Ваш город: ,
100 104 14

Эпоха бесплатной доставки может закончиться: дефицит кадров в промышленности хотят восполнить за счет курьеров

314
12 минут

Восполнить дефицит кадров в промышленности хотят за счет курьеров. Их число достигло 1,5 млн человек. Минпромторг беспокоит, что сервисы доставки оттягивают трудоспособную рабочую силу из реального сектора экономики. Эксперты считают, что сфера услуг в России сегодня обгоняет самые продвинутые страны мира и решать кадровые проблемы за счет этой отрасли в условиях рыночной экономики не совсем справедливо. Можно ли перетянуть курьеров в учителя и токари — разбирался «Эксперт Юг».

Эпоха бесплатной доставки может закончиться: дефицит кадров в промышленности хотят восполнить за счет курьеров

Курьеров на тротуарах порой стало больше, чем пешеходов // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться

Повышенный спрос: зарплата курьера на Юге достигла 150 тыс. рублей

По данным hh.ru, за 2024 год российские работодатели разместили более 195 тыс. вакансий для курьеров. Это на треть превышает уровень прошлогоднего спроса. При этом на Юге и Северном Кавказе фиксируется дефицит курьеров.

По информации SuperJob, количество вакансий служб доставки в ЮФО и СКФО за год выросло на 14%. Больше всего объявлений о поиске курьеров разместили сервисы доставки, маркетплейсы и ритейлеры.

На Юге зарплата курьера сильнее всего выросла в Волгограде. Так водитель-курьер в среднем стал получать 65 тыс. рублей на руки, а при условии выполнения большого числа заказов — 130 тыс. рублей. Это на 23% больше, чем в 2023 году.

Средняя зарплата пешего курьера в Волгограде или курьера на самокате выросла на 27% и составила 47 тыс. рублей, а при условии выполнения большого числа заказов — 80 тыс. рублей.

Краснодар и Ростов-на-Дону предлагают курьерам самую большую зарплату среди других городов на Юге, хотя и немного отстают по динамике роста от Волгограда. В Краснодаре водитель курьер получит 150 тыс. рублей чистыми при условии выполнения большого числа заказов, а в Ростове-на-Дону 140 тысяч рублей.

Самые высокие зарплаты у курьеров на Юге в Ростове, Краснодаре и Волгограде // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Самые высокие зарплаты у курьеров на Юге в Ростове, Краснодаре и Волгограде // Фото: «Эксперт Юг»

При этом в СКФО зарплаты курьеров значительно ниже, чем в ЮФО. Например, медианная зарплата курьера в Дагестане в 2024 году составляет 80,8 тысяч рублей, говорят аналитики hh.ru.

Для ноября-декабря характерен сезонный рост спроса на работников служб доставки, однако этом году зарплатные максимумы, похоже, взлетят до небес, отмечает пресс-служба SuperJob:

«В прошлом году в декабре работодатели практиковали повышение зарплатных предложений: рыночные средние выросли примерно на 10—15%. В этом году прирост уже на уровне 15—25%».

Например, в Сочи и Краснодаре уже появились вакансии курьеров с зарплатными обещаниями от 160 до 210 тыс. рублей в месяц, при этом некоторые работодатели предлагают бесплатные велосипед, форму и страховку от несчастных случаев.

Почему идут в курьеры

Среди ключевых факторов привлекательности работы в курьерских службах эксперты называют высокую зарплату, которую многие другие сферы дать не могут, легкий вход в профессию, возможность трудоустроиться без опыта и специальных знаний, а также предельно четкий список обязанностей.

Предлагаемые зарплаты курьеров имеют устойчивую тенденцию к росту на протяжении трех последних лет, говорит директор hh.ru Юг Олеся Лавренова.

«Фундаментально нет признаков разворота зарплат в сторону снижения. На протяжении трех лет мы наблюдаем лишь сезонную коррекцию: зарплаты весной каждого года немного ниже, чем в самый высокий сезон – перед Новым годом и в январе. Скорее всего рост зарплат курьеров продолжится, а вот какими темпами, станет понятно весной 2025 года».

Учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» консультант поставщиков торговых сетей и эксперт по ритейлу Михаил Лачугин связывает востребованность профессии курьера с отсутствием аналогичных вакансий по зарплате и условиям:

«Почему люди ушли в курьеры? Если в службе доставки хорошо и много работать, можно получать 100−200 тысяч в месяц. А если вы придете в магазин кассиром, то не увидите таких денег, да еще и кучу дополнительной работы получите: помимо кассы, помыть полы, выложить товар на полки, перебрать овощи и т.д. Нужно к людям на местах сначала научиться нормально относиться, тогда и они начнут лояльнее относиться к другим вакансиям», — говорит учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» консультант поставщиков торговых сетей и эксперт по ритейлу Михаил Лачугин.
На эту тему
Ушел на обед и не вернулся: как компаниям выстроить работу с зумерами
Поделиться

Работа курьером привлекает молодых людей благодаря фактически нулевому входу в профессию, который дает возможность зарабатывать без необходимости дополнительного обучения. Это важный фактор для многих, считает член Центрального совета Независимого профсоюза «Новый Труд», руководитель орготдела Денис Зоммер.

«Производственный сектор нуждается в улучшении условий труда и повышении привлекательности для молодежи. Для этого необходимо предложить более высокую оплату труда и доступ к бесплатной профессиональной подготовке».

«Необходимо понимать специфику профессии курьера – это профессия, подходящая для неквалифицированных кадров и подработок молодежи, с высокой сезонностью, не воспринимаемая как постоянная работа или успешная карьера, высокий заработок в ней краткосрочен, поскольку зависит от смен и физических нагрузок», — комментирует Олеся Лавренова.

Отучили людей ходить по магазинам: что беспокоит Минпромторг

Столь бурное развитие курьерских услуг вызывает перекос на рынке труда, считают власти. Минпромторг заявил, что количество курьеров в России сегодня достигло около 1,5 млн человек, и обвинил сервисы доставки в оттягивании трудоспособной рабочей силы из производственных секторов экономики.

«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовой силы, трудовых ресурсов. У нас сейчас порядка 1,5 млн курьеров, это здоровые, физически сильные люди, и где-то полмиллиона тех, кто обслуживает на маркетплейсах, на всей этой инфраструктуре сборку товаров и прочее. Рентабельность этого сегмента непонятна, плюс мы приучили значительную часть потребителей, точнее, не приучили, а отучили от банального навыка просто ходить по магазинам, то есть брать на себя функции того же самого курьера. Это тоже вопрос, хоть и философский, но важный», — заявил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов.

Рентабельность сегмента сервисов доставки сомнительна, считает директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов // Фото: Росконгресс
Поделиться
Рентабельность сегмента сервисов доставки сомнительна, считает директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов // Фото: Росконгресс

По его словам, сервисы доставки убыточны и дотируются инвесторами, при этом оттягивают из «рентабельных пока еще секторов экономики и секторов, которые могут расти», столь дефицитный ресурс как трудовые силы.

«Например, производство — сейчас были бы идеальные условия для роста экономики, если бы не определенные банковские вещи, но не хватает трудовых ресурсов. И непроизводительный, да еще и убыточный дотируемый кем-то сегмент оттягивает эти трудовые ресурсы, ухудшая экономическое положение рентабельных сегментов. Примерное количество курьеров я назвал. Может ли экономика наша себе это позволить?», — рассуждал Никита Кузнецов в ходе круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования».

По словам представителя Минпромторга, ситуацию ухудшает то, что сервисы доставки и крупные корпорации активно используют самозанятых, которым полагаются налоговые льготы, для подмены трудовых отношений:

«Минус 40% налоговой нагрузки, на секундочку, и плюс оттягивание вопроса пенсий в будущем, который придется решать, когда эти люди станут пенсионерами. Поэтому не стоит так просто отмахиваться от темы самозанятых. Это вопрос не только несправедливости, но и того какие последствия для экономики в целом это влечет», — отметил Кузнецов.

«Не хватает 500 тыс. учителей, зато пицца приезжает за 15 минут»

Глава сервиса по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров заявил, что в России не хватает 500 тыс. учителей, зато пицца приезжает за 15 минут, а курьер получает больше, чем начинающий токарь.

«Зачем молодому человеку становиться инженером, если курьер зарабатывает больше? И кто будет учить будущих инженеров, если в школах у нас не хватает минимум 500 тыс. учителей и получают учителя меньше курьеров?».

По его словам, рынок труда в России разбалансирован. Глава SuperJob согласился, что сфера услуг перетягивает все больше людей из реального сектора экономики, и тоже связал это с налоговым регулированием и наймом самозанятых:

«Опережающими темпами у нас развивается сфера услуг, перетягивая в себя все больше и больше людей из реального сектора. Связано это с отдельным налоговым регулированием, которое делает возможным работодателям из сферы услуг платить за неквалифицированную занятость больше, чем может платить реальный сектор за квалифицированную. Не может в нормально сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь… А у нас может. Не может курьер получать в три-пять раз больше, чем учитель начальных классов… А у нас может. Псевдосамозанятых у нас уже 12 млн (плюс 2 млн только за последний год)», — заявил Алексей Захаров в интервью «Коммерсанту».

Чтобы установить баланс на рынке труда, необходимо перераспределить людей по секторам экономики, поменять налоговое законодательство и полностью закрыть формат самозанятости, считает глава SuperJob:

«Сейчас налоговые выгоды в сфере услуг при найме самозанятых — примерно 3 трлн руб. в год, возможно больше. Основная часть этих денег уходит в доход людям, занятым в сфере услуг. И это позволяет работодателям в сфере услуг сильно конкурировать по зарплатам с реальным сектором. То есть сфера услуг имеет такие налоговые преференции, которые IT-отрасли и не снились, наверное. Но нужно понимать, что ни за год, ни за два, ни за пять мы не сможем «перераспределить» 10 млн человек. Система, которая строилась 15 лет, за год не перестроится».

Почему нельзя «тушить» сферу услуг

Сфера услуг в России сегодня обгоняет самые продвинутые страны мира и решать кадровые проблемы за счет этой отрасли в условиях рыночной экономики не совсем справедливо, говорит Михаил Лачугин.

«При всех проблемах в экономике, у нас сформировалась одна из лучших в мире сфер услуг. Ни в одной стране у маркетплейсов нет такой скорости доставки, когда вы вечером можете заказать пакет каши, а утром вам его принесут к двери. И ни в одной стране курьер не привезет вам шоколадку бесплатно. Сфера торговли действительно перетянула большое количество людей из других отраслей экономики, но если у нас не хватает 500 тысяч учителей, то это все-таки вопрос к системе образования и профориентации, а не к ритейлерам и не к курьерам. Даже если сократить количество курьеров, эти люди не пойдут работать учителям. Вряд ли у них есть педобразование. И если искусственно регулировать и «тушить» сферу услуг, то это уже не рыночная экономика».

При этом экономическая модель служб доставки сегодня не очень здоровая, говорит эксперт. Курьерские услуги в том виде, в котором существуют сейчас вряд ли сохранятся. Скоро эпоха бесплатно доставки, которая преобладает на рынке, может закончиться. Ни одна финансовая модель не выдержит ситуации, когда покупателю везут бесплатно заказ на 200 рублей через огромное расстояние и в любую погоду, рассказывает Михаил Лачугин.

«В какой-то момент все игроки офлайн- и онлайн-рынка стали заложниками гонки, которую сами устроили, пытаясь наладить новый канал сбыта. Кто быстрее доставит, кто дешевле, а кто предложит более широкий ассортимент. Сейчас никто не может остановиться и все продолжают инвестировать в это направление. Если кто-то остановится, то сразу потеряет значительную долю рынка».

Лачугин.jpg
Поделиться
При всех проблемах в экономике, в России сформировалась одна из лучших в мире сфер услуг, отмечает учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» консультант поставщиков торговых сетей и эксперт по ритейлу Михаил Лачугин 

Торговые сети, которые предлагают бесплатную доставку включают ее в стоимость товара на полках. То есть, фактически за нее платят и покупатели, которые приходят в магазин сами. Доставка должна быть отдельной услугой, считает эксперт:

«Мне, например, как человеку, который предпочитает офлайн-магазины, обидно, что я все время плачу за того, кто получает бесплатную доставку. Я прихожу в магазин и покупаю товар за определённую цену, а кто-то за эти же деньги его заказывает. То есть, я за это доплачиваю. Магазин тогда должен давать офлайн-покупателям дополнительные скидки и баллы, но этого не происходит. Это ненормальная ситуация, которая не может продолжаться вечно. Даже с точки зрения безопасности, порой по улице невозможно ходить. Курьеры ездят везде, не соблюдая никакие правила. Их иногда на тротуаре больше, чем пешеходов».

Через какое-то время бизнесу придется либо повысить порог стоимости заказа для бесплатной доставки, либо ввести отдельную плату за курьерские услуги, и это будет не 100 рублей. Тогда часть потребителей вернется к походам в магазин.

В обсуждении вопросов регуляции рынка должны принимать участие все заинтересованные стороны: и маркетплейсы, и ритейлеры, и Минпромторг, и представители курьерского сообщества, подчеркивает Михаил Лачугин.

Перенаправить курьеров в другие отрасли будет сложно

Развитие сферы услуг и курьерских служб далеко не первый пункт в списке причин кадрового голода, который остро ощущается в последние несколько лет, говорит рекрутер и карьерный консультант Ольга Дзюба:

«Во-первых, мы сейчас расхлебываем последствия так называемого «русского креста», когда в 90-е годы сильно упала рождаемость и подскочила смертность. Во-вторых, много людей сейчас заняты в системе ВПК, плюс, 300 тысяч человек мобилизованы. В-третьих, свои плоды принесло развитие формата удаленной работы. Люди стали предпочитать офису и производству работу из дома. Нужно учитывать при этом, что есть часть граждан, которые удаленно работают в России, но живут за рубежом. Да, они продолжают работать на экономику страны, но делают это удаленно. Это тоже создает определенный вакуум. В-пятых, ужесточается миграционная политика, в некоторых регионах власти запретили принимать мигрантов в целый ряд отраслей экономики, а приезжие были ощутимым ресурсом рабочей силы».

Крепостное право у нас отменили, поэтому рынок труда сегодня — это исключительно вопрос привлекательности условий работы, говорит рекрутер и карьерный консультант Ольга Дзюба
Поделиться
Крепостное право у нас отменили, поэтому рынок труда сегодня — исключительно вопрос привлекательности условий работы, говорит рекрутер и карьерный консультант Ольга Дзюба

Эксперт не поддерживает искусственное перераспределение людей по секторам экономики и считает, что привлечение молодых в другие отрасли — это вопрос создания привлекательных условий и высокой зарплаты:

«Крепостное право у нас отменили, поэтому рынок труда сегодня — это исключительно вопрос привлекательности условий работы. Где людям будут больше платить, туда они и пойдут. Государство может помогать промышленникам работать над производительностью труда, создавать условия для того, чтобы платить людям больше, повышать престиж рабочих и инженерных специальностей. Тогда экономика сама себя отрегулирует. Рынок труда очень активно отзывается на такие изменения».
На эту тему
Экономия на кадрах: почему пенсионеры и подростки стали так востребованы на рынке труда
Поделиться

Ольга Дзюба подчеркивает, что история с обсуждением зарплат курьеров сильно раздута, поскольку в курьерских вакансиях желаемое часто выдается за действительное, рекрутеры указывают заработную плату, не соответствующую действительности. В реальности на производстве она порой больше, чем в сервисах доставки:

«По моим наблюдениям, курьер в регионе не зарабатывает больше 120 тысяч рублей как бы он ни старался, а вот человек на производстве может зарабатывать 120-150 тыс. рублей в месяц и более».

Перенаправить курьеров в другие отрасли крайне сложно по целому ряду причин. Во-первых, курьерами очень часто работают студенты — люди, которые совмещают работу с учебой. Устроиться на полную ставку на завод они не смогут. Во-вторых, распространена практика, когда работа курьером — это дополнительный заработок к основной занятости. Например, человек работает сутки-трое и в выходной берет смену курьером. В-третьих, на производстве все-таки нужны определенные навыки, которых у курьеров нет. В-четвертых, если курьер — самозанятый, то зарплата ему приходит каждый день, что для многих большое преимущество.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .