Поделиться
1. Рост цен замедлится, но их динамика будет положительна. Значительный рост цен за прошедшие полтора года (на 30-40%) для многих был шоком. Причин этому несколько – дефицит предложения из-за роста спроса, увеличение издержек, инфляционные процессы. В 2022 году рост цен, полагаю, будет, но не столь существенный. Тем более, спрос в общем удовлетворен.
2. Предложение постепенно восстанавливается. Значительный уровень спроса в 2020 и 2021 годах привел к тому, что в некоторых регионах возник существенный дефицит предложения квартир в новостройках. Однако сейчас его объем постепенно восстанавливается и пополняется новыми вариантами.
3. Запуск масштабных проектов КРТ. В самом конце 2020 года был подписан закон о комплексном развитии территорий (или всероссийской реновации). Он вызвал бурную дискуссию как среди девелоперов, так и в обществе. На мой взгляд, необходимость данного документа очевидна – де-факто у нас развиваются только крупные города, тогда как во многих регионах девелопмент находится в зачаточном состоянии. Именно крупные проекты с государственным участием (но не полностью за счет бюджета, это важная ремарка) в текущих условиях могут поддержать строительный комплекс и придать ему новый стимул к развитию, особенно в депрессивных регионах.
4. Выход крупных застройщиков на новые рынки. Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию, что крупные девелоперы активно осваивают новые рынки. Например, московский застройщик ПИК активно выходит на рынок Зауралья и Дальнего Востока, санкт-петербургский девелопер ЛСР реализует проекты в Екатеринбурге, компания «Кортрос» из Екатеринбурга запускает проекты не только в Москве, но и в Перми. Думаю, что в следующем году подобная экспансия продолжится. Тем более, региональные застройщики, к сожалению, нередко работают на устаревшем оборудовании, и их продукция не соответствует современным стандартам. Сразу вспоминается кейс с Псковским ДСК, который перешел нашей компании (группа «Луг») в, мягко говоря, печальном состоянии, а основная продукция (серия 111) уже лет 10-15 как морально устарела. Однако мы нашли силы и средства провести полную модернизацию производства и наладить выпуск новых современных изделий. Да, это было непросто, но мы справились.
5. Сокращение площади квартир. Рост цен на недвижимость повлек за собой смену направления спроса. Очевидно, что в текущих условиях будет увеличиваться доля небольших квартир – студий, однокомнатных, евроформата. Но отмечу, что если квартира небольшой площади, то это не означает, что она некомфортна для проживания. Наоборот, современные компактные квартиры гораздо эргономичнее, чем советские малосемейки.
6. Цифровизация. Перевод процессов в «цифру» затронул все сферы нашей жизни. Мы заказываем такси через приложение, покупаем билеты на поезд или самолет через сайт (или приложение), заказываем продукты на дом. Не могли не отразиться эти тренды на девелопменте. Это касается как электронных согласований, так и проектирования. Думаю, что в 2022 году во многих регионах продолжат внедряться цифровые продажи. Растет и доля «умных» домов. Но об этом, думаю, следует рассказать отдельно.
7. На рынке ИЖС появятся типовые проекты от крупных застройщиков. На первый взгляд, это не выглядит как новация, ведь типовые проекты домов (в том числе быстросборных) представлены на рынке примерно с середины девяностых годов. Однако здесь важно отметить разницу в подходах. Крупные девелоперы планируют не только непосредственно выпускать домокомплекты, но и строить полноценные поселки со всей инфраструктурой: детскими садами, школами, учреждениями здравоохранения, подводить к ним дороги. Сейчас же концепция большинства таких поселков предполагает строительство исключительно загородных домов или таунхаусов, в некоторых случаях – благоустройство и создание общественных пространств. Это заметно снижает привлекательность среди клиентов, которые хотели бы переехать за город, но не готовы отказываться от инфраструктуры и городского уровня комфорта.
8. Рынок офисной недвижимости постепенно восстанавливается. В 2020 году можно было встретить мнение, что рынок офисной недвижимости «умирает» и более не вернется в допандемийные времена. Однако сейчас мы наблюдаем, что в крупных городах он постепенно восстанавливается. Доля свободных площадей уже сопоставима с 2018-2019 годами.
9. Торговые площади – в зоне риска. Пандемия коронавируса значительно подкосила именно ритейл. На период самых жестких ограничений торговые центры были закрыты, что повлекло за собой закрытие ряда магазинов. Многие перешли в онлайн-формат. С большой долей вероятности в 2022 году в ТЦ останутся только магазины крупных брендов, а небольшие перейдут на различные площадки типа Wildberries.
10. В регионах появятся новые форматы (например, коворкинги). Сейчас такие форматы представлены, в основном, в крупных городах. Однако с развитием удаленной работы, которая явно не собирается сдавать свои позиции, востребованность таких пространств будет только расти.