Энергосервис копит опыт

194
7 минут
Энергосервис копит опыт

Пока наиболее перспективной тактикой работы компаний в сфере энергоэффективных решений является работа с крупными клиентами и ориентация на существующий точечный спрос со стороны потребителя. В то же время очевидно, что энергосервисные компании должны успеть подготовиться к резкому увеличению спроса на их услуги

Журнал «Эксперт ЮГ» провёл в Ростове-на-Дону круглый стол «Как конструировать энергоэффективные проекты для нужд бизнеса и территории?» Партнёрами мероприятия выступили компания Grun­dfos и ГК БИС. Центральный вопрос можно было бы сформулировать и по-другому: как содействовать формированию среды, которая генерировала бы проекты в сфере энергосбережении? В обсуждении этой темы важно было соотнести исполинский государственный замах и скромную — а в отдельных сферах и ужасающую — реальность. Российский рынок энергоэффективных решений сейчас завис в подготовительной стадии. До недавнего времени в этот сегмент заходили лишь смельчаки. Сегодня власть всячески настаивает на тиражировании успешных энергоэффективных проектов. Вовлечённость бизнеса в процесс год от года увеличивается, однако революционного прорыва до сих пор не произошло.

Государственные намерения
Круглый стол открылся выступлением заведующего сектором энергосбережения и повышения энергетической эффективности министерства промышленности и энергетики Ростовской области Николая Сытова, который изложил своё понимание процессов, идущих как на федеральном, так и на региональном уровне.

Государство загодя подготовило основную платформу, опираясь на которую, бизнес может развиваться в нужном направлении: это федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (261-ФЗ), принятый ещё в 2009 году. Разработанная нормативная база довольно чётко описывает сценарий развития энергоэффективной отрасли. Фактически она разделяет этот процесс на два больших этапа — предынвестиционный и инвестиционный. На данный момент реализуется первый, который можно назвать подготовительным. В его рамках производится анализ затрат в энергетической отрасли, а также принятие элементарных мер по сокращению расходов в виде проведения энергетических обследований, установки приборов учета, замены ламп накаливания и т. д. И, как подчёркивают эксперты отрасли, эти меры действительно прописаны в законе детально и являются обязательными для исполнения. В Ростовской области подготовительный этап реализуется довольно успешно: порядка 80% организаций и предприятий региона уже прошли энергетическое обследование; для сравнения, в стране этот показатель не превысил и 40%.

Второй этап должен начаться уже в 2014–2015 годах. Однако чёткого представления о том, как он будет проходить, у властей и тем более у бизнеса ещё нет. Пока и на региональном, и на федеральном уровне отсутствуют точно прописанные инструкции по привлечению инвесторов и развитию проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективных технологий. В свою очередь, региональные власти решают включать общие механизмы работы с инвестпроектами, опуская отраслевую специфику. «Тема энергоэффективности затрагивает почти все нынешние инвестиционные проекты и сферы инвестиционного процесса на Дону, — рассказывает Николай Сытов. — И поэтому правительство Ростовской области ставит перед собой задачу создания инвестиционно привлекательной среды. Если в регионе появятся все необходимые условия для инвесторов, то они будут реализовывать свои проекты у нас, в том числе и в области энергоэффективности». Этот подход предполагает, что энергоэффективные проекты ставятся в один ряд с остальными и не имеют особых форм поддержки.

Такова специфика регионального видения развития отрасли. Однако уже сегодня есть ряд решений, позволяющих продвигать энергоэффективность, не выделяя проекты данной отрасли из общего ряда. Как рассказывает президент НП ИТЦ «ИнТех-Дон» Иван Бринк, его команда провела специальное исследование — региональные отраслевые программы анализировались с точки зрения возможности присутствия в них энергоэффективной и энергосберегающей концепции. В результате было выделено 19 региональных программ, готовых к консолидации с программой мероприятий по энергоэффективности.

Вот только пока неясно, как работать с бюджетными организациями. Ведь энергосервисная компания — это, по сути, тот же инвестор, но привлекающий средства на реализацию проектов в сфере энергосбережения; возврат инвестиций происходит за счёт платы за оказанные услуги. «Для бизнеса крайне важен механизм возврата вложенных инвестиций. А пока в энергоэффективной отрасли этого механизма просто нет, — констатирует генеральный директор ГК БИС Андрей Иванов. — И той прозрачности, которая должна существовать и которая сегодня пропагандируется, тоже пока нет». Как поясняет г-н Иванов, компании даже не могут регулировать норму доходности, потому что изначально почти невозможно рассчитать риски проекта. Это касается в первую очередь работы с бюджетной сферой. «Исходя из опыта работы нашей компании, могу заверить, что те инвесторы, которые пытаются войти в сферу энергосервиса и сотрудничества с бюджетными организациями, сталкиваются не просто с высокими рисками. Зачастую заказчик открыто говорит, что компания сможет вернуть свои деньги только через суд», — добавляет генеральный директор ООО «СК-ЮГ» Сергей Худяков.

Избранные для избранных
Пока в сфере энергоэффективности уверенно чувствуют себя преимущественно крупные иностранные компании, которые уже прошли этот путь 15–20 лет назад и сегодня выходят на российский рынок с тем или иным ассортиментом своих решений. С точки зрения спроса, наибольшую заинтересованность проявляет крупный российский бизнес, который реально заинтересован в возможности сокращения расходов на энергопотребление. Такие компании, как правило, решаются на проведение полноценного энергетического обследования и внедрение целостных систем, обеспечивающих всестороннее управление и контроль. Однако пока лишь единицы готовы развивать проекты столь масштабно. «В России наша компания работает уже много лет, и самая распространённая проблема, с которой нам приходится сталкиваться, это неготовность организаций к тому уровню оборудования, которое предлагает европейская компания, — подчёркивает руководитель направления реализации крупных объектов компании Grundfos Сергей Егоров. — Нельзя в одной изношенной цепочке заменить всего один элемент, так как очень скоро всё остальное оборудование не выдержит. Однако доказать это клиенту зачастую не так просто. Поэтому мы решили пойти по пути реализации комплексных проектов “под ключ” для крупных организаций». Впрочем, таких проектов пока — единицы.

Однако ряд экспертов предлагают не драматизировать ситуацию. «Будет спрос — будет и предложение бизнеса. Такое замедленное формирование рынка тоже вполне объяснимо, — уверен директор Центра по энергетическому обследованию ТПП Ростовской области Александр Гойхман. — Мы можем лишь помочь ускориться, и это требует не только усовершенствования законодательной базы. Сегодня ещё достаточно молодой энергосервисный сектор просто не готов к тем нагрузкам, которые могли бы его потенциально ожидать». Действительно, если бы сейчас проснулся лавинообразный спрос на энергосбережение, то эта сфера попросту ушла бы в руки крупных иностранных компаний.

Время на подготовку
А в ближайшие годы лёд тронется и в России — на развитие энергоэффективных решений повлияет значительный рост тарифов. «В недавнем докладе председателя комитета по энергетике Госдумы Ивана Грачёва было сказано, что к 2016 году нашу газовую отрасль ждут серьёзные изменения: в связи со вступлением России в ВТО к этому времени будут сняты все ограничения по сдерживанию цены на газ на внутреннем рынке, — поясняет Сергей Худяков. — То есть в скором времени стоимость сырья на внешнем и внутреннем рынке сравняется. В своём прогнозе развития после 2020 года “Газпром” уже заложил рост цены на газ в трёхкратном размере. Можно себе представить, насколько актуальны к этому периоду будут меры по энергосбережению».

«Проблема бизнеса сегодня не только во внешних условиях, то есть в сложностях механизмов реализации проектов и взаимодействия с властями: у этого рынка существуют и внутренние трудности, например, нехватка квалифицированных кадров, — подчёркивает генеральный директор компании “Солнечные Дома” Алексей Чепурной. — Если государство проработает законодательную базу и будет проводить информационную пропаганду для широких кругов — это уже немало. А от бизнеса требуется подготовить профессионалов отрасли. Мы пока находимся не на этапе внедрений, а на этапе накопления знаний и опыта, которые понадобятся через пять лет, когда никому ничего не надо будет доказывать».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...