В 2023 году четыре тысячи школьников и студентов посетили ТАГМЕТ в рамках программы профоринтации. // Фото: прсесс-служба ТМК
Поделиться
Музей — входной портал на производство
Создавая точки притяжения для туристов, ТМК отводит корпоративным музеям роль, почти сопоставимую с экскурсиями на производство. До начала маршрута по современным цехам посетителям предлагают погрузиться в прошлое, знакомя с историей развития металлургической отрасли, старинным оборудованием и артефактами.«В компании сейчас шесть корпоративных музеев, расположенных на разных предприятиях в разных регионах. ТМК стремится сделать так, чтобы музеи становились «входными порталами» для туристов, точками сбора групп. Этот опыт уже применяется на двух предприятиях в Свердловской области», — рассказывает представитель ТМК.
В модернизацию двух крупных музеев на Урале в последние годы компания вложила около 300 млн рублей. Обновлен был, в том числе, музейный комплекс «Северская домна», который расположен на площади в 8 тысяч квадратных метров и включает в себя исторические здания, станки и орудия труда прошлого и позапрошлого веков. Основа экспозиции — доменная печь, построенная в середине 19-го века — единственный в Европе хорошо сохранившийся образец металлургического оборудования того времени. Наиболее яркие экспонаты музея — паровая воздуходувная машина, изготовленная в 1898 году, и привод прокатного стана, сохранившийся в почти первозданном виде с 1890 года. Это самый популярный в стране корпоративный музей (если верить экспертам одноимённой премии). Интерес людей к истории промышленности, уверены в ТМК, не ограничивается дореволюционным периодом.
«Недавно в компании началась работа по сохранению индустриального наследия. Мы проводим каталогизацию станков и оборудования второй половины 20 века, которые скоро будут выведены из эксплуатации или уже хранятся в запасниках заводов», — говорит представитель ТМК.
Поделиться
На ВТЗ 10 лет реализуется выставочный просветительский проект Perspicillum, где, помимо реального, есть и виртуальное пространство. В 2023 году Perspicillum принял почти 6000 гостей. // Фото: пресс-служба ТМКНа юге России каталоги раритетного оборудования создаются на ВТЗ и ТАГМЕТе. Прокатным и прошивным станам, вакуумным насосам, паровым котлам, гидропрессам и пневматическим молотам, отслужившим свой срок, компания отводит в будущем роль экспонатов и арт-объектов
«Сохранение такого оборудования — это вклад в сохранение истории металлургической отрасли России. Важно еще и то, что музеи ТМК являются общедоступными институциями и открыты для разных целевых аудиторий, что позволяет транслировать ценности нашей корпоративной культуры, для которой историческое наследие имеет большое значение», — комментируют в ТМК.
Корпоративные музеи, согласно планам металлургов, должны стать знаковыми культурными точками для тех городов, где ТМК ведет свою деятельность. И опыт создания подобных локаций уже есть, причем не только в офлайн-формате. Так, на ВТЗ реализован выставочный просветительский проект Perspicillum, где, помимо реального, есть и виртуальное выставочное пространство. Проект реализуется на протяжении десяти лет, здесь знакомят посетителей с творчеством талантливых волжан — художников, фотографов, дизайнеров. В 2023 году Perspicillum принял почти 6000 гостей, а его онлайн-версия стала лучшим музейным интернет-проектом по мнению жюри премии «Корпоративный музей».
Витрина отечественной промышленности
Часть промышленных маршрутов ТМК проходит по территории двух предприятий компании на Юге России, на ВТЗ и ТАГМЕТе. С их работой в 2023 году познакомились примерно 12 тысяч человек.Поделиться
«Зеленый» акцент впечатлениям от Волжского трубного завода добавляет посещение эко-лаборатории ECO HOUSE ТМК. // Фото: пресс-служба ТМК«Предприятия, открывая цеха для туристов, становятся витриной отечественной промышленности. Для нас это дополнительная ответственность и новые возможности. Заводы ТМК демонстрируют гостям передовое производство, цифровые технологии, слаженный высокопрофессиональный коллектив», — говорит представитель ТМК.
Экскурсия по цехам занимает около двух часов — времени достаточно для того, чтобы почувствовать «драйв» черной металлургии, побывав вблизи горячих сталеплавильных печей и грохочущих трубопрокатных агрегатов.
«Такие экскурсии вызывают восторженную реакцию у тех, кто незнаком с производством. Именно эти гости потом расскажут в соцсетях про красоту горячего металла, блеск стальных труб с резьбовыми соединениями, экологичность и технологичность наших предприятий», — делится представитель ТМК.
«Зеленый» акцент впечатлениям от Волжского трубного завода добавляет посещение ECO HOUSE ТМК. Футуристической архитектуры двухэтажное здание полностью занимает экологическая служба завода. Ее сотрудники контролируют состояние воздуха, воды и почвы, чтобы минимизировать воздействие предприятия на окружающую среду. Лаборатории ECO HOUSE входят в туристический маршрут по ВТЗ.
Поделиться
Промышленные туристические маршруты ВТЗ и ТАГМЕТа в 2023 году посетили примерно 12 тысяч человек. // Фото: пресс-служба ТМК«Здесь гости погружаются в микромир металлов, узнают интересные вещи о взаимодействии веществ, имеют возможность заглянуть в микроскоп или поучаствовать в опыте. Туристы словно на уроке химии — некоторые говорят, что попали в детство, и вспоминают, как смешивали разноцветные вещества в колбочках», — говорит представитель ТМК.
О каждом этапе маршрута гостям подробно рассказывают сотрудники предприятий, сопровождающие группы.
«В роли гидов у нас выступают разные специалисты. Промышленный экскурсовод — сложная профессия, которой пока в России нигде не обучают. В перспективе мы планируем организовать курсы по этому профилю в корпоративном университете компании», — комментирует представитель ТМК.
Чтобы экскурсии на производство происходили без происшествий, туристов знакомят с правилами техники безопасности, выдают специальную одежду, а также индивидуальные средства защиты — каски, очки и беруши. Минимизировать риски на территории, где в постоянном движении находятся тонны металла, позволяют логистические решения.
На эту тему
Чехов, искусство и стальные трубы
Поделиться
Экскурсия как путешествие в будущую профессию
Промышленные туристы, рассказывают в ТМК, делятся на три основные категории. Во-первых, это деловые партнеры, которые приезжают познакомиться с предприятиями компании в рамках бизнес-миссий. Во-вторых, это «обычные туристы» — те, кого интересует производство и яркие впечатления от промышленного маршрута. Еще одна, третья и самая многочисленная категория гостей — школьники и студенты, их знакомят с работой компании в рамках профориентации. Корпоративные музеи, с которых начинаются экскурсии, как считают в ТМК, позволяют молодежи по-новому взглянуть на профессию металлурга.«Корпоративные музеи хранят память о трудовых подвигах, технологическом прогрессе, роли заводов в становлении и развитии городов. Так мы укрепляем в памяти молодых поколений значимость ремесла металлургов и очищаем от искажений образ человека труда. В итоге — повышаем интерес к профессии», — рассказывают в компании.
Поделиться
Создавая точки притяжения для туристов, ТМК отводит корпоративным музеям роль, почти сопоставимую с экскурсиями на производство. // Фото: пресс-служба ТМКВ компании говорят, что в условиях конкурентной борьбы за кадры школьники и студенты являются приоритетной целевой аудиторией при организации промышленных маршрутов.
«За 2023 год ТАГМЕТ посетили около 4 тыс. учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений. Этот опыт был отмечен во всероссийском рейтинге портала «Управление производством», где Таганрогский металлургический завод занял третье место по направлению «Профориентационный туризм», — комментирует представитель ТМК.
Познавательные экскурсии в случае ТАГМЕТа — только первая ступень к профессии металлурга. У предприятия есть собственный учебный центр — кампус Корпоративного университета ТМК2U, оснащённый лабораторными комплексами. Его посещают студенты направления «Профессионалитет», студенты вузов-партнеров завода, а также учащиеся школ в рамках проекта «Точка опоры».
«Среди производственников происходит трансформация восприятия термина «промышленный туризм». Он становится непременной составляющей современного бизнеса, открывает новые перспективы, в том числе кадровые, укрепляет имидж компаний», — подытоживает представитель ТМК.