Донские электровозы вышли на бережливые рельсы

868
7 минут
Донские электровозы вышли на бережливые рельсы

Проекты бережливого производства позволяют Новочеркасскому электровозостроительному заводу уйти от вынужденных простоев, излишней транспортировки и избыточных запасов

Крупнейший в стране производитель магистральных электровозов ООО «ПК “НЭВЗ”» проводит масштабную модернизацию производства и цифровую трансформацию. На эти процессы в 2017-2018 годах направлено 5 млрд рублей. Эти деньги головная компания завода (АО «Трансмашхолдинг») вложила в реконструкцию, расширение производства и внедрение новых ИТ- технологий. Фактически сейчас на заводе одновременно реализуются четыре инвестпроекта, которые должны быть завершены в 2020 и 2025 годах. Речь о развитии производства электродвигателей и генераторов переменного тока, а также о создании современного отечественного грузового электровоза переменного тока. Отдельный инвестпроект посвящён цифровизации производства («Цифровой завод НЭВЗ»), которая охватывает все сферы деятельности предприятия (производство, технологии, кадры, логистику и т. д.). Повышение производительности труда напрямую увязывается с процессом цифровизации. Сейчас предприятие ведёт переговоры с Агентством инноваций Ростовской области по вхождению в проект адресной поддержки повышения производительности труда. НЭВЗ планирует улучшить качество экспортируемой продукции и обеспечить рост производительности труда не менее 30%.

В беседе с «Экспертом ЮГ» гендиректор ООО «ПК “НЭВЗ”» Алексей Сапунков рассказал, почему для дальнейшего развития завода необходимо внедрять принципы бережливого производства и как это связано с реализацией масштабной инвестпрограммы.

Системность постоянных улучшений

— Оцените стадию, которую проходит ваша компания в процессе внедрения принципов бережливого производства.

— Реализация таких проектов находится у нас в активной стадии, что характерно для всех предприятий холдинга, в структуре которого работает и наш завод. Здесь внедрение принципов бережливого производства происходит в рамках «дорожной карты» развития производственной системы нашей головной компании — АО «Трансмашхолдинг». В этом документе прописано поэтапное достижение стратегических целей компании. Оценка степени развития производственной системы выставляется во время проведения ежегодных аудитов. В качестве экспертов выступают наиболее квалифицированные сотрудники предприятий «Трансмашхолдинга». При этом оценка каждого направления «дорожной карты» производится по нескольким уровням: «Первоначальное понимание», «Мастерское исполнение», «Постоянные улучшения» и так далее.

— Есть ли в компании программный документ в области системы менеджмента бережливого производства?

— Система менеджмента бережливого производства строится на основе политики развития производственной системы ООО «ПК “НЭВЗ”». Она — неотъемлемая часть системы менеджмента бизнеса.

— На какие структурные подразделения в компании возложено управление процессом внедрения бережливого производства?

— Методологическое сопровождение этого процесса закреплено за управлением по развитию производственных систем (УРПС). Но поскольку инструментарий бережливого производства зафиксирован в «дорожной карте», где все процессы разделены по сферам («Менеджмент», «Цепочка поставок», «Подготовка производства», «Качество и Прои зводство»), то абсолютно каждое подразделение завода участвует в развитии производственной системы. Центральная роль отведена, конечно же, такой сфере, как «Производство». Остальные должны совместно функционировать, чтобы обеспечивать непрерывное создание ценности на производстве без потерь.

В «арсенале»  — 5С и Х-матрица

— Какие виды потерь наиболее актуальны для Новочеркасского электровозостроительного завода?

— Это прежде всего «Связанный капитал в виде избыточных запасов», «Излишние транспортировки», «Ожидания и простои». Эти потери были определены по частоте возникновения и объёмам связанных с ними затрат. Для идентификации и устранения этих потерь мы используем инструментарий бережливого производства и технологии «Индустрии 4.0», которые внедряем совместно с компанией «2050-Интегратор», нашим партнёром.

Так, для ликвидации излишних запасов мы реализуем проект по оптимизации внутрицехового планирования MES и применяем технологию RFID отслеживания перемещения крупных узлов. При помощи таких инструментов производим мониторинг и принимаем решения, например, о длительности производственного цикла, который, в свою очередь, является отражением уровня запасов на предприятии. Сокращение «Излишних транспортировок» производится в рамках реструктуризации производственных площадей, а также в рамках внутризаводского проекта по диспетчированию транспорта. Для сокращения «Ожидания и простоев» реализуется проект по мониторингу оборудования, в рамках которого в онлайн-режиме собираются и анализируются причины простоев основного технологического оборудования.

— Какие инструменты бережливого производства используются сейчас на предприятии?

— Все внедряемые нами решения в рамках проекта по бережливому производству базируются на инструментах «Системы 5С». Они являются основой для более сложных конфигураций, таких как визуальный менеджмент, система вытягивания (комплектовочная тара), картирование производственных и административных процессов, система подачи предложений по улучшениям, балансировка сборочных линий, быстрая переналадка. Венчают же систему уже более комплексные инструменты — каскадирование целей по методологии «Хосин-Канри» (Х-матрицы), выстраивание непрерывного потока от конечной сборочной линии (её ещё называют «эталонной») до оценки общей эффективности оборудования (ОЕЕ).

Ломать и строить

— Какие препятствия для внедрения бережливого производства вы считаете главными?

— Учитывая тот факт, что бережливое производство — это в какой-то степени философия, обычно в качестве основной проблемы многие называют менталитет работников. Однако практика внедрения этой системы показывает совершенно иную картину. Проблемы, связанные с менталитетом, исчезают при правильном выстраивании обучения на всех уровнях (от генерального директора до рабочего) и эффективной организации обмена опытом. А вот основной проблемой является то, что необходимо ломать «старую систему» и выстраивать новую, как раз на базе передовых инструментов бережливого производства.

На наш взгляд, переход от текущего состояния к состоянию заданному обусловлен наличием так называемого переходного периода. Его длительность может составлять от нескольких дней до лет. Во время такого периода может параллельно существовать несколько систем. Именно этот переходный период и является основной проблемой при внедрении инструментов бережливого производства.

— Что сегодня в большей степени мотивирует вас заниматься бережливым производством?

— Основной мотиватор — реальный результат, который мы получаем в виде повышения производительности труда и улучшения культуры производства. Стоит отметить, что под культурой производства нами понимаются техническая культуры труда, личная культура работников, а также чистота и порядок производственных, бытовых помещений и прилегающих к ним территорий.

— Делаются ли на НЭВЗе замеры производительности труда? Какова её динамика за последние годы?

— Мониторинг производительности труда осуществляем ежемесячно. В нашей компании применяется стоимостной метод определения производительности труда. Он заключается в том, что выработка определяется путём деления объёма валовой продукции на число работников.

Динамика положительная. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017-м, выручка на одного работающего увеличилась почти на 38 процентов: прошлогодний результат составил 3450 рублей против 2504 рублей годом ранее.

Настройка «эталонных линий»

— Какие задачи в сфере внедрения бережливого производства вы ставите на ближайшие два года?

— Сейчас мы активно внедряем инструмент «Эталонных сборочных линий». Его основная функция — выстраивание непрерывного ритмичного производства на финальных сборках, которые находятся в непосредственном взаимодействии с клиентом, а уже ритм эталонных линий будет определять такты каждого отдельного производства. Решение такой задачи происходит в рамках «дорожной карты» развития производственной системы АО «Трансмашхолдинг».

— Есть ли у вас план инвестиций в бережливое производство?

— Сегодня в компании реализуются несколько инвестпроектов, в рамках которых также решаются и задачи по повышению производительности труда, развитию бережливого производства. Затраты на эти мероприятия учитываются при определении общей стоимости проекта. Например, наш завод первым в АО «Трансмашхолдинг» реализует большой пилотный проект комплексной цифровизации. Развиваем «Цифровой завод НЭВЗ». Основная его цель — снижение стоимости жизненного цикла выпускаемой продукции, повышение производительности и увеличение прозрачности всех процессов. Производство, технологии, персонал, логистика — всё в виде математической модели закладывается в систему (цифровую имитационную модель завода). Обеспечивается онлайн-связь с центральным сервером, создаётся уникальная ИТ-среда — платформа для молниеносных технологических усовершенствований. По завершении этого пилотного проекта на заводе будут внедрены лучшие решения «Индустрии 4.0».

В 2018 году на реализацию этого проекта мы направили около 500 миллионов рублей. Сейчас специалисты бюро цифровизации и бюро наладки агрегатных станков и станков с ЧПУ работают над внедрением в производство промышленных роботов для обслуживания кривошипного пресса усилием 630 тонн. Роботизация технологии штамповки для нашего предприятия является инновационной задачей, решение которой будет способствовать уменьшению риска производственного травматизма и улучшению условий труда. Для развития этого направления предусмотрено приобретение робототехнического комплекса для холодной штамповки изделий из электротехнической стали. В 2019 году размер инвестиций в НЭВЗ составит почти два миллиарда рублей.

— Насколько легко ваши сотрудники привыкают к работе в новых условиях?

— С кадрами всегда непросто. Например, не хватает токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, формовщиков и других рабочих специальностей. А многих из тех, что есть, надо учить работать по-новому. Не зря проблема кадров — одна из наиболее острых в российском машиностроении.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...