Проект «Самолета» в Левобережье Фото: telegram-канал Алексея Логвиненко
Поделиться
Что планирует создавать «Самолет»
«Мы очень редко выносим на обсуждение Совета по инвестициям проекты жилищного строительства, но это особый случай, — написал Алексей Логвиненко. — Территория в левобережной части города сложная, поэтому мы искали крупную компанию с огромным опытом в сфере строительства. И после экономического форума начали сотрудничество с федеральной корпорацией ПАО ГК “Самолет”».Сам девелопер пока не комментирует проект. Сроки реализации неизвестны. Глава администрации не уточнил, сколько домов построит компания и какой будет их общая площадь, но сообщил, что «Самолет» передаст в муниципальную собственность 5% от общего объема построенного жилья. Это 32,5 тыс. кв.м. или 895 квартир. Нетрудно посчитать, что проектом предусмотрено создание около 17,9 тыс. квартир общей площадью 650 тыс. кв.м. Это в три раза больше, чем строит в этом районе «ЮгСтройИнвест», единственный на сегодняшний день крупный девелопер левобережья. ЮСИ заявлял, что его проект на левом берегу предполагает строительство 5893 квартир.
Поделиться
Проект ЮСИ «Левобережье» рассчитан на 5893 квартиры. Он в 3 раза меньше ЖК «Самолета» Фото: levoberezhe.ruПомимо жилых домов, «Самолет» построит в новом микрорайоне три детских сада на 940 мест, школу на 2450 обучающихся, поликлинику на 400 посещений, пункт полиции, пожарную часть и храм. Количество парковочных мест составит около 8 тыс.
Площадь озеленения — более 75 Га. Проектом предусмотрено создание парковой зоны и бульвара протяженностью 4 км с озером и набережной. Плотность застройки – в 2 раза меньше, чем максимально допустимая норма для данной территории. При возведении будет использоваться переменная этажность.
Группа «Самолет» — лидер по строительству и продажам жилой и коммерческой недвижимости в Московской области и один из крупнейших российских девелоперов. Согласно данным Единого ресурса застройщиков, «Самолет» сегодня является лидером по объему возводимого жилья в России. По итогам 2023 года, компания заняла второе место среди российских девелоперов по вводу жилья с результатом почти 1,5 миллиона квадратных метров. «Самолет» сейчас строит 5,4 млн кв.м. Помимо Москвы и Московской области, компания реализует проекты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Тюмени и Владивостоке.
Проект в Ростове — не первый заявленный «Самолетом» на Юге. В 2022 году в компании анонсировали строительство курортного города в Краснодарском крае. Предполагается создание университета, IT-парка, бизнес и медицинского кластеров, спортивного кластера, гольф-полей, природных и археологических парков, гостиниц на побережьях Динского залива и Азовского моря. Старт проекта намечен на 2024 год.
Риски строительства в пойме
Новый микрорайон расположится в пойме Дона — и выбор места стал главной проблемой, которую тут же увидели эксперты.Как заявил Алексей Логвиненко, инвестор привлек научно-исследовательский институт НПП «Аквариус Аналитик», который рассчитал уровни вод от затоплений и подтоплений, а также маловероятный прорыв плотины Цимлянского водохранилища. Научные сотрудники изучили влияние застройки и проработали перечень инженерной защиты территории.
В действующем генплане города место, которое отдано под строительство, определено, как общественно-деловая и рекреационная зона. По словам завкафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусств ЮФУ, бывшего главного архитектора Ростовской области Александра Бояринова ранее в генплане Ростова-на-Дону левобережье было исключено из перспектив жилищного строительства и определено как место рекреационно-спортивного назначения.
Поделиться
Как строительство в пойме скажется на территориях вокруг, прогнозировать сложно. Фото: telegram-канал Алексея Логвиненко«Это пойменная территория время от времени подвергается 1% паводковому затоплению до 4,5-5 м. Многие ростовчане помнят бескрайнее море воды от Ростова до Батайска и Азовского моря», — говорит ученый.
Вторая причина отказа от строительства жилья, которая раньше фигурировала,— это место затапливается в случае аварийного сброса вод или прорыва плотины Цимлянского водохранилища при ЧС.
«Территория имеет сложный, до сих пор недостаточно изученный, гидрологический режим, в котором, как в пористом шоколаде, тесно связаны подземные потоки вод и линзы открытых водоемов с Доном. Это хорошо видно, когда в периоды сильных ветров (так называемых «верховок» и «низовок») уровни воды в Дону, гребном канале и озерах выравниваются в короткое время», — говорит Александр Бояринов.
Чтобы исключить негативные последствия строительства, нужно поднять уровень территории на 5-6 метров. Для этого потребуются миллионы кубометров песка, отвечающего определенным требованиям, а затем создание почвенного покрова для растительности. «Такие объемы песка передавливают и перенаправляют подземные водотоки, что уже привело к подтоплению территории и подвалов домов в Батайске», — рассказывает Александр Бояринов.
С ним согласен и директор научно-проектной организации «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев. Вполне реально сделать качественную гидроизоляцию для нового микрорайона и проблем у него не будет. Плохо станет территориям вокруг и в первую очередь Батайску, говорит эксперт.
«В информационном поле проблема освоения Левого берега обычно сводится к разговору про затопление — это когда вода во время паводка идет сверху, — объясняет Сергей Трухачев. — Расчеты возможного затопления давно проведены, поднять уровень земли не составит труда. Этот вопрос можно решить, дело только в цене. Говорить нужно не о затоплении, а о подтоплении грунтовыми водами. Сегодня Батайск топит. Это ни для кого не секрет. Уровень грунтовых вод в городе поднимается в тех районах, где их лет 20−30 назад вообще не было. Мы не знаем, чем это обернется. И я слабо верю, учитывая затопление Батайска, что все обойдется».
Прогнозировать, как скажется строительство в пойме достаточно тяжело, говорит эксперт. Для этого нужны обобщённые данные мониторинга инженерно-геологического состояния поймы за последние 30 лет, а их нет. В советское время исследования проводились фрагментарно. С конца нулевых годов современной России системный мониторинг инженерно-геологических условий в Ростове отсутствует.
«Мы живем во время климатических изменений и видим, как меняется водность Дона. Сегодня он маловодный, но все ученые говорят о том, что изменения цикличны, и с повышением водности повысится и объём стока, который проходит через грунт поймы. Если пойма будет перегорожена «Самолётами» и «Левобережьями», это может привести к весьма серьёзным последствиям», — отмечает Сергей Трухачев.
Отметим, что проекты «Самолета» и «ЮгСтройИнвеста» — не единственные, планируемые на левом берегу. Не так давно стало известно, что предприниматель Павел Шумеев разрабатывает проект застройки ивовой рощи рядом с заливом Ковш. Как сообщал портал 1rnd, разработка может вестись в интересах экс-депутата Законодательного собрания Ростовской области Асланбека Джиоева и владельца ФК «Ростов» Арташеса Арутюнянца. Информация о возможной застройке рощи в 2021 году вызывала протест ростовчан, тогда Алексей Логвиненко пообещал сделать там экопарк. Спустя некоторое время в городской администрации заявили, что на территории рощи планируется размещение жилой застройки, объектов инфраструктуры и рекреации.
Две недели назад СМИ сообщили, что Арташес Арутюнянц может быть связан и с ГК «Самолет». Компания «Лернако», которая принадлежит бизнесмену, приобрела 30% доли в ООО «Проект-С-24». До этого «Проект-С-24» полностью принадлежал ООО «Самолет-Регионы».
Поделиться
Что может быть построено на месте ивовой рощи. Фото: соцсети«Самолет» в «парке» ростовских застройщиков
Проект вероятнее всего будет реализован не раньше 2030 года, поэтому говорить о том, как он повлияет на рынок, преждевременно, считает Сергей Трухачев. Учитывая сложную гидрологическую ситуацию на левом берегу, застройщику необходимо провести большую инженерную подготовку, подвести территорию к магистральным инженерным сетям, решить вопрос с водоснабжением и теплоснабжением будущего микрорайона.Появление ГК «Самолет» не окажет влияния на региональный рынок и не повлияет на стоимость квартир, говорит Галина Пивоварова, заместитель директора по работе с партнерами агентства недвижимости «Дон-МТ». Основным драйвером первичного рынка жилья сегодня является ипотека. Около 90% сделок происходят с привлечением ипотечных средств. Программа льготной ипотеки действует до 1 июля 2024 года. Цены на первичном рынке будут меняться в зависимости от того, какое решение относительно продления этой программы примет правительство.
«Да, федеральный игрок зайдет в Ростов, но никак не изменит рыночную ситуацию. Просто появится еще один застройщик со своим предложением и со своей локацией. Сегодня рынок определяют ипотечные программы и платежеспособность спроса», — считает Галина Пивоварова.
Поделиться
Первые дома, построенные ЮСИ на левом берегу Фото: telegram-канал компании«Самолет» может предложить Ростову новые архитектурные и планировочные решения, показать пример благоустройства дворовых территорий, считает Евгений Ткачев, руководитель федеральной программы «Семейный капитал», эксперт-советник по инвестициям в недвижимость: «Проект похож на концепцию так называемых 15-минутных городов, когда все необходимые для жизни социальные и инфраструктурные объекты расположены в пределах одного большого жилого комплекса или микрорайона. Этот проект — один из немногих в городе, который будет реализован по принципу комплексного развития территории (КРТ)».
Конкуренция между девелоперами в Ростове-на-Дону сегодня высокая, но если анализировать строящиеся жилые комплексы массового сегмента, то можно заметить, что они мало чем отличаются друг от друга, говорит Евгений Ткачев:
«Застройщики по-прежнему продают квадратные метры, а не образ жизни, и рынок Ростова-на-Дону в таких реалиях чувствует себя комфортно. Альтернатив, новых интересных предложений в массовом сегменте нет. Если «Самолет» предложит что-то более интересное, это будет конкурентоспособный ЖК. Как только мы увидим новый качественный продукт, спрос автоматически уйдет в его сторону. Может, это станет толчком для трансформации рынка, которого все так давно ждут».