Ваш город: ,
100 106 14

6 шагов для создания франшизы: советы практиков

1701
5 минут

После ухода многих зарубежных брендов из России в 2022 году франчайзинговая индустрия начала активно развиваться. У предпринимателей появилась возможность занять нишу многие ниши на рынке. «Эксперт Юг» обобщил рекомендации для тех, кто решил создать свою франшизу.

6 шагов для создания франшизы: советы практиков

Директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко уверен, что сейчас лучшее время для создание франшиз // Фото: предоставлено РАФ
Поделиться
«Франчайзинг растет, необходимо сейчас входить в этот рынок, пока конкуренция низкая», - говорит директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. «Эксперт Юг» обратился к нему, а также к опытному франчайзеру Анне Фроловой за советами для тех, кто хочет создать собственную франшизу.

Их ответы позволили разделить процесс создания собственной франшизы на несколько этапов:

На эту тему
Пять франшиз, созданных в Ростовской области
Поделиться
1. Создание отработанной и проверенной бизнес-модели.

«Человек должен быть подкованным в сфере бизнеса, чтобы создать модель, в которой будет тщательно расписана стандартизация продукта, - говорит Юрий Михайличенко. - Она должна быть работающей и проверенной. Чтобы проверить качество бизнес модели, необходимо разместить несколько собственных одинаковых объектов, которые вы сможете контролировать самостоятельно. Только после всего этого есть смысл задумываться о создании бизнеса по франшизной модели».

2. Разработка стратегии.
Многие небольшие бизнесы работают и без стратегий. Но при разработке франшизы этого недостаточно. «Осведомленный человек, который умеет зарабатывать деньги и вести коммуникации с партнерами, сможет создать некий квазибизнес, - говорит глава РАФ. - Стратегическое мышление необходимо для того, чтобы ответить на вопрос, как сеть будет расти. Нужно вкладываться в продвижение на других рынках, в том числе за рубежом. Партнеры должны действовать сообща, синергично - для того, чтобы достичь больших результатов как в России, так и за рубежом. А для этого нужна стратегия»

Михайличенко 2.jpg
Поделиться

3. Вложения в бренд.
Первым делом следует направить бюджет на создание бренда и все, что с этим связано. Вложиться не в картинку, а именно в бренд со всеми сопутствующими ему категориями: мотивация, лояльность, узнаваемость, известность, защита интеллектуальной собственности на тех территориях, куда вы продвигаетесь. Бренд – важнейшая составляющая бизнеса франчайзи.

4. Выстраивание коммуникации с франчайзерами.
«Общайтесь с другими франчайзерами, получайте знания: они вам очень скоро пригодятся. Когда ваша сеть начнет расти, вам понадобится опыт корпоративного управления, экономические знания, знания других стран и регионов. Благодаря всему этому, вы поймете, как адаптировать прошивку на другие рынки и увидите страны, где может быть хороший рост в вашей сфере деятельности», - советует Юрий Михайличенко.

5. Отработка финансовых инструментов.
Для открытия недорогой франшизы стоимостью в миллион рублей необходимо как минимум 20% от этих средств. Остальное можно найти либо на рынке кредитования, либо в виде субсидии. Но для того, чтобы воспользоваться имеющимися на рынке финансовыми инструментами, необходимо знать способы получения средств.  Еще есть важный вопрос защиты бренда, он тоже требует специальных юридических знаний  на случай, если партнер захочет скопировать бренд. 

6. Повысить общий уровень образования. 
Распространённой ошибкой при входе во франчайзинг является упование лишь на талант и так называемое «чутьё». Люди не хотят тратить лишние 5-7 лет на получение отраслевого образования, а вот, как размышляет над этим вопросом директор РАФ: «Я считаю, что образование во франчайзинге обязательно. Всё дело в том, что франчайзинг находится на стыке трёх разных направлений науки - это экономика, юриспруденция и специальность именно в той отрасли, где находится сама франшиза (общепит, торговля, техника и т.д.). Кроме того, сама компетенция франчайзинга, несколько отлична от корпоративного ведения бизнеса. Обязательно необходимо уметь управлять сетями, знать, как развиваться и управлять процессом, создавать, следовать стандартам, проводить маркетинг, улучшать продажи».

Как выбирать франчайзи

После прохождения основных этапов подготовки франчайзеру необходимо научиться правильно отбирать надёжных партнёров, то есть франчайзи. При выборе партнера, который приобретает франшизу, всегда есть некий конкурс. Количество заявок на приобретение франшизы в идеале всегда больше тех мест, на которые может претендовать франчайзи. Моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе партнёра, указали наши эксперты: 

1. Опыт в бизнесе. 
По словам директора РАФ, у людей должен быть опыт в ведении бизнеса. Однако, если франшиза недорогая, начинающий предприниматель может потянуть небольшую пекарню, клуб, ногтевой сервис. Серьезный объект требует предпринимательского опыта.

2. Личные качества. 
Анна Фролова замечает, что «партнёр должен обладать определёнными личными качествами. Он должен смело и терпеливо идти вперёд и развивать бизнес. Лучше всего, когда франчайзи воспринимает трудности спокойно, без лишнего негатива. Франшиза – это не волшебная таблетка или панацея. С ней необходимо работать».

3. Правильно выстроенные взаимоотношения. 
«Важно смотреть на партнера, оценивать его адекватность, то, как он умеет разделять обязанности. Бизнес важно выстраивать так, чтобы имелся качественный договор коммерческой концессии, который обезопасит обе стороны. Надо определить критерии, по которым выбираются партнёры. Франчайзи должен знать о них и быть готовым к работе. Результат зависит от двоих - и от франчайзера, и от франчайзи», - говорит Анна Фролова, владелица успешной франшизы. 

На эту тему
Франшиза на миллиард: создательница «ProBrunch» Анна Фролова переупаковывает бизнес
Поделиться
Проверка франчайзи - неотъемлемый фактор для успеха франшизы. Необходимо созваниваться с партнёрами, отправлять тайных покупателей, приезжать к ним. Для того, чтобы сделать вывод об успешности работы бизнес-модели, необходимо посмотреть на оценку франшизы целевой аудиторией, изучить отзывы клиентов. 

Франчайзинговый рынок развивается достаточно активно и продолжает расти. Сейчас происходят экономические и политические процессы, которые позволяют ввести свой бизнес в конкурентную среду. Российский рынок дает возможность укрепиться новым брендам за счет того, что ушли многие представители популярных ниш. 
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .