93 100 13

​«Банки не должны создавать законы, по которым они работают»​

1009
4 минуты

Капиталбанк был явным кандидатом на «вылет» по итогам проводимой регулятором политики укрупнения банков. После прихода новых акционеров банк взял курс на освоение массовых розничных клиентов, вкладываясь в инфраструктуру, в том числе и информационную

​«Банки не должны создавать законы, по которым они работают»​

Поделиться

Меньше чем за год количество отделений банка в Ростове увеличилось с одного до пяти, кредитный портфель — в два раза, депозиты физических лиц — в пять раз, производится модернизация ИТ-инфраструктуры, в которую вкладывают 1 млн евро. В 2012 году планировалось увеличить кредитный портфель до 1 млрд рублей и увеличить долю корпоративных клиентов в портфеле банка с нынешних 17% до 50–60%. Председатель правления банка Артурас Фейферас — банковский управленец с многолетним стажем — рассказал о назначении небольших региональных банков.

— Как вы оцениваете действия регулятора по увеличению уставных капиталов банков?

— Я позитивно смотрю на увеличение уставного капитала: это позволит сделать банки сильнее, а банковскую систему — лучше. Российский регулятор идёт в правильном направлении: консолидация банков нужна для укрепления финансового рынка и для его стабильного развития. Я встречался с местными представителями власти, описывал им наши идеи, и они доброжелательно к ним отнеслись.

— Есть ли какие-то примеры в западных финансовых законодательствах, которые имело бы смысл привнести на российский финансовый рынок?

— Рынок сам себя во многом регулирует. Разумеется, банки не должны создавать законы, по которым они работают, но, наблюдая западный опыт, я могу сказать, что там есть полезные практики. В некоторых странах регулятор выпускает рекомендации, основанные на лучших практиках финансовых и кредитных организаций. Есть хорошие законодательства в области инвестиций и торговли ценными бумагами. Когда есть общепринятые правила, банки конкурируют, не принимая на себя большие риски, — они конкурируют в области качества обслуживания, быстроты решений.

— Сейчас в южном регионе не наблюдается активности в области сделок M&A. Однако здесь есть десятки банков, которые явно не дотягивают до требований по размеру уставного капитала. Как вы считаете, какова будет их судьба?

— По моим ощущениям, регулятор отложит принятие решения относительно таких банков, может быть, на год. Если государство требует увеличить капитал, а этого не происходит, у государства должна быть определённая программа того, что делать с такими кредитными организациями: как и кто возьмёт на себя обязательства по депозитам, кредитам, будет ли происходить национализация этих банков, и если да, то как, это ведь частная собственность. Пока такой программы нет.

— Наверняка многие владельцы банков с недостаточной капитализацией ищут покупателей. По каким параметрам вы оценивали банки, когда принимали решение о покупке?

— Мы рассматривали несколько зарубежных и российских банков, анализируя базовые параметры. Во-первых, у банка должна быть лицензия, которая позволяет совершать те операции, которые ты хочешь совершать. Во-вторых, у банка не должно быть больших старых кредитов, на которых необходимо концентрироваться, отвлекаясь от развития. В-третьих, банк должен быть понятным. Капиталбанк был понятным банком: один офис, мало людей. Мы хотели сами строить банк: набирать сотрудников, выстраивать систему продаж, открывать отделения. Капиталбанк позволял это делать.

— Какова ниша региональных банков — чем они более привлекательны, чем крупные банки с гос­участием, например?

— Большие банки говорят, что их целевая аудитория — это малый и средний бизнес, но, мне кажется, они очень далеки от него. Они тратят массу усилий на работу с крупными клиентами, и у них недостаточно времени для активных персональных консультаций малого бизнеса. И мы видим, что это именно тот сегмент в регионе, в котором мы можем работать и зарабатывать. Да и физические лица в регионах зачастую предпочитают работать с местными банками.

— Но сейчас в сфере розницы разворачивается агрессивная конкурентная борьба, в которой, помимо традиционных розничных игроков, участвуют крупные банки с госучастием, появляются новые игроки. Чем вы сможете обыграть их?

— Большие банки и в рознице применяют массовый подход. Если взять к примеру, Сбербанк, то в России это не один банк, а 17 разных банков, и все они не консолидированы на уровне ИТ-инфраструктуры. Когда у нашего банка появится много отделений, у клиента не будет необходимости привязываться к какому-либо отделению географически, он сможет обслуживаться в любой точке.

— Вы планируете как минимум в два раза увеличивать долю корпоративных клиентов в кредитном портфеле банка. Но в нашем регионе самая распространённая отрасль малого бизнеса — это торговля. Вы не опасаетесь работы с такой рискованной группой клиентов?

— Безусловно, наша кредитная политика основана на оценке денежных потоков. Но даже если у компании хорошие денежные потоки, мы не даём кредиты без залога. И это, конечно, нелёгкий путь — конкурировать с другими банками. Но с нашей быстротой решений, с нашей ясностью и тем, сколько это стоит клиенту, мы сможем конкурировать с ними уже сейчас.

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .