Эксперты сошлись во мнении, что фермерских виноделен не хватает, а производителям, которые присутствуют на рынке, нечего ставить на полки магазинов. // Фото: Эксперт Юг
Поделиться
Малые производители не попадают на полки
Как отметил на Российском винодельческом форуме вице-премьер Дмитрий Патрушев, в 2024 году произведено почти 47 миллионов декалитров винодельческой продукции, что на 15% больше, чем годом ранее, а к концу года ожидается порядка 70 млн декалитров. При этом с начала года уже реализовано почти 70 млн декалитров, что на 3% выше прошлогоднего результата.Обсуждается инициатива о повышении доли российских вин в ассортименте предприятий общепита. Сейчас нижняя планка составляет 12%, Минпромторг предлагает с 1 марта 2025 года поднять ее до 20%.
Стратегические документы обещают еще более светлое будущее — в частности, довести долю российского вина на внутреннем рынке до 80−85%. За последний год она поднялась с 35% до 49, если считать в деньгах, если в литрах — осталась неизменной: 60%. Один из механизмов увеличения доли отечественного продукта на рынке — изменение ввозной таможенной пошлины. В августе 2023 года она поднялась с 12,5% до 20%, обсуждается вопрос о принятии заградительных пошлин на вина из недружественных стран — вплоть до 200%.
Однако специалисты отмечают, что даже при таких радикальных мерах резкого роста доли российских вин на полках магазинов и в меню ресторанов не будет — туда пока просто нечего поставить.
Поделиться
Геннадий Опарин, председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств, отметил, что у малых виноделен есть проблемы со сбытом, но разворот в сторону фермеров уже наметился. // Фото: Эксперт Юг«Резко поднять планку в общепите до 50%, как все мечтают, просто невозможно в текущий момент, — сказала директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России» Олеся Латышева. — Как следует из данных ЕГАИС, по результатам 9 месяцев 2024 года в продаже представлено 8000 SKU (единиц складского учета — прим.ред), 30−40% из них идут в федеральный и региональный ретейл. При этом мы понимаем, что в сети попадают производители, у которых вина представлены в больших тиражах, туда не становятся малотиражные, эксклюзивные вина. По всей стране у нас всего 15-16 предприятий с объемом выпускаемой продукции 30−50 тысяч бутылок в год. Оставшиеся 60-70% распределяются на HoReCa или представлены на винодельнях. Для того, чтобы полки магазинов были на 50% заполнены российскими винами, эксперты отмеряют пять лет. Это будет служить стимулом для государства поддерживать производителей».
Сложность выхода на большой ретейл отмечают и производители. В частности, об этом говорил Геннадий Опарин, глава усадьбы «Семигорье» и председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств:
«Хорошо продают фермерские хозяйства, которые находятся на трассе или в районе Винной деревни под Анапой. У остальных есть проблемы со сбытом, они должны обращаться в оптовые компании, которые делают свою наценку 100-150%. В сетевые магазины до недавнего времени вход для фермерских хозяйств был закрыт. Даже 200−300 тысяч бутылок мы предлагали — никак».
Но, как рассказал Геннадий Опарин, недавно крупный ретейлер «Магнит» организовал встречу с малыми производителями вина, чтобы познакомиться с их продукцией и договориться о сотрудничестве. Для фермеров это стало первым звонком, который говорит о развороте сетей к отечественному производителю из-за высоких ввозных пошлин. При этом они понимают, что заместить импорт пока не смогут — нужны гигантские посадки винограда.
На эту тему
Поделиться
Те же проблемы и с дистрибьюторами. В ожидании роста пошлин некоторые из них так затарились импортным вином, что до сих пор не могут его распродать.
«Мы работаем с крупным дистрибьютором, который в связи с повышением акцизов перетарил склады дешевым вином. По их прогнозам, перезатарка будет ориентировочно на год. Нас они просят подождать», — поделился проблемой коммерческий директор ООО «Шумринка» Карен Кукосьян.
«200 новых предприятий — мало, нужно 20 тысяч»
Но если в конкуренции с иностранными производителями российские виноделы имеют приоритетную поддержку государства, то внутри страны производители с совершенно разными стартовыми возможностями поставлены в равные условия. На это указал председатель правления Ассоциации фермеров виноградарей-виноделов Алексей Скляров:«Больше пяти лет назад на подобном мероприятии один из присутствовавших сказал: “Если у вас нет трёх миллионов евро, вам нечего делать в виноградарстве и виноделии”. Что мы видим сейчас? В Краснодарском крае работает около 40 фермерских предприятий, занимающихся виноградарством и виноделием. Но большая их часть не имеет никакого отношения к фермерству и не заинтересована в прибыли. Перечислим только моих соседей: Абрамович, Медведев, Кобзон, Галицкий... Смешивать это всё с реальным фермерством нельзя. Они могут не думать об экономике внодельни. Олигархизация виноделия приведёт к возвращению времен, когда мы получили море “Солнцедара” и портвейна “Три семёрки”».
Алексей Скляров отмечает, что действующий закон «О виноградарстве и виноделии» проблему классового расслоения виноделов только усугубил, и считает, что нужно законодательно защищать права малых производителей.
«Я приведу данные — за последние пять лет в пяти винодельческих регионах юга России было зарегистрировано 774 виноделен. За этот же срок закрылось 570 виноделен. Прирост около 200 предприятий — это много или мало?», — задал Склярову вопрос модератор дискуссии, главный редактор «Эксперта Юг» Владимир Козлов.
Поделиться
Председатель правления Ассоциации фермеров виноградарей-виноделов Алексей Скляров считает, что права малых производителей недостаточно защищены на законодательном уровне. // Фото: Эксперт Юг «200 предприятий за пять лет — это смешно: должно быть 20 тысяч! — ответил Алексей Скляров. — В нашем законопроекте о малых формах виноградарства и виноделия, который был подготовлен ещё в 2016 году и с тех пор лежит под сукном, написано, что виноделу-фермеру должно быть разрешено всё, что можно сделать из винограда. Вы знаете, что такое лицензирование сейчас? Это только тихие вина и с небольшой доплатой игристые. Остальное вы выбрасываете — нет лицензии».
Слишком строгие рамки, в которые государство ставит малых производителей, многие виноделы считают слабым местом принятого в 2019 году закона. Между тем, в ряде винодельческих стран — таких, как Италия и Франция, — виноделие развивается прежде всего за счет большого количества малых виноделен, которым создаются условия для заработка. И для России, которая реально сегодня испытывает дефицит собственного вина, этот путь мог бы позволить заметно расширить количество игроков и объемы производства. Ведь по объему производства на внутреннем рынке российские вина не показывают прироста, прирост доли состоялся за счет прироста цены, что очень объяснимо в условиях дефицита. А круг игроков в сфере производства вина в России за пять лет остается примерно прежним.
«Пять лет назад мы имели на всю страну 180 лицензий на производство вина, на сегодняшний день это число почти не изменилось — реально количество виноделов в стране не увеличивается, хотя у нас, безусловно, есть достижения, — считает Геннадий Генераленко, соучредитель семейной винодельни «Генераленко». — При этом мы теряем целые отрасли виноградарства и виноделия. Потеряны вермуты, хересы, малаги. Как бы ни был велик мир сухих вин, ставить виноделов в такие жёсткие рамки — это неправильно. Не решён вопрос и со старыми коллекционными винами, их оборот практически невозможен».
Рекордное качество
Говоря о российском виноделии, нельзя не сказать, что отрасль, несмотря на все проблемы, показывает рост в качестве. Об этом говорят данные нового «Винного гида» от Роскачества, которые представила руководитель проекта Олеся Латышева.«Первый раз за семь лет среди 600 образцов мы не увидели ни одного не соответствующего ГОСТу, — сказала она. — В этом году все пять типов вин (белые, красные, розовые, игристые, крепленые) показывают рекордные цифры по качеству. В красных и белых винах практически 90% получили балл выше 81 — такого ещё не было».
Поделиться
Софья Шило, директор краснодарского филиала компании «Балтийский лизинг», уточнила, что многие вопросы виноделов может снять стратегическое партнерство с финансовыми институтами. // Фото: Эксперт Юг Итог беседе подвела Ольга Бердяева, глава одноименного КФХ и соучредитель «Винодельни Бердяева». Это одно из самых маленьких предприятий Анапского района с площадью виноградников 3 га.
«Отрасль на самом деле развивается, это мы все видим по разным показателям. Не знаю, ждать ли нам чего-то другого от государства — нам просто некогда об этом говорить, мы работаем в поле целый день. Дай бог, чтобы в России вино было самое хорошее, и мы были конкурентноспособны на мировом рынке».
Пути оптимизации
Неуклонно растущая ключевая ставка и, соответственно, высокая стоимость заёмных денег тоже стала головной болью для малых производителей, которые вынуждены брать кредиты для развития производства.«Раньше мы перехватывались кредитами для того, чтобы выплатить зарплату, отремонтировать шпалеру, провести зимние уходовые работы, — рассказывает председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств Геннадий Опарин. — Кредит под 30% для нас практически неподъемный. Это проблема серьёзная, мы ждём, что будет дальше на рынке. От нас это никак не зависит».
Говорил об этом и заместитель генерального директора агрофирмы «Южная» Максим Колесников. Даже для компании, которая в 2024 году переработала практически 77 тысяч тонн винограда, повышение кредитных ставок стало проблемой. Ряд запланированных ранее закупок находится под вопросом.
Налоговая амнистия
erid: 2VfnxwYUf3E
«Виноделы, как и иные хозяйствующие субъекты, озабочены вопросами минимизации издержек. Отмечу, что решения об оптимизации расходов должны быть сбалансированы с точки зрения регуляторных рисков, например, в сфере налоговых правоотношений», — предупредил исполнительный директор юридической компании «Митра» Заурбек Ахметов.
«До недавнего времени вопрос дробления бизнеса в Налоговом кодексе не был формализован, но налоговые органы, а затем судебная практика выработали подход, где под дроблением понимается такая структура ведения бизнеса, при которой налогоплательщик получает необоснованную налоговую экономию с использованием специальных налоговых режимов — УСН и ЕСХН. После вступления в силу статьи 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ риски выявления дробления бизнеса могут существенно возрасти» — сообщил Заурбек Ахметов.
Этот же закон предусматривает налоговую амнистию: если налогоплательщик до 2025 года откажется от дробления бизнеса, то в отношении периодов 2022−2024 года доначисленные в связи дроблением налоги, пени и штрафы будут списаны налоговым органом.
Вместе с тем, применение налоговых спецрежимов в рамках группы компаний не будет признаваться дроблением, если обосновать, что такая организационная структура бизнеса преследовала преимущественно деловую цель, а не налоговую экономию. Например, недавно наша компания исследовала на предмет дробления холдинг, в составе которого более 30 компаний, часть из которых применяли упрощённую систему налогообложения, другие — единый сельхозналог. Со слов менеджмента, расширение бизнеса происходило путём приобретения у неаффилированных лиц компаний, применяющих спецрежимы. В случае спора с налоговым органом, подобные объяснения, подтвержденные документально, как правило, выглядят убедительно и позволят доказать отсутствие дробления.
Реклама: ООО Национальная юридическая компания "МИТРА"
«Виноделы, как и иные хозяйствующие субъекты, озабочены вопросами минимизации издержек. Отмечу, что решения об оптимизации расходов должны быть сбалансированы с точки зрения регуляторных рисков, например, в сфере налоговых правоотношений», — предупредил исполнительный директор юридической компании «Митра» Заурбек Ахметов.
«До недавнего времени вопрос дробления бизнеса в Налоговом кодексе не был формализован, но налоговые органы, а затем судебная практика выработали подход, где под дроблением понимается такая структура ведения бизнеса, при которой налогоплательщик получает необоснованную налоговую экономию с использованием специальных налоговых режимов — УСН и ЕСХН. После вступления в силу статьи 6 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ риски выявления дробления бизнеса могут существенно возрасти» — сообщил Заурбек Ахметов.
Этот же закон предусматривает налоговую амнистию: если налогоплательщик до 2025 года откажется от дробления бизнеса, то в отношении периодов 2022−2024 года доначисленные в связи дроблением налоги, пени и штрафы будут списаны налоговым органом.
Вместе с тем, применение налоговых спецрежимов в рамках группы компаний не будет признаваться дроблением, если обосновать, что такая организационная структура бизнеса преследовала преимущественно деловую цель, а не налоговую экономию. Например, недавно наша компания исследовала на предмет дробления холдинг, в составе которого более 30 компаний, часть из которых применяли упрощённую систему налогообложения, другие — единый сельхозналог. Со слов менеджмента, расширение бизнеса происходило путём приобретения у неаффилированных лиц компаний, применяющих спецрежимы. В случае спора с налоговым органом, подобные объяснения, подтвержденные документально, как правило, выглядят убедительно и позволят доказать отсутствие дробления.
Реклама: ООО Национальная юридическая компания "МИТРА"
Осуществить намеченные планы по модернизации оборудования, оказавшиеся под угрозой срыва из-за роста ключевой ставки, поможет сотрудничество со специализированными финансовыми организациями, такими как «Балтийский лизинг».
«Наша организация прорабатывает с производителями субсидированные программы по инвестированию в модернизацию и приобретение нового оборудования, — сказала директор краснодарского филиала компании «Балтийский лизинг» Софья Шило. — Мы можем быть стратегическим партнером не только для того, чтобы усовершенствовать сельхозтехнику, но и чтобы найти способы приумножить доход компании и оптимизировать расходную часть».
Присутствовал на круглом столе и представитель компании, которая поставляет специализированную технику для виноградарства и виноделия. Елена Сомко, начальник отдела продаж ООО «Эро-Бингер Рус», рассказала об ассортименте машин, которые упрощают труд винодела — от техники для посадки и раскорчёвки виноградников до виноградоуборочных комбайнов.
А защиту растений от болезней и вредителей винограда обеспечивает компания «Август». «В 2024 году около 65 млн га обработано нашими препаратами, в пересчете на однократную обработку. В ассортименте более 120 препаратов, в том числе для защиты виноградников. Компания присутствует в 30 странах мира, имеет 60 представительств и 230 дистрибьюторов в России, — рассказала ведущий менеджер-технолог по специальным культурам АО Фирма «Август» в Краснодаре Светлана Кононенко. — «Август» стал первым российским производителем, открывшим совместное предприятие в Китае по производству действующих веществ, чтобы меньше зависеть от закупок сырья. Три формуляционные производственные площадки компании расположены в Российской Федерации и в Республике Беларусь. В 2025 году в Подмосковье будет открыт суперсовременный и единственный подобный в России научный центр по разработке ХСЗР, где будут разрабатываться новые препараты и укрепляться научный потенциал отрасли».
Партнеры мероприятия: компания «Август», компания «Эро-Бингер-Рус», компания ООО «Балтийский лизинг», Национальная юридическая компания «Митра», курортный отель&СПА «Старинная Анапа»