87 93 12

Банк клиенту – маркетплейс

ЭКСПЕРТ ЮГ №3 2023
2239
6 минут

Кредитные организации юга России отмечают растущий интерес к небанковским продуктам и сервисам – от страхования жизни и имущества до онлайн-бухгалтерии и образовательных площадок

Банк клиенту – маркетплейс

Информационно-аналитическое обслуживание — один из главных нефинансовых сервисов, которые предлагают банки // Фото: idei.club
Поделиться
В 2022 году возросла важность небанковских продуктов для населения и бизнеса. В частности, различных сервисов, позволяющих предпринимателям решать задачи по оптимизации своей работы, а клиентам из числа физических лиц – получать консультации касательно их финансовых целей.

Небанковские продукты в разных финансовых организациях могут сильно различаться. Однако цель у них одна – повышение лояльности со стороны клиента, а также его вовлечение в экосистему банка. Как правило, эти сервисы напрямую не увеличивают обороты банка, но влияют на качество обслуживания и удовлетворенность клиентов.

При этом представители банковских структур Юга России отмечают, что сегодня финансовый партнер является для клиента не просто источником кредитных средств, но и своего рода маркетплейсом.

Запрос на информацию и аналитику

В перечень небанковских продуктов может входить страхование (в том числе жизни, авто и недвижимого имущества), финансовое и налоговое планирование, юридическое сопровождение, информационно-аналитическое обслуживание и ряд других опций. То есть, это услуги, которые клиенту удобнее получать в организации, с которой он уже работает.

«Эксперт Юг» проанализировал набор небанковских продуктов в ключевых региональных финансовых структурах Юга России. Так, крымский банк РНКБ среди дополнительных сервисов предлагает страхование имущества и различные услуги от партнеров – возможность дополнительных пенсионных накоплений, решения по поиску кадров и др.

Крупнейший банк Краснодарского края «Кубань Кредит» также имеет широкий ассортимент инструментов страхования, в том числе на время путешествий.
Крупнейший банк Ростовской области «Центр-Инвест» делает акцент на VIP-услуги. Например, предоставление льготных условий аренды индивидуальных сервисов и услуги налогового консультанта.

Банк «Уралсиб» предлагает более десяти небанковских сервисов, рассказала управляющий директор региональной сети малого бизнеса в Краснодарской территориальной дирекции ПАО «Банк Уралсиб» Юлия Иванова. Это, например, онлайн-бухгалтерия и кассы, квалифицированная электронная подпись, юридическая служба, «СКБ Контур» и т. д.

Есть и чисто информационные сервисы. В основном это различные бизнес-курсы, мастер-классы и бесплатные вебинары для предпринимателей.

«Самый востребованный небанковский сервис – это Академия предпринимательства, являющаяся образовательной платформой для бизнеса. Это связано с тем, что банки сегодня воспринимаются уже не просто как финансово-кредитные организации, но и являются своеобразным маркетплейсом для решения задач бизнеса в одном окне», — прокомментировала Юлия Иванова.

Мы видим растущий интерес среднего, малого и крупного бизнеса Юга и СКФО к нефинансовым сервисам, говорит Ирина Ткаченко, заммпредседателя Юго-Западного банка Сбербанка. — Все чаще пользуются "СберЛогистикой" для доставки грузов, с помощью "СберРешений" готовят мастер-планы и находят кадры на "Работа.ру". В целом, с начала 2021 года видно активное смещение фокуса в пользу консалтинговых продуктов».

По словам Ирины Ткаченко, один из ярких примеров – это отрасль туризма. На Юге России и Северном Кавказе Сбер несколько лет развивает собственную экспертизу этого направления: от потребностей туристов в разных жизненных ситуациях с использованием BigData до комплексной оценки эффективности инвестпроектов любого объема финансирования.

«Клиент приходит не за ипотекой, а за квартирой»

При создании своих экосистем банки в первую очередь отталкиваются именно от потребностей клиентов, отметила директор территориального офиса Росбанка в Ростове-на-Дону Олеся Алферова.

В качестве примера она привела премиальных клиентов и услугу консьерж-сервиса, которая позволяет решать как простые, так и сложные бытовые вопросы – по организации досуга, подготовке к путешествиям, получению медицинских услуг и т. д. Премиум-сегмент в целом является самой благоприятной средой для развития такого рода услуг, поскольку подразумевает особенно активную работу с клиентом.

По словам Олеси Алферовой, фактически в категорию небанковских продуктов входят и различные приложения для клиентов – при условии, что они содержат в себе функционал, не подразумевающий использование сугубо банковских услуг.
«Например, клиенты, оформляющие автокредит, могут в мобильном приложении рассчитать стоимость и приобрести у партнеров банка полисы для автомобиля, такие как КАСКО и ОСАГО, а также воспользоваться автомобильным маркетплейсом и подобрать авто онлайн у дилеров. Также есть сервисы по оценке машины для продажи и обновления», — рассказала Олеся Алферова.

Похожим образом ситуация складывается и в ипотечном кредитовании. По мнению представителей банков, настоящей целью клиента в данном случае является на получение средств, а покупка квартиры. Соответственно, банки предлагают сервисы, которые могут помочь на этом пути – начиная с подбора недвижимости с применением искусственного интеллекта и заканчивая юридической консультацией экспертов банка по поводу конкретного объекта недвижимости. Также спросом пользуется электронная регистрация сделок, оформление налогового вычета по ипотеке и инструменты, полезные при покупке жилья за собственные средства – сейфинг, безналичные расчеты и подготовка документов к проведению сделки.

Таким образом, банки могут выступать в роли центра компетенций в сфере недвижимости, осуществляя правовое сопровождение на каждом этапе приема квартиры или дома. Может показаться, что это приводит к конфликту интересов – если считать, что для банка выгоднее, чтобы клиент как можно быстрее закрыл сделку. Однако в реальности для финансовой организации, как правило, важнее не скорость заключения, а надежность сделки, и, как следствие – высокий уровень платежеспособности клиента в будущем.

Требование рынка

С точки зрения юридических лиц одним из самых популярных небанковских сервисов в данный момент является проверка контрагентов, отмечает Олеся Алферова.

«Он позволяет оценить благонадежность партнеров в момент заведения платежа, и анализирует более 40 факторов риска», — подчеркнула она.

Представители бизнеса в свою очередь считают, что понятие дополнительных небанковских сервисов очень широко, а предприниматели, как правило, выбирают из линейки один или два продукта, которые нужны именно им.
Председатель Краснодарского краевого отделения «Опоры России» Даниэль Башмаков рассказал, что наличие и количество небанковских сервисов в первую очередь имеет значение для начинающих предпринимателей.

«Конечно, если речь идет про новый бизнес, то важно выбрать именно те сервисы, которые будут полезны на старте. Это может зависеть от специфики работы предприятия, от вектора развития и так далее. Предприятия, которые действуют уже давно, редко меняют выбранного финансового партнера, исходя из наличия небанковских продуктов. Хотя, безусловно, им тоже важно, чтобы их банк был в тренде и предлагал им продукты и услуги, соответствующие рыночным тенденциям на текущий момент», — пояснил Даниэль Башмаков.

Финансовый консультант Михаил Акопьян считает, что дополнительные небанковские сервисы хорошо себя показывают в условиях стабильности в экономике, и при условии, что набор ключевых продуктов у конкурирующих банков одинаковый. В данный момент, по его мнению, бизнес чаще выбирает ту финансовую структуру, которая поможет ему справляться с более утилитарными задачами.

«Например, таким фактором является наличие услуг в сфере внешнеэкономической деятельности. Сейчас это крайне актуально для бизнеса, и, если у банка это есть, то это сильно повышает шанс того, что выберут именно его. Иначе говоря, через работу с банком бизнес сейчас стремится решать вполне конкретные проблемы», — заключил Михаил Акопьян.

Тем не менее, как отмечают эксперты, хоть первичное обращение в банк обычно вызвано необходимостью получения кредита или другого финансового продукта, эффективность дальнейшей работы с клиентом во многом зависит от набора небанковских сервисов и удобства их использования.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .