В начале марта ОАО «Астон Продукты питания и пищевые ингредиенты» продало 50% своего крахмалопаточного бизнеса Archer Daniels Midland Company (международная компания со штаб-квартирой в США). Компании как паритетные партнёры будут развивать заводы в Рязанской и Владимирской областях (ООО «Астон Крахмало-продукты» в Ибреди и ООО «КПЗ Новлянский» в Новлянке совокупной мощностью более 200 тысяч тонн в год).
Детали сделки и стоимость покупки не раскрываются. Цель сделки — «продолжать развитие в области заменителей сахара и крахмалов на растущем российском рынке продуктов питания и напитков», говорится в ответе на запрос «Эксперта ЮГ» компании «Астон» по поводу сделки с ADM. Управление этим совместным предприятием будет осуществляться советом директоров, состоящим из равного числа представителей ADM и «Астон».
«Сроки заключения сделки зависят от разрешений, выдаваемых государственными регулирующими органами. Мы планируем оформить договор в конце второго квартала этого года. Пока этого не произойдёт, будем продолжать работать как отдельные предприятия», — сказал «Эксперту ЮГ» финансовый директор ОАО «Астон Продукты питания и пищевые ингредиенты» Константин Петин.
«Астон» является одним из крупнейших в России предприятий по производству продуктов питания и пищевых ингредиентов. Компания находится в пятёрке крупнейших российских переработчиков зерна. Оборот компании в 2016/2017 сельхозгоду составил 76 млрд рублей против 57 млрд рублей годом ранее (рост 33%).
В лице ADM компания «Астон» приобретает партнёра с выдающимся отраслевым опытом. В составе ADM 500 заготовительных центров, 270 предприятий по производству пищевых ингредиентов, 44 инновационных центра и крупнейшая логистическая сеть. ADM производит продукты питания, пищевые ингредиенты, корма для животных, продукцию для промышленных и энергетических целей. Оборот ADM, по собственным данным, в 2017 году составил 61 млрд долларов.
«ADM — одна из крупнейших зернотрейдинговых компаний в мире. Она входит в число так называемых “четырёх сестёр” — ABCD — вместе с Bunge, Cargill и Louis Dreyfus. К их числу относят также и команию Glencore. При этом ADM — это единственная среди них компания, которая до сих пор не присутствовала на российском рынке», — отмечает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. По его словам, со стороны ADM сделка с «Астоном» — это пробный шаг для изучения рынка перед строительством собственных мощностей. «Не думаю, что компании таких масштабов будет интересно оставаться в сложившихся рамках», — предполагает эксперт.
По его мнению, «Астон» в рамках этой сделки избавляется от активов, которые ему «не очень удобны и интересны». С такой оценкой согласен ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. «Присутствие “Астона” в крахмалопаточном производстве само по себе странно, — считает г-н Иванов. — Это очень капиталоёмкое направление, требующее особенных компетенций, сложных технологий и ноу-хау, которыми обладают единицы компаний в мире. В лице ADM “Астон” получил стратегического партнёра, который обладает и технологиями, и дешёвыми западными деньгами. Не исключаю, что в ближайшем будущем они выкупят производство полностью, и что это будет не единственная сделка ADM на российском рынке».
На сайте ADM по поводу сделки с «Астоном» сказано следующее: «Мы расширяемся, чтобы обслуживать растущую российскую пищевую промышленность. “Астон” является ключевым игроком на этом важном рынке . Эти инвестиции являются последними в серии важных дополнений и улучшений, которые мы сделали для развития нашего глобального бизнеса кукурузы».
В прошлом году ADM завершила приобретение французского переработчика пшеницы Chamtor, открыв доступ к ключевым рынкам в Западной Европе. В 2015 и 2016 годах ADM приобрела кукурузные производства в Венгрии, Болгарии, Турции и Марокко, на которых затем стала расширять производство. Также компания развивалась в Азии. Вместе с российским производством компания продолжила «географический рост и диверсификацию».
Примечательно, что совокупная выручка заводов в Ибреди и Новлянке за последние три года динамично росла. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2014 году выручка заводов составила 1,5 млрд рублей, в 2015 году —3,9 млрд рублей, а в 2016 году — уже 6,3 млрд рублей. Исходя из этих данных, Андрей Сизов оценил стоимость двух заводов в 4-6 млрд рублей. Евгений Иванов затруднился дать оценку этим активам. «Это не типовая сделка, таких производств в России около десятка, и до сих пор ни одно из них публично не продавалось», — отметил эксперт.
По мнению Евгения Иванова, динамичный рост выручке предприятий обеспечили дозагрузка существующих мощностей и завершение программ модернизации, однако для дальнейшего роста «Астону» необходим был стратегический партнёр. «Существует огромное количество видов крахмалопаточной продукции, которые не производятся в России и полностью импортируются, — говорит он. — Для дальнейшего развития заводам “Астона” нужно запускать новые продукты, что можно сделать только в сотрудничестве».
По собственным данным, компания занимает 18% рынка сиропов и 70% рынка модифицированных промышленных крахмалов России. По данным ИКАР, на долю «Астона» приходится порядка 18% рынка сиропов и 8% рынка всех видов крахмалов (кроме модифицированных). Как подчеркнул Евгений Иванов, при этих оценках также стоит учитывать, что в России значительную долю этого рынка занимает импорт — до 10-20% по сиропам и до 100% по отдельным видам крахмала. При этом глубокая переработка зерна в России может быть особенно выгодной в силу низкой стоимости сырья. Он считает, что компания в ближайшем будущем будет инвестировать в расширение производства на российских заводах.
«Продавать зерно за границу в наших условиях — это равнозначно заправке автомобиля сырой нефтью, — считает Евгений Иванов. — Россия — место, где растёт самое дешёвое в мире сырьё. Если где и делать глубокую переработку, то именно у нас. С этим, конечно, и связан приход ADM. Кроме того, эта отрасль — редкий пример стабильного динамичного роста, который наблюдается с 90-х годов практически без перерывов. Наши цены на зерно неизбежно должны были привлечь инвесторов этой отрасли — особенно сейчас, когда рынок СНГ достаточно вырос для формирования необходимого уровня потребления».