100 106 14

Здоровая степень авантюризма: как вовлекать людей в бизнес на Юге

ЭКСПЕРТ ЮГ №3 2019
2434
5 минут

62% россиян не верят, что можно вести честный бизнес, в то же время в России сейчас есть большой потенциал для вовлечения людей в предпринимательство — публикуем ключевые тезисы конференции «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления»

Здоровая степень авантюризма: как вовлекать людей в бизнес на Юге

Поделиться

Аналитический центр «Эксперт Юг» запустил проект «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления». Цель проекта — исследовать образ предпринимателя в восприятии различных аудиторий, проанализировать составляющие «страха перед своим делом», а также зафиксировать пути их преодоления действующими представителями бизнеса.

Сейчас в России в предпринимательство вовлечены всего 4,7% граждан. Этот показатель, по мнению экспертов, свидетельствует о большом потенциале вовлечения в предпринимательство. Как это делать сегодня, обсудили эксперты на конференции «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления», организованной в Ростове-на-Дону аналитическим центром «Эксперт Юг» — мы публикуем ключевые тезисы конференции.

Только 34% россиян считают, что в России можно вести честный бизнес, ничего не скрывая и никого не обманывая. 62% россиян в такую возможность не верят, 4% — затрудняются ответить на этот вопрос. Такие данные из свежего исследования ВЦИОМ «Отношения к предпринимателям и восприятие бизнеса в России» привел на конференции в Ростове глава центра Валерий Федоров. Однако этот показатель имеет положительную динамику. Так, в 2007 году 69% россиян не верили в возможность честного бизнеса.

Поделиться

Это создает базу для недоверия к предпринимательству. Так, только 22% россиян доверяют предпринимателям, 51% — затрудняются ответить на этот вопрос, 27% — не доверяют. При этом большинство россиян относятся к бизнесу хорошо. Так, положительное отношение к малому и среднему бизнесу в России (хорошо и скорее хорошо) у 89% россиян, а к крупному бизнесу — у 67%.

Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» Василий Высоков представил доклад на основе анализа стратегий 850 участников ежегодного конкурса среди студентов, магистрантов и аспирантов. Результаты обработки стратегий показали, что молодежь считает, что модель предпринимательства должна включать следующие составляющие: достойная оплата труда и повышение лояльности компании, высокая квалификация сотрудников, расширение клиентской базы, использование новых технологий в производстве и так далее.

Поделиться

Как рассказала вице-президент Союза «ТПП Ростовской области» Светлана Абдулазизова, программа по вовлечению людей в бизнес в Ростовской области реализуется уже на протяжении 10 лет и дает свои плоды: статистика по числу предпринимателей в регионе — более позитивная, чем в целом по России. Однако основное препятствие на пути принятия решения о том, открывать или не открывать свое дело, — это внешние факторы. «Первое, что пугает людей, — это нормативно-правовая база. Если вы откроете „Консультант Плюс“, то увидите, сколько положений, касающихся бизнеса, вступают в силу 1 января — больше 500. Почти половина из них касается налогового и бухгалтерского учета, — говорит Светлана Абдулазизова. — Или тема отчетности: все знают, что до 20 января каждого года нужно сдать в налоговую справку о численности работников. Если вы ее не сдадите, 10 августа вас исключат из реестра МСП, и вы не сможете воспользоваться ни одной формой поддержки».

Как отметила замдиректора департамента экономики Ростова Полина Коростиева, Ростов-на-Дону на сегодня удерживает первое место среди городов-миллионников по числу предпринимателей на тысячу человек населения. Однако, как отметили участники круглого стола, здесь нужно смотреть на реально работающий бизнес. «Все мы знаем о существовании ООО, где работает один директор или вообще никто не работает. Они висят в реестре и ждут ликвидации. То же самое происходит с индивидуальными предпринимателями — есть такие, которые вообще не ведут никакой деятельности, — отмечает директор ООО „Корско“ Тарас Тохтамышев. — И если мы говорим об образе предпринимателя, то я хотел бы обратить внимание на простую вещь: кому проще получить кредит — наемному сотруднику с зарплатой в 20 тысяч рублей, которую он может подтвердить справкой 2-НДФЛ, или предпринимателю с ежемесячным доходом в 150 тысяч рублей? Это будет сотрудник по найму. Неважно, какой доход у предпринимателя, он должен будет предоставить дополнительные гарантии. Эта ситуация в целом характеризует подход к предпринимателям у нас в обществе».

Поделиться

Тем не менее, сейчас для предпринимателей существует гораздо больше возможностей, считает генеральный директор ООО ТКФ «Рейна-тур» НТВ Татьяна Нечепаева. «Когда мы становились предпринимателями, никто ничего не знал. Чтобы стать предпринимателем, нужно иметь маленькую здоровую степень авантюризма и окружить себя правильными людьми. Не каждый может быть предпринимателем: бизнес — это ответственность, это бесконечные идеи, и только тогда он обречен на успех. Сегодня есть куча возможностей, которых у нас не было в свое время: нам некуда было пойти, чему-то научиться. А сегодня есть много бесплатных программ, обучающих мероприятий», — рассказывает Татьяна Нечепаева.

В молодежной среде образ предпринимателя сложился в позитивном ключе, в то время как старшее поколение воспринимает бизнес часто негативно, отмечает руководитель программы «Ты-предприниматель» в Ростовской области Дмитрий Корнеев. «Среди молодежи образ предпринимателя сейчас — это образ успешного и активного человека, в их представлении предпринимательство позволяет реализовать себя, они не боятся. А вот взрослые люди часто воспринимают предпринимателей с негативом, им сложно перестроиться: то, что сегодня является бизнесом, в советское время было спекуляцией», — говорит Дмитрий Корнеев.

Обучать предпринимательству на специально созданных факультетах можно, но не нужно, считает д.э.н., профессор кафедры экономической теории экономического факультета Южного федерального университета Вячеслав Вольчик. «Предприниматель должен делать то, что до него не делал никто, а научить этому невозможно. Именно классическое образование — тот фундамент, на котором может развиваться предпринимательство», — сказал Вячеслав Вольчик. По словам участников круглого стола, главное — чтобы предприниматель хорошо разбирался в той сфере, где работает, а для этого не нужно заканчивать факультет бизнеса. «Как может предприниматель на факультете предпринимательства выработать свою уникальную идею, не разбираясь в каком-то продукте? Обучение предпринимательству на специальностях даст гораздо больший эффект», — считает директор РПК «Аврора» Михаил Коновцев.

«Есть много историй, когда успешные, известные на весь мир предприниматели создают один бизнес за другим, не являясь специалистами в тех сферах, в которых они создают бизнесы, рассказал генеральный директор „ОКН-ПроектАлексей Ерошенко. — В первую очередь, бизнесмена делает успешным схема мышления, а не набор знаний. Знания можно почерпнуть из разных источников. Должно измениться мышление. Внешние факторы — налоги, доступность денег, бюрократические барьеры — создают порог входа, который останавливает очень многих носителей идей. Нужна заинтересованность власти, чтобы это изменить».

Генеральный партнер исследования — компания Amway. Стратегические партнеры — банк «Центр-инвест» и «Гарантийный фонд Ростовской области».

0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1