продать или проблемы маркетинга

По мнению Людмилы Чикариной, ректора Кубанского института менеджмента, предпринимательства и маркетинга, произвести хорошее вино важно, но также важно его продать, а для этого важно специальное образование. 

Чекарина.jpg

Поделиться

По ее словам, совместно с научно-методическим центром винного образования «Лаборатория вина», а также Ассоциации производителей винограда и вина Краснодарского края «Кубаньвиноградалко» была разработана программа «Современные методы работы виноградарско-винодельческой отрасли».

Материалы программы основаны на российском и зарубежном опыте и позволяют в освоить современные подходы к виноградарству и виноделию, даются основные принципы бизнес-планирования винодельческих предприятий, а также примеры маркетинговых стратегий производителей вина, основанные на мировом опыте, а также разъясняются нюансы закона «О виноградарстве и виноделии в РФ».

Обучение проводится в течение двух месяцев, в дистанционной форме, с проведением очных практических занятий на виноградниках и винодельческих предприятиях Краснодарского края, а также в ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства и виноделия». Помимо этого, институт год назад предлагал трехнедельный интенсивный курс «Амбассадоры российского вина». На нём были теоретически изучены вины и винодельни Кубани, Дона, Крыма и Ставрополья с дегустацией их продуктов.

По словам Людмилы Чикариной, на курс и программу к ним приходят люди, которые знают только об «Абрау-Дюрсо», «Фанагории» и «Массандре», а уходят с полноценной картой винных производств России и знаниями об этом напитке. Сейчас время — когда нужно объединяться, когда нужно учить человека, что такое российское вино и показывать его разнообразие.

Партнерами мероприятия выступили: Банк «Кубань Кредит». Компания «Био Технология». Группа компаний «Фабер Лекс». Семейный курорт Alean Family Doville.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1