на фото руководитель Центра компетенций по развитию городской среды Алексей Санин
Поделиться
Почему «вторые» города активнее
— Зачем вообще нужно было создавать Центр компетенций по развитию городской среды?— Во-первых, Ростовская область — первый регион в РФ, который создал центр компетенций для реализации проекта «Комфортная среда». Светлана Мананкина (советник губернатора Ростовской области, депутат ЗСРО, курирует в регионе федеральную программу «Комфортная городская среда». — «Эксперт ЮГ») предложила идею по разделению ресурсов для реализации программы на интеллектуальные и административные. Интеллектуальные ресурсы — это выработка рекомендаций на дизайн-проекты, обучение, коммуникации и т.д. Административные — это финансирование, отчёты, связь с федеральным центром. Интеллектуальная работа над проектом была выведена из-под государственных структур в созданный Центр компетенций по развитию городской среды, в котором нет ограничений, свойственных государственной структуре, нет чрезмерной бюрократической нагрузки, которая не дала бы проекту реализоваться так, как он был задуман — то есть запустить качественные изменения общественных пространств и дворовых территорий в российских городах. У ведомств нет возможности заниматься обучением, нетворкингом, коммуникациями. А у нас есть, и это даёт проекту осмысленность. Мы не занимаемся финансированием и отчётами, а сопровождаем каждый этап проекта — от идеи до реализации. Кроме того, наша модель позволяет вести конструктивную дискуссию с министерством ЖКХ — куратором этой программы в регионе. К примеру, мы предложили — и губернатор Василий Голубев нас в этом поддержал, — чтобы проекты, которые будут финансироваться, выбирались на конкурсной основе, потому что конкурс — это инструмент для объективного выбора, он аккумулирует лучшие практики, а иначе мы бы ушли в субъективные представления о прекрасном. В итоге в рамках конкурса дизайн-проекты оценивают более сорока экспертов. Это не только архитекторы, но и социологи, историки, дизайнеры, экономисты. Мы ввели обязательные критерии для конкурса — экономическое обоснование проекта общественного пространства как в части затрат на его реализацию, так и в части его использования, социальное наполнение общественного пространства, авторский надзор.
С другой стороны, и сами архитекторы стараются дистанцироваться от государственных структур, они боятся, что их работу поглотит бюрократия. Им проще работать с некоммерческой структурой без ведомственного подхода. Сейчас многие регионы также начинают открывать подобные центры, и Минстрой России увидел, что такая организация — существенный помощник в реализации программы.
— Сколько будет всего будет реализовано проектов общественных пространств в Ростовской области в 2019 году?
— На областной конкурс, проводимый осенью 2018 года, было подано 82 проекта, из них отобрано 36 проектов общественных пространств. Ещё в 12 проектах предстоит реализовать вторые этапы благоустройства, два проекта стали победителями Всероссийского конкурса проектов в малых городах и исторических поселениях (Азов и Семикаракорский район), три проекта реализуются по поручению губернатора.
— В первый год реализации программы проектов было недостаточно, а что сейчас?
— Сейчас мы получаем гораздо больше заявок, чем можем реализовать, особенно из небольших городов. Это связано с тем, что выросла узнаваемость самой программы. Уже есть реализованные проекты, которые можно показать. Главы муниципалитетов и особенно жители увидели, что программа действительно работает. Для небольших городов реализация этой программы — фактически единственная возможность улучшить общественные пространства в ситуации хронически дефицитного бюджета. В таких городах мы получаем максимальный отклик. Например, в Пролетарске весь город голосовал за общественные пространства, а на обсуждения и воркшопы приходили толпы людей, от пенсионеров до школьников. Небольшие города, кстати, гораздо активнее крупных — в частности, Ростова-на-Дону, и я говорю именно об активности со стороны администрации. В Ростове нам работать гораздо сложней, чем в небольших городах. К примеру, нам бы очень хотелось, чтобы активизировалась работа по тем проектам, которые выполнило бюро «Проект» Анатолия Мосина вместе со «Стрелкой» (шесть дизайн-проектов общественных пространств города — улицы Большой Садовой, парка имени Горького, Театральной площади, парка имени Вити Черевичкина, Покровского сквера и парка имени 1 мая). Но по парку имени Горького шанс есть. Он занял второе место в рейтинговом голосовании, которое проводилось на территории области в период с 26 по 28 февраля, и теперь город должен подготовить документацию для областного конкурса, по итогам которого парк может получить финансирование для благоустройства в 2020 году.
Общественные пространства уходят от «диснейлендов»
— Финансирование по первым проектам приходило осенью, а работы надо было начинать летом. Эта проблема как-то решена?— Да, теперь финансирование поступает раньше, у подрядчиков есть возможность гораздо раньше приступать к реализации. Другое дело, что теперь администрации жёстко ограничены во времени заверения конкурсных процедур на определение подрядчика работ по благоустройству. Сейчас за сроками следят более строго. Это закреплено в федеральных нормативных документах. И регион берёт на себя ответственность по соблюдению этих сроков. Это не позволит уходить в работы в зиму, как было на некоторых объектах в предыдущие годы.
— В начале реализации программы на каком этапе работы по проектам чаще всего возникали проблемы? Меняли ли вы подходы из-за этого?
— В начале реализации программы не было ни технического задания, ни рабочей документации, ни авторского надзора — это то, что напрямую влияет на качество готового объекта. Были только дизайн-проекты, фактически — картинка, по которой работали подрядчики без авторского надзора. Из-за этого концепция либо терялась частично, либо вообще не выполнялась. И это нормально, потому что дизайн-проект — не рабочая документация. Это даже разный уровень квалификации. С 2019 года мы разбили эту работу на три этапа. Первый — областной конкурс дизайн-проектов, где выбираются лучшие проекты для финансирования. Второй этап — разработка проектной документации. Третий этап — торги по реализации проектов и авторский надзор. На каждом из этих этапов мы стараемся осуществлять контроль за соблюдением первоначальных концепций, предложения для которых вносили в том числе и горожане.
— Как изменились проекты общественных пространств?
— Вырос их уровень. Архитекторы и проектировщики стали понимать необходимость грамотного функционального зонирования территории. Когда программа начала реализовываться, они пытались делать «диснейленды» — в общественных пространствах было всё, начиная от площадки для выгула собак и заканчивая шахматными, спортивными, детскими, свадебными зонами. Сейчас для большинства проектов характерны идея, концепция, продуманный набор функций. Архитекторы стали проводить исследования перед проектированием, общаться с жителями, чтобы понять, что им действительно нужно, а какие функции будут бесполезными. Кстати, в этом году финансирование получили практически все проекты, которые ранее проиграли областной конкурс, потому что архитекторы значительно их доработали, постоянно консультируясь с нами.
— Кто основные поставщики проектов?
— Когда программа только начала реализовываться, в регионе практически не было экспертов-урбанистов, которые бы понимали, как создавать комфортную городскую среду, потому что урбанистика — это совокупность различных компетенций, от архитектуры и градостроительства до социологии, истории и экономики. Поэтому те, кто всю жизнь занимался ландшафтом, только его и создавали, а архитекторы, привыкшие проектировать здания и парковки, не понимали, как грамотно наполнять общественное пространство.
Но рынок меняется. Появились архитектурные бюро, которые занимаются только общественными пространствами. В Ростове-на-Дону это, например, архитектурное бюро «Среда», созданное Александром Кулешовым — одним из победителей конкурса по созданию малых архитектурных форм для Большой Садовой. Есть бюро «Прожектор» Алексея Кринчика, который учился по программе КБ «Стрелка» «Архитекторы.РФ». Есть ряд других бюро и свободных архитекторов. Сейчас у нас сложился пул из примерно десяти бюро, которые хорошо зарекомендовали себя за это время и которые делают качественные проекты. Когда мы начинали, в регионе было всего одно бюро, в котором понимали, что такое комфортная городская среда, — это бюро «Проект» Анатолия Мосина, работавшего над Большой Садовой. Мы в Центре компетенций по развитию городской среды тоже занимаемся обучением молодых архитекторов.
Почему «отцепили» дворы
— Когда программа только начиналась, активно обсуждались проекты дворовых территорий, почему сейчас дворы исчезли из этой повестки? Будут ли реализованы проекты во дворах в 2019 году?— С дворами связаны три проблемы. Первое: мы столкнулись с очень низким уровнем проектов, практически нигде не соблюдались стандарты и ГОСТы. Второе: достаточно тяжело вовлекать людей в обсуждение и реализацию проектов, жителям одного двора оказалось тяжелее договориться, чем в тех случаях, когда речь идёт об общественном пространстве. И третье: низкий уровень подрядчиков работ по проектам дворов. Нужно признать, что мы ещё не научились строить дворовые территории как комфортные пространства. Такая ситуация сложилась не только в Ростовской области, но и в других регионах России. Причём в этом году федеральным Минстроем скорректированы условия по реализации дворов — введён минимальный порог софинансирования жителей в 25 процентов. Мы понимаем, что в общей сумме работ по благоустройству получается неподъёмная для горожан цифра. На сегодняшний день окончательного решения на региональном уровне по вопросу благоустройства дворов в 2019 году не принято, однако, я знаю, что в некоторых городах области ведутся обсуждения по благоустройству дворовых территорий за счёт местного бюджета. И это только приветствуется. Мы же сконцентрируем силы на общественных пространствах.
— Как Центр компетенций развития городской среды будет развиваться дальше?
— В Минстрое РФ сейчас обсуждается идея создания на базе центров компетенций проектных офисов для работ, связанных с нацпроектом «Жильё и городская среда». Например, помимо комфортной среды, это «умный город», «экология», «чистая вода». Нам очень интересна тема пространственной политики и современной жилой застройки. Перед городами поставлена задача существенно увеличить объёмы строящегося жилья, но при этом нет понимания критериев его качества и качества среды, нет и понимания, где эти объёмы могут быть построены в том же Ростове-на-Дону. Вместе с тем задача создания миллионов квадратных метров жилья и задача создания комфортной городской среды не существуют параллельно, а напрямую связаны друг с другом.