По словам Владимира Гурьянова, если в 2021 году на долю российских производителей приходилось около 30 процентов заказов, то по итогам прошлого года она выросла до 70 процентов. // Фото: пресс-служба АО "Арнест"
Поделиться
Справка: АО «Арнест» работает на рынке контрактного производства с 2000 года и является одним из лидеров отрасли. Сегодня в штате компании около тысячи высококвалифицированных специалистов. Продукция выпускается на технологичном оборудовании. Благодаря расположению завода рядом с отечественными производителями упаковки сокращается длительность производственного цикла и нивелируются потенциальные логистические риски.
Что происходит с промышленным аутсорсингом
Контрактное производство — это, по сути, промышленный аутсорсинг, в процессе которого продукцию или её часть по заказу компании изготавливает стороннее предприятие. Российский Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) ещё в марте 2022 года прогнозировал кратный рост рынка контрактного производства в перспективе трёх лет.Поделиться
По данным Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), объём рынка контрактного производства электроники в прошлом году вырос на 42 процента. // Фото: пресс-служба АО "Арнест"Прогнозы подтверждаются на практике: так, по данным Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), объём рынка контрактного производства электроники в прошлом году вырос на 42 процента. Рост продолжился и в первом квартале 2024-го — на 44 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Повышенный спрос на контрактные производственные мощности наблюдается также в лёгкой промышленности. По информации Русской ассоциации участников фэшн-индустрии, в 2022 году он почти в шесть раз превысил предложение.
Не меньший интерес к контрактному производству наблюдается и в сегменте парфюмерно-косметической и бытовой продукции. Эксперты связывают это как с замещением ушедших международных производителей отечественными брендами, так и с развитием тренда на собственные торговые марки в ритейле.
«Доля отечественных производителей бытовой химии в прошлом году выросла больше чем в два раза по сравнению с предыдущим периодом. Рост произошёл и в парфюмерно-косметическом сегменте — он занимает уже свыше 40 процентов рынка. Это отразилось и на спросе со стороны отрасли на контрактное производство. Как в прошлом, так и в этом году мы наблюдаем увеличение количества заказов со стороны российских компаний. Если в 2021 году на их долю приходилось около 30 процентов, то по итогам прошлого года она выросла до 70 процентов», — отмечает Владимир Гурьянов.
Чем выгодно контрактное производство
Основная причина поиска производственных мощностей для выпуска продукции — отсутствие собственного производства или нехватка линий. Особенно это актуально для стартапов: для них вложения в собственные мощности — расходы на помещение, приобретение и обслуживание оборудования, выплату заработной платы — могут стать просто неподъёмными. Кроме того, на первом этапе начинающий бизнес может быть просто не уверен в потенциальном успехе будущей продукции, а значит, расходы могут оказаться бессмысленными.В случае с давно функционирующим бизнесом тоже есть подводные камни для расширения производства собственными силами. Оперативно увеличить выпуск могут помешать, например, устаревшее оборудование, невозможность быстро пройти сертификацию, отсутствие квалифицированного персонала и т.д. Во всех этих случаях выходом становится именно контрактное производство.
«Сегодня, чтобы выпустить пробную партию продукта или выйти на поток, вовсе не обязательно иметь собственный завод. В России для этого достаточно контрактных производственных мощностей. Более того, по опыту работы с нашими партнёрами мы видим, что компаниям нередко бывают нужны дополнительные услуги, например, по разработке рецептуры. В этом мы тоже готовы помочь, поскольку компания располагает собственным научным центром», — говорит Владимир Гурьянов.
Поделиться
Контрактное производство сегодня — эффективный инструмент рынка, позволяющий оптимизировать выпуск продукции. // Фото: пресс-служба АО "Арнест"Помимо разработки рецептуры, компании по контрактному производству также могут взять на себя выстраивание цепочек поставок сырья для заказчика. Как отмечают в АО «Арнест», благодаря программе импортозамещения удалось своевременно найти качественные аналоги для импортных компонентов — как внутри страны, так и за счёт перестройки импорта на рынки дружественных стран.
Ещё одна причина, которая стимулирует интерес к контрактному производству, — скорость, с которой можно вывести продукт на рынок. Очевидно, что использование готовых мощностей в большей степени упрощает задачу, чем строительство собственного завода. Это стало особенно актуальным для российских производителей, которые стремятся занять нишу на трансформирующимся рынке отечественной косметики и бытовой химии.
Как выстроен процесс промышленного аутсорсинга
Выбор подрядчика — один из первых вопросов, с которым сталкивается бизнес, заинтересованный в выпуске продукции на стороне. В России пока отсутствует единый удобный ресурс наподобие маркетплейса, но уже существует биржа контрактного производства.Точкой аккумулирования потенциальных подрядчиков также становятся отраслевые выставки, где можно подробнее обсудить условия сотрудничества с представителями компаний. Когда договоренности обозначены, для оценки надёжности будущего производителя также проводится аудит — чаще всего его заказывают крупные компании, причём не только перед заключением договора.
«На мощностях АО “Арнест” заказы размещали и размещают как российские, так и международные компании. Например, первым нашим контрактным заказом когда-то были лаки для волос бренда Taft от немецкой Henkel. Позже присоединились Unilever, Beiersdorf, L’Oreal, Colgate-Palmolive, Coty, Oriflame. Каждая из международных компаний ежегодно проводила аудиты по четырём направлениям. Можно сказать, что у нас почти всегда присутствовали представители заказчиков, которые что-то проверяли. Но для нас это никогда не было проблемой, поскольку за более чем двадцатилетний опыт работы мы выстроили работу максимально профессионально и дисциплинированно», — рассказывает Владимир Гурьянов.
Если говорить об объёмах партий, то сегодня контрактные производители — даже крупные — работают с разными по величине заказами. Более того, некоторые компании предусматривают гибкую систему управления процессами. Это значит, что у заказчика есть возможность внепланово произвести партию продукции.
«Каждого партнёра в “Арнесте” от и до ведёт свой контрактный менеджер. Все процессы производства максимально прозрачны, благодаря чему заказчик в любой момент может проконтролировать процесс изготовления продукции. Кроме того, наших производственных мощностей достаточно, чтобы пойти навстречу в случае непредвиденной ситуации и выпустить дополнительную партию. Мы понимаем, что рынок парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии сегодня очень динамичен. К тому же для нас, как для крупной российской компании, важно поддерживать отечественный бизнес и способствовать его развитию», — говорит Владимир Гурьянов.
Контрактное производство сегодня — эффективный инструмент рынка, позволяющий оптимизировать выпуск продукции. Это позволяет снижать издержки бизнеса, что положительно сказывается на ценообразовании. Кроме того, наработанные механизмы контрактного производства в России обеспечивают высокий уровень качества товаров. Наряду с привлекательной стоимостью это увеличивает спрос на продукцию со стороны потребителей, а значит, позволяет бизнесу выстраивать устойчивые модели развития.