Южный завод тяжёлого станкостроения (ООО «ЮЗТС») специализируется на производстве металлообрабатывающего оборудования. История ЮЗТС началась в марте 2016 года, когда на базе краснодарского завода им. Седина было создано новое производство. Завод им. Седина — старейшее предприятие Кубани, основанное 108 лет назад. Выпускал токарно-карусельные станки. В 2016 году его признали банкротом. Совокупный долг завода перед кредиторами составлял 275,6 млн рублей, долг по зарплате — 13,1 млн рублей. Краевые власти неоднократно предпринимали попытки спасти предприятие — искали инвесторов. Наконец в середине 2016 года на завод пришёл игрок из сферы нефтяного машиностроения, который создал «на Седине» новое производство. По данным системы СПАРК, единоличным владельцем ООО «ЮЗТС» является ОАО «Краснодарский завод “Нефтемаш”», который принадлежит предпринимателям Сергею Огурцову, Александру Зенцеву и Евгению Воронцову. По итогам 2018 года выручка этого предприятия превысила 843,3 млн рублей.
Первый станок новый завод выпустил в 2018 году, по итогам которого выручка предприятия составила всего 30 млн рублей. Однако уже через год завод увеличил выручку более чем втрое — до 100 млн рублей. Планы на 2020 год — достижение планки по выручке до 340 млн рублей. За несколько лет в развитие ЮЗТС собственники вложили около 1 млрд рублей. ЮЗТС относится к числу малых экспортёров Юга. Доля поставок на внешние рынки в общих объёмах выручки предприятия составляет сейчас 30%. Станки под брендом ЮЗТС работают в Казахстане, Латвии и на Кубе. В 2020 году компания намерена продвигать продукцию на рынки Африки и стран СНГ, рассказал в интервью «Эксперту ЮГ» исполнительный директор ЮЗТС Дмитрий Дмитренко.
Работа в ограниченных условиях
— Насколько сильно пандемия коронавируса и введённые в регионах РФ и других странах ограничения отразились на деятельности завода?
— Мы были вынуждены приостановить работу производства, отозвать своих специалистов из командировок, остановив тем самым проведение пусконаладочных работ на оборудовании, ранее отгруженном ЮЗТС по нескольким контрактам. Были прекращены поставки комплектующих от российских и зарубежных партнёров. К работе завод приступил в третьей декаде апреля, после соответствующего распоряжения краевой власти. Конечно же, мы приняли все необходимые защитные меры.
— Насколько сильно рост валютного курса отразился на вашей деятельности?
— Доля импортных комплектующих в структуре себестоимости продукции ЮЗТС составляет примерно 30 процентов. Так что изменение курса валют привело к повышению себестоимости. По нашим оценкам, снижение прибыли составит примерно пять-шесть процентов. Это — ощутимая для нас цифра, но не критичная. Мы вынуждены будем пересмотреть действующие цены на нашу продукцию и учитывать это при заключении новых контрактов.
— В чём заключается ваша антикризисная стратегия?
— Основные антикризисные меры связаны с оптимизацией себестоимости продукции за счёт снижения затрат. Это происходит не путём уменьшения расходов на оплату труда или сокращения персонала, а прежде всего за счёт работы с поставщиками, поиска альтернативных российских производителей комплектующих. Помимо этого, активизировали работу по поиску заказов на оказание различных услуг по механической обработке деталей. Тем более что в ближайшие месяцы мы введём в эксплуатацию несколько единиц нового крупногабаритного высокоточного оборудования, аналогов которому нет на юге России.
Возрождение за миллиард
— Сколько средств собственник завода инвестировал в его развитие?
— На сегодняшний день в ЮЗТС инвестировано около одного миллиарда рублей. Это — заёмные средства, на длительный период. В качестве нашего финансового партнёра выступает банк «Кубань Кредит» (ранее — один из крупных кредиторов завода им. Седина. — «Эксперт ЮГ»).
— Как за последние годы изменилась выручка предприятия?
— Наше предприятие только набирает обороты. Первый контракт на изготовление станка был заключён и исполнен в 2018 году. По его итогам Южный завод тяжёлого станкостроения показал выручку в 30 миллионов рублей. В 2019-м выручка составила уже 100 миллионов рублей. План на 2020 год — не менее 340 миллионов рублей. Сегодня эта плановая цифра полностью обеспечена контрактами, в том числе и крупными.
— Что является для вас «крупным заказом»?
— Пока это заказ, стоимость которого более 50 миллионов рублей. В ближайшем будущем эта планка должна подняться до 100 миллионов рублей и выше. ЮЗТС намерен перейти от простой поставки станков в разряд поставщика целых технологических комплексов «под ключ», включая проведение необходимых строительных работ. Мы видим рост спроса на такую продукцию со стороны наших потребителей — различных металлообрабатывающих производств.
— Почему в 2016 году вы решили развивать в Краснодаре тяжёлое станкостроение?
— Потому что есть желание и опыт. И есть команда. Например, лично я занимаюсь станкостроением уже 15 лет. Некоторые из наших сотрудников работают в этой сфере уже 50 лет. С другой стороны, четыре года назад в эту отрасль поверили наши инвесторы. Направление действительно перспективное. Рынок станкостроительной продукции в России есть, но основную долю на нём занимают зарубежные поставщики. Надо отвоёвывать позиции.
— В чём ваши конкурентные преимущества?
— У нашего предприятия есть разработки, которые ничем не уступают продукции зарубежных производителей, есть собственное ноу-хау. Однако в современном станкостроении трудно делать что-то принципиально новое. Наше главное конкурентное преимущество — простота, надёжность и неприхотливость наших станков. Некоторые модели, собранные ещё на легендарном заводе Седина, работают 30 и более лет. Мы учитываем опыт конструкторов сединского завода, в ассортименте ЮЗТС есть лучшие из их разработок. Но есть и совершенно новые модели.
К сожалению, отечественных аналогов нашей продукции не так много. Основными конкурентами являются производители из стран Азии и Европы. Как и во многих других отраслях, азиатские производители показывают неплохое соотношение «цена/качество», и здесь нам действительно приходится конкурировать. В этом случае нашим преимуществом, при прочих равных условиях, выступают оперативный сервис и такая же оперативная поставка запчастей к станкам, а также простота конструкции, которая позволяет обслуживать наше оборудование силами специалистов заводов-потребителей.
Африка, Куба и другие направления
— Как вы намерены развивать экспорт?
— Завод недавно вошёл в число экспортёров. Для ЮЗТС основным периодом поставок на внешние рынки стал 2019 год, по итогам которого доля экспорта составила 30 процентов от общего объёма выручки предприятия (около 33 млн рублей. — «Эксперт ЮГ»). Были поставки в Казахстан, Латвию и на Кубу. Пока на 2020 год новых экспортных контрактов нет. Практически 100 процентов продукции, согласно заключённым контрактам, будет поставлено российским потребителям. Однако мы активно прорабатываем рынки Африки и стран СНГ.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня как экспортёр?
— Основные трудности связаны с ограничениями в передвижении наших специалистов по странам и регионам. Пока нет возможности участвовать в выставках и нормально вести переговоры с потенциальными заказчиками. Конечно, есть современные средства коммуникации, которые выручают в этот непростой для всего мира период. Но в нашей сфере важен и живой диалог.
Планы на пятилетку: четверть рынка и два миллиарда
— Какой вы видите компанию в перспективе?
— Бизнес-моделью развития ЮЗТС в перспективе до 2025 года предусмотрен выход на объём производства до двух миллиардов рублей. Рост выручки произойдёт за счёт изменения структуры оборота. Как я уже говорил, мы намерены перейти от поставки станков к поставке технологий «под ключ». Это комплексный подход: от разработки управляющей программы обработки конкретной детали заказчика до строительства фундамента под поставляемые станки, с последующим монтажом и пусконаладкой оборудования. У нас амбициозные планы — занять до 25 процентов рынка России по номенклатуре выпускаемой продукции. Это — токарно-карусельные станки, вертикальные и портальные металлообрабатывающие центры с ЧПУ.
— Какими мерами господдержки вы пользуетесь? Считаете ли вы эти меры достаточными?
— За последние полгода ЮЗТС подтвердил статус отечественного производителя на уровне Минпромторга России на всю линейку выпускаемой продукции, получив тем самым преимущества при поставке внутри страны станков для предприятий с государственным участием. На уровне Краснодарского края ЮЗТС участвует в программах субсидирования проектов реконструкции и развития заводов, повышения производительности труда. Планируем воспользоваться программами Фонда развития промышленности Кубани. Цель — наращивание мощностей ЮЗТС, приобретение нового оборудования. Достаточно ли этих мер? Конечно, они дают эффект. Совсем недавно ЮЗТС заключил выгодный контракт как российский производитель станков, в ближайшее время ещё планируем участвовать в конкурсах. Однако есть и противоположные примеры. Ряд заказчиков заведомо закладывают в технические задания на поставку станков технологические и конструктивные требования, которые характерны для иностранных производителей. При этом заказчики затрудняются объяснить актуальность таких требований, ссылаясь на рекомендации неких «технологов», провести переговоры с которыми «нет возможности». В итоге наше предприятие отказывается от участия в таких тендерах, так как они для нас заведомо проигрышные. В этих случаях нужна поддержка в части тщательной экспертизы заказов и программ технического перевооружения предприятий с госучастием, с привлечением квалифицированных специалистов станкостроительных заводов России.