Оператор дрона за работой. Фото: «Летай и Смотри Агро»
Поделиться
Златоглазка – не единственное насекомое, которое с эффективностью до 95% может защитить урожай от вредителей. Естественные враги есть и у колорадского жука, и у капустной моли, с которой, кстати, бороться сложнее всего. «Эксперт Юг» разобрался в тенденциях этой необычной отрасли и узнал, что нового появится на российском рынке в 2024 году.
Хорошо забытое старое
Люди давно научились использовать хищных насекомых для защиты урожая. Например, в Советском Союзе в 1975 году начали развивать методы биологической защиты, когда случилась настоящая эпидемия отравлений химическими инсектицидами. Некоторое время спустя энтомофагами в стране ежегодно обрабатывали 17 млн га, около 15% всех пахотных земель. Лаборатории по изучению полезных насекомых сохранились во многих государствах бывшего СССР, но в целом методика биологической защиты растений проиграла химической.В последнее время метод снова начали широко применять, однако использовать энтомофагов не в теплицах, а в открытом грунте было проблематично из-за высоких трудозатрат и сложности равномерного распределения энтомофагов по земельному участку. Краснодарская компания «Летай и Смотри Агро» придумала, как делать это с помощью беспилотников.
«Экипаж одного квадрокоптера, который состоит из двух пилотов, за смену вносит насекомых на площади порядка 1000 га, – говорит генеральный директор компании «Летай и Смотри Агро» Василий Птицын. – До сих пор компания закупала насекомых у других производителей, но масштабирование бизнеса требует появления собственной «фермы» энтомофагов. Если в 2023 году мы обработали 15 000 га в разных регионах, то в 2024 году хотим обработать 100 000 га».
Поделиться
Василий Птицын, генеральный директор компании «Летай и Смотри Агро»Тренд на органическое производство подтверждает и Сергей Тертычный, главный технолог ООО «БиоТехнология». Эта компания 16 лет производит широкий спектр энтомофагов для борьбы с различными вредителями.
«Сегодня практически все тепличные комплексы массово применяют энтомофагов. Химией если и обрабатывают, то очагово. Хищных насекомых и клещей стали использовать также для защиты полевых и садовых культур. В 2023 году мы уже защитили порядка 1 000 га садов практически без инсектицидов, – рассказывает Тертычный. – Энтомофаг номер один в 2024 году, я считаю, – трихограмма, которая уничтожает чешуекрылых вредителей на стадии яйца, и в результате гусеницы не выходят. Поэтому расселять ее надо на любые культуры превентивно, не дожидаясь проблем. В частности, трихограмма хорошо контролирует хлопковую совку, которая есть практически во всех хозяйствах Краснодарского края. Энтомофаг номер два – небольшая оса габробракон, специалист по гусеницам. Если удастся внести на поле хотя бы два перечисленных энтомофага, это уже позволит защитить урожай и, что самое важное, сохранит местную энтомофауну – например, пчел и других полезных насекомых, которые обитают на этой территории».
Энтомофаги вытесняют пестициды
У химических инсектицидов, помимо их токсичности для всех живых организмов, включая пчел и людей, есть и другие неприятные свойства.Во-первых, со временем вредители приспосабливаются к ним и просто перестают замечать. Новый препарат живет на рынке 3–4 года, потом его эффективность падает наполовину, а еще через 4 года он становится практически бесполезным. При этом вывод нового инсектицида на рынок требует порядка 8 лет и инвестиций в десятки миллионов долларов.
Во-вторых, химическая обработка влияет на урожайность некоторых культур. Например, урожайность хлопка после применения инсектицидов может упасть вдвое. Зато при отказе от химии за счет того, что растения получают меньше стресса, улучшается качество пищевых культур: в кукурузе растет содержание сахара, а в сое – протеина.
В-третьих, защищать урожай с помощью энтомофагов выгоднее чисто экономически. По словам руководителя компании «Летай и Смотри Агро», обработка одного гектара тяжелыми инсектицидами известных производителей стоит в среднем 6 000 рублей. Применение энтомофагов обойдется дешевле на 20%, а на высокомаржинальных культурах, таких как сладкая кукуруза или кондитерский подсолнечник, и на 70%.
Тренды развития сельхозотрасли также заставляют производителей отказываться от использования инсектицидов: согласно «Стратегии развития производства органической продукции в РФ до 2030 года», доля земель, на которых применяется технология органического земледелия, может увеличиться в 7 раз – с 0,3 процента в 2020 году до 2 процентов в 2030 году. Однако пока, по мнению Василия Птицына, безинсектицидное сельхозпроизводство развивают, в основном, фермерские хозяйства, тогда как крупные предприятия борются с вредителями по старинке.
Габробракон на квадрокоптере
В компании «Летай и Смотри Агро», первыми в мире скрестили старый метод применения энтомофагов с новейшими беспилотными технологиями, научив дроны распространять полезных насекомых по полю в любой форме: на стадии яйца, личинки, куколки и даже взрослой особи.«Случай – это псевдоним Бога, – отвечает Василий Птицын на вопрос о том, почему он решил заняться энтомофагами. – Когда в 2016 году я, инженер-механик по беспилотным летательным аппаратам и директор собственной фирмы, обратил свой взор на сельское хозяйство, то не знал об этой отрасли вообще ничего. Минсельхоз Краснодарского края пригласил меня на агромероприятие, где один участник спросил: "Что умеют ваши дроны?". Я говорю: "Мониторить поля, собрать данные, по ним можем что-то посчитать, оценить". Он отвечает: "Все это ерунда, а вот если бы они могли вносить трихограмму, было бы здорово". И я пошел в Федеральный научный центр биологической защиты растений узнавать, кто такая трихограмма и как ее вносить».
Первый дозатор для трихограммы Василий сделал из автоматической кормушки для аквариумных рыб. В 2018 году он запатентовал программно-аппаратный комплекс для внесения насекомых в виде яйца. Начали появляться заказчики.
«С компанией "Летай и Смотри Агро" мы сотрудничаем на протяжении пяти лет, – говорит замруководителя краснодарской компании «Соевый Комплекс» по научной части Александр Слухов. – Начали с эксперимента по замене инсектицида энтомофагами, так как планировали повысить экологичность семенного материла. В итоге, увидев эффективность, продолжили сотрудничество и теперь работаем на регулярной основе. Как показал наш опыт: энтомофаги эффективно уничтожают чешуекрылых вредителей и позволяют повысить урожайность без вреда для окружающей среды — это очень эффективный биометод. Например, в прошлом году с помощью энтомофагов мы смогли полностью искоренить паутинного клеща, сохранить жизнеспособность культуры сои и получить качественный семенной материал урожайностью 47 центнеров с гектара».
Поделиться
К 2030 году количество площадей под органическое земледелие должно вырасти до 2%. Фото: «Летай и Смотри Агро»В 2019 году был всплеск популяции сельхозвредителей, и заказчики стали обращаться в «Летай и Смотри Агро» с просьбами помочь в борьбе и с другими видами насекомых.
«Мы стали изучать технологии, и у нас появились другие энтомофаги. Первыми и на сегодняшний день единственными на планете мы начали посредством БЛА применять на полях Habrobracon hebetor, насекомое размером около 2 мм, которое уничтожает 50–60 гусениц в сутки. В теплицы габробракон вносят в виде имаго – это взрослое летающее насекомое. В таком виде его сложно вносить дроном, а вот в виде нимфы или, как говорят обыватели, куколки – вполне. В 2023 году в центральном и южном регионах России стали отмечаться вспышки паутинного клеща, который сильно вредит сое, плодово-ягодным растениям и многим другим культурам, где ранее он не наблюдался – например, кукурузе и сахарной свекле. Для борьбы с ним мы стали использовать хищного клеща Amblyseius californicus».
Следующий вызов – поиск естественного врага пальмового долгоносика, угрожающего в том числе пальмам Сочи, и средиземноморской плодовой мухи, которая в некоторых странах уничтожает от трети до всего урожая плодов персика, абрикоса и сливы.
Энтомоферма под Краснодаром
«Мы за семь лет работы пробовали российские и зарубежные энтомофаги, а в итоге решили создать свое производство. В первую очередь, запускаем производство габробракона и двух видов златоглазки», – делится планами Василий Птицын.На производстве нужно как можно точнее смоделировать естественную среду обитания насекомых – температуру, влажность, ультрафиолетовый индекс, потому что все это влияет на их развитие. Затем обеспечить будущих хищников кормовой базой – например, начать выращивать личинок зерновой или восковой моли. А ими уже будут питаться энтомофаги.
Поделиться
Личинка златоглазки «под шубой». Фото: Evan PickettЕсть планы выращивать и другие виды насекомых, в том числе для борьбы с вредными растениями. Например, амброзиевого листоеда, поедающего амброзию – инвазивный для России вид растений и сильнейший аллерген.
Купить энтомофагов на сельскохозяйственном рынке для приусадебного участка все еще нельзя. Это связано, прежде всего, со сложностью технологии применения: эффективность зависит от того, в какое время суток внести насекомых, куда, сколько и так далее. Впрочем, в Краснодарском крае есть фермеры, которые вручную вносят энтомофагов на открытые площади, поэтому производители в будущем не исключают и старт розничных продаж.