Al-аватары придумали давно, но сегодня на них взглянули по-новому. // Иллюстрация: Flux
От маскотов до цифровых аватаров
Принято считать, что цифровые аватары были созданы на основе маскотов — узнаваемых персонажей (людей, животных или вымышленных существ), представляющих тот или иной крупный бренд. Так, бренд Nesquik ассоциируется с веселым кроликом, а маскот компании Michelin, как известно, Бибендум — Мистер-Мишлен из белых шин).В 2003 году появилась существующая до сих пор виртуальная игра Second Life, в которой можно создать свой аватар. В 2021 году Марк Цукерберг заявил о начале работы над метавселенной, а позже представил свой аватар, который критики, как раз, сравнивали с кадрами из вышеупомянутой игры. Затем появились виртуальные инфлюенсеры, с которыми успели посотрудничать крупные мировые бренды.
Выпуск новостей с Еленой от Сбербанка. // Фото: стоп-кадр новостной программы
Сегодня есть возможность создавать различные варианты цифровых аватаров: вымышленный персонаж, которого можно с помощью нейросетей наделить определенным голосом, походкой, мимикой и т.д.; виртуальный образ человека, к этой категории относится Елена от Сбербанка или Саша Вайнер — бренд-шеф ресторана She и цифровой двойник реального человека. И именно последний вариант сегодня набирает популярность у бизнеса.
Видео с такими аватарами легко можно перевести на другой язык, при этом мимика, движение губ человека, представленного на экране, будут соответствовать выбранному языку. Более того, ряд сервисов предлагают сделать цифрового клона из кого угодно. Таким образом можно поддерживать связь с цифровыми двойниками известных людей.
Новый формат видеопроизводства: цифровая модель и текст
Как рассказал «Эксперту Юг» продюсер, руководитель «Фабрики Контента» Сергей Пименов в случае создания цифрового двойника речь идет о совсем другом процессе видеопроизводства, который подразумевает иной подход, без долгих подготовок и постоянного исправления одних и тех же моментов.«Процесс делится на две основные части. Первая — подготовительный, когда мы снимаем видеоаватар. То есть, это традиционный съемочный процесс, — объясняет собеседник. — Мы снимаем человека в разных локациях, с различными видами, в разной одежде, с разным макияжем, если герой — женщина. Мы записываем голос этого человека, после чего начинается второй этап: создается цифровая модель. И дальше мы уже можем достаточно быстро создавать новый видеоконтент с этой моделью».
Сергей Пименов в образе чиновника. // Иллюстрация сгенерирована в нейросети Flux экспертом
Пименов считает, что такая схема позволяет быстро производить видео под конкретные задачи, для этого в дальнейшем понадобится только текст. Это отличное решение для руководителя компании, который не может каждый день приходить на съемки и готовиться к ним.
«Второй момент — очень высокая степень персонализации. Например, можно использовать этот инструмент для внутренних обучающих видео в компаниях. То есть, сотрудника принимают на работу, и он смотрит ролик, как все устроено в компании, непосредственно от руководителя или, например, от начальника HR-отдела. Это очень удобно, — подчеркивает эксперт. — Это быстро и дешево в производстве, потому что любая съёмка, в классическом понимании, подразумевает как минимум подготовку, саму съёмку, монтаж. С помощью аватара все это можно делать без участия человека. При этом, если анализировать средние данные по рынку, создание видео с цифровым клоном происходит в 10 раз быстрее и обойдется в 10 раз дешевле, обычного видеопроизводства. Для малого бизнеса это важное сокращение издержек».
IT-предприниматель, эксперт в области развития территорий Дмитрий Гусев добавляет, что стоимость создания гиперреалистичного аватара зависит от нескольких факторов. Для начала необходимо провести профессиональную съёмку, чтобы получить качественную базу.
«Тут стоимость складывается из аренды студии, работы видеографа. Затем расходы варьируются в зависимости от платформы: такие платформы работают по подписке или берут оплату за итоговый результат. Сейчас в среднем создание одной минуты видео с нейроаватаром может в себестоимости стоить порядка 1000-1500 рублей», — комментирует эксперт.
Спрос на ИИ-аватары растет
По словам Сергея Пименова, это направление активно развивается во всем мире и привлекает серьезные инвестиции. Для ряда корпораций Al-аватары стали настоящей находкой. Например, если компания представлена на международном рынке и ей нужно транслировать некую информацию на разных языках для своей многомиллионной аудитории. При этом подача может быть абсолютно разной — с учетом культурных и религиозных особенностей.«Я еще не делал таких аватаров на заказ, а скорее использовал этот инструмент для своих личных и бизнес-задач, но, судя по количеству предложений на рынке, спрос на такие услуги растет, — отмечает Дмитрий Гусев. — Я замечаю что многие эксперты и компании уже предлагают создание нейроаватаров. Это говорит о том, что рынок активно развивается, и у этой технологии есть перспективы».
Эксперт рассказал, что уже несколько лет преподает в ДГТУ свой авторский модуль по технологическому предпринимательству. Поскольку современные студенты лучше воспринимают короткие видеоформаты, наш собеседник решил использовать это в своей работе и стал снимать небольшие видеоролики (reels).
«Для меня это был эксперимент: я использовал нейроаватар для создания серии роликов "Стартап-акселератор в формате Reels", где раскрыл ключевые темы запуска и развития стартапов. Взял основные тезисы из своего курса и представил их в коротком видеоформате. Результат получился интересным: многие зрители даже не догадались, что это был аватар. В целом, я доволен экспериментом и планирую развивать это направление дальше», — поделился результатом Дмитрий Гусев.
Стримеры и кибербезопасность
Однако несмотря на ряд озвученных преимуществ, далеко не все представители экспертного сообщества нашего издания высказываются в позитивном ключе о видеоаватарах для бизнеса.Например Бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность» Александр Дяченко, заявил в беседе с «Экспертом Юг», что пока не видит высокой востребованности на данном рынке.
«Al-аватары ранее, года два-четыре назад, были трендом отдельных блогеров и стримеров. Это был способ вовлечь аудиторию, вести с помощью такого аватара постоянные стримы на Twitch, YouTube или какой-либо другой площадке, — вспоминает бренд-стратег. — Тренд, который появился сейчас, скорее всего, запустила некая отдельная независимая студия. Но на самом деле речь идет о продаже старых технологий в новом обличье».
По мнению Александра Дяченко, Al-аватар действительно может помочь сэкономить время руководителю, но есть нюанс: этот инструмент работает лишь в ситуации, когда ранее уже был развит личный бренд руководителя. В противном случае такие видеоролики не приносят ожидаемого результата. К тому же, если видеоаватар выполнен непрофессионально, — например, не удалось добиться максимально точной синхронизации движений губ с голосом (липсинк) — это не вызывает эмоционального отклика у аудитории, а, наоборот, приводит к отторжению.
Кроме того, ранее директор компании Ideco (российский разработчик продуктов для фильтрации трафика, защиты сетей и развития сетевых инфраструктур — прим. редакции) Дмитрий Хомутов заявил, что «создание цифрового клона человека неразрывно связано с риском нарушения кибербезопасности компании», поскольку для его создания потребуется большое количество личной информации, в том числе биометрические данные.
Эксперты также напоминают, что работая с искусственным интеллектом компаниям, помимо защиты конфиденциальности личных данных клиентов и сотрудников, нужно не забывать о том, чтобы AI-системы соответствовали требованиям законодательства и этическим нормам.