94 101 13

Деловой туризм — шанс для Ростова на глобальной арене

5314
9 минут

Ростов-на-Дону сегодня имеет прекрасные возможности для того, чтобы стать главным центром делового туризма на юге России, убеждён генеральный директор конгрессно-выставочного центра «ВертолЭкспо» Сергей Шамшура. Но чтобы эти возможности правильно использовать, властям города и региона необходимо более внимательно прислушиваться к инициативам бизнес-сообщества в этой сфере

Деловой туризм — шанс для Ростова на глобальной арене

Поделиться
Благодаря таким масштабным проектам, как Чемпионат мира по футболу 2018 года и строительство нового международного аэропорта, Ростов получает шанс повысить свою конкурентоспособность на мировом уровне и привлечь куда больший поток туристов, чем сейчас. Однако существующие инфраструктурные ограничения и нехватка стратегических приоритетов в этой сфере пока препятствуют раскрытию донского потенциала. Вместе с тем, в городе накоплен богатый опыт работы с деловыми туристами, который обязательно должен быть использован в ближайшие годы при подготовке к мировому футбольному первенству. Деятельность Конгрессно-выставочного центра «ВертолЭкспо» — одной из ведущих компаний в деловом туризме Ростова — демонстрирует, насколько успешным может быть бизнес в этой перспективной для города отрасли. В ближайшие годы «ВертолЭкспо» планирует удвоение выставочных площадей.

Есть желание — нет умения

— Дискуссия о развитии делового туризма в Ростове ведётся уже много лет, и за последние годы в этом направлении сделано немало. Но приобрела ли эта деятельность, на ваш взгляд, системный характер?

— Если сравнивать с тем, что было лет десять назад, то прогресс есть. Но если сравнивать с теми образцами, которые существуют за границей, то мы ещё очень далеки от системной работы. Есть движение, желание, но ощутимых результатов пока нет. О них можно будет говорить, когда мы увидим, что город наполняется мероприятиями большого формата. За последние десять лет численность деловых туристов в Ростове могла увеличиться в пять раз, а фактически выросла всего примерно вдвое. То есть динамика развития делового туризма совпадала с динамикой развития страны, сказать, что мы обогнали этот тренд, нельзя.

— Есть ли в России региональные центры, на которые Ростову в этом отношении можно равняться?

— Прежде всего я бы отметил Екатеринбург. Тот факт, что он сейчас ведёт борьбу за проведение «Экспо-2020», говорит о большой проделанной работе по продвижению города и подготовке там инфраструктуры делового туризма. В Екатеринбурге построены новый большой аэропорт, современный конгрессно-выставочный центр, гостиницы, создано конгрессное бюро, которое занимается продвижением города. Это действительно системная работа. Кроме того, пример Екатеринбурга показывает, что может дать Ростову новый аэропорт — это как магнит, позволяющий притягивать потоки пассажиров. Если сейчас из Ростова можно улететь всего в десяток зарубежных городов, то при наличии нового аэропорта можно будет летать фактически в любую точку мира. А это значит, что появится больше возможностей для проведения международных мероприятий.

— Что мешает сегодня Ростову более активно развивать деловой туризм?

— Часто есть желание — нет умения. Не хватает видения этого направления с точки зрения бизнеса. Размытая концепция туризма не позволяет сконцентрировать усилия. Если мы откроем программу развития туризма в Ростове, то окажется, что в городе есть около десяти видов туризма, и деловой — лишь один из них. Но здесь как в любом бизнесе: надо прежде всего продвигать основной продукт, потому что от него зависит главный доход. В Ростове надо делать ставку именно на деловой туризм — в других видах туризма мы не конкурентоспособны. У нас нет значительного числа исторических памятников, крупных музеев, выдающейся архитектуры — остаётся только своими руками создавать то, ради чего люди сюда поедут. Деловой туризм — это именно рукотворный продукт. В качестве примера можно привести Эдинбург. Когда там был построен современный конгресс-центр, где крупные компании проводят свои мероприятия, объём делового туризма вырос в несколько раз, и это потянуло за собой смежные проекты — развитие аэропорта, модернизацию общественного транспорта.

— Кто, по вашему мнению, должен быть главным инициатором развития делового туризма в городе?

— В мировой практике в привлечении туристов обычно кровно заинтересован муниципалитет, ведь туристы — это доходы территории. За рубежом при многих муниципалитетах есть конгресс-бюро города, которое его продвигает. Например, применительно к Ростову бессмысленно отдельно продвигать «ВертолЭкспо» или «Дон-Плазу», потому что для развития делового туризма важен не конкретный объект, а направление в целом, вся инфраструктура города как комплексная площадка. Обычно таким представлением города на рынке занимается конгрессное бюро, и крупные компании, которые ежегодно меняют место проведения своих мероприятий, рассматривают не отдельные объекты, а сразу города.

— Какие ещё виды туризма необходимо развивать в Ростовской области?

— В Ростове, помимо делового, прежде всего необходим событийный туризм. Это достаточно длительный процесс, предполагающий вложения на первоначальном этапе, но сейчас люди хотят приезжать на события, и надо просто проявлять соответствующую инициативу, тренироваться, учиться. Для области актуально, скажем, развитие водных видов спорта — это уже вполне сложившийся на азовском побережье вид отдыха. Есть экскурсионный маршрут «Серебряная подкова Дона», но и к нему надо подходить более системно. Его надо не просто обозначить, а наполнить гостиницами, ресторанами, развлечениями — сейчас туристу, который решит проехать по этому маршруту, просто некомфортно.

Новый шаг развития

— Как бы вы определили то место, которое сегодня в развитии делового туризма в Ростове занимает КВЦ «ВертолЭкспо»?

— Наша позиция — активно участвовать в процессе. Несмотря ни на что, мы проводим всё больше мероприятий, причём все более высокого уровня. В марте мы провели конференцию Общероссийского народного фронта — это мероприятие федерального масштаба, и я думаю, что мы смогли выглядеть достойно, показав московским организаторам, что Ростов готов принять такое событие. Я считаю, это был важный элемент продвижения города.

— Как было принято решение, что конференция пройдёт именно на вашей площадке?

— Формат мероприятия предполагал проведение пяти круглых столов численностью по сто человек и заключительное мероприятие с участием 500 человек, пресс-центр был рассчитан на 200 журналистов. Другой такой площадки, кроме нашей, в Ростове нет. Но мы тоже сработали на пределе, задействовав все свои мощности.

— В ближайшие годы в Ростове появится несколько новых отелей высокого уровня с конгрессными площадками. Как вы планируете реагировать на этот вызов рынка?

— Прежде всего, до жёсткой конкуренции пока далеко. Для города-миллионника в Ростове конгрессно-выставочных площадей ещё очень мало. Если возникнут новые площадки, это очень хорошо для Ростова — мы все сможем показывать город как место с современной инфраструктурой. Но мы всё-таки в большей степени выставочная площадка, а в новых гостиничных проектах появятся конгрессные центры, и если у нас есть выставочные площади, то там их просто не будет. Поэтому новые площадки будут в большей степени ориентированы на конгрессные мероприятия, конференции, а мы, как и сейчас, на выставки. Тем не менее, в 2015 году заканчивается срок окупаемости нашего нынешнего объекта, и мы приступаем к следующей очереди строительства с удвоением выставочных площадей, конгресс-центра, увеличением площадей под сопутствующие предприятия питания. Надеюсь, что к 2017 году мы это строительство завершим.

— Каковы параметры этого проекта?

— Мы планируем построить порядка 20 тысяч квадратных метров, из них около восьми тысяч — закрытые выставочные площади, оставшееся — конгрессные помещения, общепит, сервис. Объём инвестиций — около миллиарда рублей.

— Насколько успешным оказался открытый на территории конгрессно-выставочного центра «ВертолОтель»?

— Мы не рассматриваем этот проект отдельно, это часть всего комплекса КВЦ «ВертолЭкспо». В целом мы довольны заполняемостью гостиницы, она по итогам прошлого года составила порядка 65 процентов. Для Ростова это достаточно высокий показатель — по моим расчётам, загрузку отеля больше 72 процентов у нас в городе обеспечить нельзя, потому что есть так называемая проблема выходного дня. Но и такую заполняемость мы считаем хорошей и рассматриваем возможность войти в ещё какой-нибудь гостиничный бизнес, поскольку нам уже не хватает номерного фонда.

— Расширение выставочных и гостиничных площадей как-то связано с проведением в Ростове матчей чемпионата мира по футболу?

— Само по себе для нас это не слишком принципиальное событие, но я вижу в нём, опять же, важный элемент продвижения нашего города. Проведение матчей покажет, что Ростов развивается и готов принимать любые мероприятия. Другое дело, что туристическое сообщество уже сегодня поднимает перед областным правительством вопрос: а что делать с гостиницами после чемпионата? Ведь к тому времени понадобится нарастить поток туристов в город до такого уровня, чтобы заполнить дополнительные две тысячи номеров, которые будут построены. Поэтому нужно понимать, как развивать деловой туризм в оставшиеся до чемпионата пять лет, чтобы потом гостиницы не стояли пустые. Мы уже подаём свои предложения по корректировке формирующейся новой программы развития туризма в области. Тот документ, который есть сейчас, на мой взгляд, недостаточно эффективен именно в части развития делового туризма в Ростове — хорошая программа должна, как мне кажется, отвечать на вопрос: как помочь бизнесу развивать деловой туризм?

В поле конкуренции

— Насколько власти города и региона, по вашему мнению, сегодня открыты к инициативам бизнес-сообщества по развитию делового туризма?

— Понимание необходимости развивать деловой туризм есть, но нет механизмов быстрой реализации инициатив, хотелось бы, чтобы многие процедуры были не так забюрократизированы, как сейчас. Например, с городом давно обсуждается вопрос создания конгресс-бюро, но пока мы в большей степени опираемся на совет по туризму в рамках областного правительства, хотя его задачи не ограничиваются городом.

— В последнее время в Ростове вновь стала актуальной дискуссия о развитии городской инфраструктуры, прежде всего транспортной. Насколько велико сейчас давление существующих инфраструктурных ограничений на развитие делового туризма в Ростове?

— На самом деле это главное препятствие. Если человек приезжает в город и не может добраться на мероприятие из-за пробок, то зачем его вообще здесь проводить? В итоге многие организаторы мероприятий понимают, что соотношение цены и качества лучше в других городах или за границей и отправляются туда. Наша задача сейчас — осознать это и постараться стать конкурентоспособными. Мы уже давно находимся в поле глобальной конкуренции, но почему-то нередко не хотим этого замечать.

— А как вы оцениваете уровень конкуренции за деловых туристов между Ростовом и Краснодаром?

— У Краснодарского края есть Сочинский инвестиционный форум, который проводится под патронажем федерального правительства, и одно только это мероприятие даёт Кубани преимущество. Но если не брать его в расчёт, то мы с Краснодаром, по-моему, бьёмся на равных, я не думаю, что Краснодар чем-то опережает Ростов в плане делового туризма. Но у Краснодарского края деловой туризм — это только одно из направлений, а для нас это основной вид туризма.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .