100 106 14

Арматура на двоих

1881
12 минут

В Краснодарском крае на базе Абинского и Армавирского электрометаллургических заводов будет сформирован новый промышленный кластер. Для Кубани металлургия — это принципиально новая отрасль, причём становление её происходит на фоне резкого снижения цен на сталь на мировых рынках. Однако продукция предприятий ориентирована на динамичный строительный комплекс края, и это снижает риски проектов

Арматура на двоих

Поделиться
Создание металлургического кластера — один из главных приоритетов промышленной политики руководства Краснодарского края. Оба предприятия, которые лягут в основу кластера, относятся к новому поколению метзаводов, так называемым мини-миллам — небольшим производствам неполного цикла, ориентированным на локальные рынки и использующим в качестве сырья металлолом. На первом этапе заводы в Абинске и Армавире рассчитаны на объём порядка 450–500 тысяч тонн стали в год. Вокруг них, как не раз заявляло кубанское руководство, должен образоваться «куст» примерно из двух десятков предприятий.

Инвестором запущенного в 2010 году Абинского электрометаллургического завода выступила местная компания «Новоросметалл», которая много лет занимается в Новороссийске переплавкой стали из металлолома и её экспортом за рубеж. Завод в Армавире, который планируется ввести в строй в 2015 году, заявлен украинской корпорацией «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). Её возглавляет близкий к губернатору Краснодарского края Александру Ткачёву бизнесмен Олег Мкртчан (он же является председателем совета директоров футбольного клуба «Кубань»), а контрольный пакет акций украинского холдинга принадлежит группе «Евраз». Этим летом строительство завода в Армавире, о котором было объявлено ещё пять лет назад, наконец началось.

Тяжёлый запуск

Начало работ в Армавире переносилось несколько раз: сначала предприятие планировали запустить в 2011 году, потом пуск был отложен на 2013 год. Завод можно было бы занести в разряд «бумажных» проектов, если бы несколько месяцев назад инвесторы всё-таки не начали строить корпуса первой очереди. Новый срок ввода в эксплуатацию — 2015 год, инвестиции в первую очередь — 9,7 млрд рублей, число сотрудников заявлено в размере 480 человек. Пока предприятие разместится на площади в 80 га, но при строительстве второй и следующих очередей будет осваивать соседние территории.

«Заминка в строительстве завода связана с инфраструктурой промышленного района, — поясняет начальник управления экономики администрации Армавира Наталья Маслова. — Основной источник энергии для предприятия — природный газ. Чтобы подвести к нему ветку газопровода, требуется построить специальную газораспределительную станцию (ГРС). Это достаточно сложный и дорогостоящий проект, решение принималось в головном офисе “Газпрома”. Все эти согласования в результате и затянули развёртывание мощностей завода. ГРС будет построена в 2014 году, параллельно станут возводиться корпуса завода, монтироваться оборудование, устанавливаться электропечи для переплавки стали».

В администрации Армавира подтверждают, что общий объём вложений в завод при введении в строй всех очередей заявлен инвестором в размере 35 млрд рублей, а совокупная мощность электрометаллургического комплекса составит 4,5 млн тонн готовой продукции в год. Количество рабочих мест при полной загрузке — порядка 3,5 тысячи. Однако, учитывая длительность реализации даже первой очереди завода, власти города не берутся гарантировать, что задумки инвестора не будут вновь откорректированы. Такую же позицию занимает и администрация самого предприятия — здесь вообще с большой осторожностью называют какие-то конкретные цифры и предлагают подождать введения в эксплуатацию первой очереди, а уж потом говорить о дальнейших планах.

«Краснодарский край и вообще юг России усиленно развивается, в том числе в области строительства и инфраструктуры, поэтому сейчас нет сомнений, что наши производственные мощности будут полностью загружены работой. В частности, планируется развитие туристического кластера в районе Лагонаки, а это большой объём потенциальных заказов», — говорит генеральный директор предприятия Илья Буга. Продукция армавирского завода и будет предназначена в первую очередь для нужд строительной отрасли, которая в Краснодарском крае давно на подъёме. В состав предприятия войдут два основных цеха — электросталеплавильный и сортопрокатный. Первый станет выпускать литую заготовку, из которой на прокатном стане будет изготавливаться большой перечень товарной продукции — от швеллера до проволоки, арматуры и бесшовных труб.

По мнению заместителя директора аналитического агентства «Русмет» Михаила Родионова, идея приблизить производителя к потребителю в целом благая, тем более при хорошо известной тарифной политике РЖД, которая даёт региональным производителям проката дополнительные права на существование. «Перспективы у проекта оптимистичные, — считает г-н Родионов. — Кончится Олимпиада — начнётся строительство объектов чемпионата мира по футболу, да и вообще надо восстанавливать машиностроение, строить жильё, выпускать больше отечественных машин». Однако при этом нужно помнить про негативную ценовую конъюнктуру: металлотрейдеры жалуются, что лишь только спрос оживляется и производители пробуют чуть-чуть повысить цены, как спрос снова скатывается вниз.

«Стальной король» из Армавира

Чтобы понять, почему украинский «Индустриальный союз Донбасса» строит сталелитейный завод именно на Кубани, надо обратить внимание на биографию генерального директора корпорации Олега Мкртчана. Совместно со своим партнёром Сергеем Тарутой (председателем совета директоров ИСД) Мкртчан владеет 49,9% акций холдинга, которому принадлежит более 40 предприятий на Украине и в других странах. Среди них — Алчевские металлургический комбинат и коксохимический завод, Днепровский комбинат имени Дзержинского, сталелитейный завод Dunaferr в Венгрии, комбинат Huta Czestochowa в Польше. В общей сложности предприятия ИСД производят 9,2 млн тонн стали в год.

При этом Олег Мкртчан, родившийся в Армавире (здесь и сейчас живут его родители), активно инвестирует в Краснодарский край. В 2010 году Мкртчан выкупил у структур Олега Дерипаски футбольный клуб «Кубань», который стал для него, по мнению ряда комментаторов, важным шагом по налаживанию связей в высших политических кругах региона. В прошлом году за особый вклад в развитие Краснодарского края Олег Мкртчан был награжден медалью «Герой труда Кубани».

Однако эксперты полагают, что только хороших отношений армавирско-донецкого бизнесмена с губернатором Ткачёвым недостаточно для решения инвестировать в металлургическое производство в родном регионе. Инвестиционный консультант Александр Полиди, участвовавший в разработке бизнес-планов металлургических предприятий Армавира и Абинска, говорит, что на выбор месторасположения будущего завода значительно повлиял фактор логистики: удобная железнодорожная инфраструктура и близость к морским портам.

«Поскольку предприятие будет заниматься вторичной переработкой металла, для повышения рентабельности важно, чтобы сырьевая база находилась рядом и железо не приходилось везти издалека, — поясняет г-н Полиди. — Решить этот вопрос может как сеть собственных станций по приёму металлолома в ЮФО, так и доставка руды с предприятий ИСД в Донецке. В то же время через морские порты Новороссийска и Туапсе удобно сбывать готовую продукцию, хотя мощным потребителем будет и сам Краснодарский край с его быстро растущим строительным комплексом».

Тень Абрамовича

Несмотря на ключевую роль Олега Мкртчана в ИСД, контрольный пакет акций группы принадлежит российской группе «Евраз», которая сделала ставку на активную экспансию, скупая металлургические предприятия по всему миру. Этот процесс начался после того, как основатель группы Александр Абрамов в конце 2005 года продал контрольный пакет акций холдинга Роману Абрамовичу.

Сначала «Евраз» за 2,3 млрд долларов купил американскую Oregon Steel, потом за 870 млн долларов — 50% «Южкузбассугля», затем ещё ряд активов в СНГ, США и ЮАР, в том числе и контрольный пакет ИСД. К маю 2008 года капитализация «Евраза», по оценкам аналитиков Forbes, достигла рекордных 46 млрд долларов — группа стала самой дорогой сталелитейной компанией в России и четвёртой по стоимости в мире. Однако чистый долг корпорации, скупавшей активы с использованием кредитных ресурсов, тоже оказался астрономическим — 9 млрд долларов. В ходе экономического кризиса 2008–2009 годов капитализация «Евраза» рухнула до 1,95 млрд долларов, производство снизилось на 50%. Акционеры боялись, что компания не сможет платить по долгам, хотя «Евраз» всё-таки выстоял — благодаря погашению кредитов личными деньгами Абрамовича и реструктуризации долгов через другие банки.

Но от своей политики экспансии «Евраз» не отказался, и теперь взоры холдинга обратились к югу России. В конце 2010 года группа заявила о намерении построить в посёлке Усть-Донецком (Ростовская область) прокатный завод «Южный стан» мощностью около 450 тысяч тонн продукции в год с объёмом инвестиций порядка 158 млн долларов. Тогда же «Евраз» приобрёл крупнейшего на юге России независимого металлотрейдера — таганрогскую компанию «Инпром», которую также сильно потрепало во время кризиса.

Однако проекты, входящие в орбиту холдинга на юге России, реализуются не так быстро, как ожидалось, к тому же цены на сталь до сих пор не восстановились до предкризисного уровня. В результате строительство метзавода в Армавире началось только сейчас, а ввод в строй «Южного стана» (намечался на этот год), как стало известно в апреле, перенесён на 2014 год. Аналитики полагали, что это могло быть связано с плохой ценовой конъюнктурой и усилением конкуренции (не так давно «Северсталь» и НЛМК запустили новые мощности в Саратовской и Калужской областях). Кроме того, отмечалось, что первоначально запланированные закупки сырья на украинском Донецком металлургическом заводе (также принадлежит «Евразу») в нынешних условиях могут быть нерентабельны. А значит, и для завода в Армавире, который находится значительно дальше от Донбасса, чем Усть-Донецкий, эта схема могла оказаться неприемлемой.

Но это обстоятельство может быть компенсировано при помощи собственных источников сырья в виде металлолома. «Мировой рынок сейчас пойдёт скорее к снижению цен из-за сокращения производственных мощностей в Китае, поэтому юг России, традиционно поставлявший металлолом на экспорт, не будет ломить за него цены, — говорит Михаил Родионов. — Напротив, “благодаря” тарифам РЖД поставлять лом на Урал и за Урал из европейской части становится всё дороже, поэтому тамошним заводам придётся или платить за лом дороже, или увеличивать долю железорудного сырья на предприятиях полного цикла, или использовать железо прямого восстановления, выпускаемое в России лишь “Металлоинвестом”. Так что предпосылки для успеха локальных прокатных производств есть». Новые метзаводы в Абинске и Шахтах (РЭМЗ) как раз и демонстрируют возможности малой металлургии, сырьём для которой является лом.

На пути к арматурному самообеспечению

Тем временем введённый в строй в 2010 году Абинский электрометаллургический завод уже вплотную подобрался к уровню крупных компаний (по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка от продажи ООО «Абинский ЭМЗ» за прошлый год составила почти 800 млн рублей, прибыль от продажи — 28 млн рублей). Сейчас запущены в эксплуатацию две из трёх очередей предприятия, в которые инвестировано 11,5 млрд рублей.

Основным владельцем завода (51% в уставном капитале) является основатель компании «Новоросметалл» депутат Госдумы Иван Демченко: с Абинском связана значительная часть его трудовой биографии. Именно «Новоросметалл» на протяжении многих лет был единственным в Краснодарском крае металлургическим производством. Компания имеет больше 15 станций приёма и заготовки металлолома по всей территории ЮФО. Каналы получения вторсырья отлажены давно и полностью обеспечивают мощности «Новоросметалла», производящего порядка 360 тысяч тонн металла в год. Во время последнего кризиса компания два года подряд (2008 и 2009) закончила с убытками, но затем восстановила показатели (по итогам 2012 года выручка ООО «Новоросметалл» составила 10,337 млрд рублей, чистая прибыль — 29 млн рублей).

Строительство электрометаллургического завода в Абинске понадобилось «Новоросметаллу» в том числе для расширения сортамента продукции — новороссийские мощности компании выпускают очень ограниченный её перечень, в основном стальные слябы (заготовки 100 на 100 мм), которые идут на экспорт. Абинский завод имеет и бóльшие мощности, и больший ассортимент — он выпускает арматуру, проволоку, различные виды стальных конструкций, используемых в строительстве. Вторая очередь предприятия, введённая в строй летом, включает электросталеплавильный цех мощностью 1,3 млн тонн стальной заготовки, кислородный и известковый заводы, цеха водоподготовки и очистные сооружения. Если раньше арматуру в Краснодарский край везли из других регионов, то теперь её производят здесь в значительных объёмах, обеспечивая немалые потребности местного строительного комплекса. По информации руководства предприятия, выпускаемую арматуру полностью скупают строительные компании края.

«Предприятие будет выпускать до полумиллиона тонн металла каждый год, — сообщает о производственных планах директор абинского завода Роман Сахаров. — Когда же завод заработает с полной нагрузкой, производительность повысится в шесть раз. Таким образом, мы планируем выйти на мощности в три миллиона тонн в год. В данный момент завод получает сырьё с головного предприятия в Новороссийске — из привезённых стальных заготовок делают арматуру. В перспективе будем распространять продукцию по регионам России, а также в Америке и странах Европы».

Одной из главных проблем для завода оказался подбор кадров. Поскольку на Кубани металлургов в больших количествах никогда не готовили, пришлось набирать персонал со всей страны. Сейчас в Абинске работают специалисты, переехавшие по приглашению из Западной и Восточной Сибири, с Урала и Украины. Чтобы обеспечить прибывших рабочих и их семьи жильём, Абинский ЭМЗ заявил о строительстве в городе нового микрорайона на 30 тысяч жителей. Для предприятия это обернётся весьма значительными расходами, объём которых пока сложно просчитать. На заводе, сразу ставшем крупнейшим работодателем Абинского района, уже трудится порядка двух тысяч сотрудников. Для сравнения, на аналогичном по производственным мощностям заводе в Армавире будет работать всего 480 человек, но это, как поясняет Александр Полиди, связано с тем, что на абинском предприятии выпускают более разнородный ассортимент, чем планируют на армавирском.

Из-за того, что строительство предприятия в Армавире затянулось на целых пять лет, Абинский ЭМЗ получил существенную фору и теперь стремится максимально быстро нарастить мощности, чтобы перетянуть на себя всех главных потребителей. У армавирского завода, похоже, стратегия в конкурентной борьбе окажется иной. В администрации Армавира утверждают, что завод будет производить сталь по новым технологиям, которые исключают коррозию металла в готовой продукции. На заводе эту информацию подтверждают, но каких-либо более подробных комментариев не дают. Предположительно, речь может идти об инновационной технологии «левикор» или её аналоге. Так называется процесс, в результате которого происходит диффузия цинка в железо: получающийся сплав практически не поддаётся коррозии, сохраняя все механические свойства стали. Завод, который сможет предложить рынку именно такую продукцию, действительно будет обладать конкурентными преимуществами.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .