102 107 14

Гибкие, цифровые, свободные, хотят всего и сразу: молодые предприниматели Юга о себе

2188
8 минут

Портрет молодого предпринимателя, созданный ими самими, показывает как конкурентные преимущества нового поколения в бизнесе, так и основной поколенческий риск. С одной стороны — энергия, открытость, владение технологиями, лёгкость, с другой — нетерпеливость, низкая вовлечённость в реалии бизнеса, стремление за красивой картинкой. Это показывает как исследование «Эксперта Юг», так и мнения предпринимателей.

Гибкие, цифровые, свободные, хотят всего и сразу: молодые предприниматели Юга о себе

В в 2023 году «Эксперт Юг» провел мини-конференцию «Молодые предприниматели Юга России». Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
«Эксперт Юг» и АНО «ИНГУП» собрали живые оценки особенностей молодого поколения в предпринимательстве — речь, как правило, идёт о людях в возрасте 18-35 лет. Оценки собирались через интервью с самими предпринимателями, а также на круглом столе «Молодые предприниматели юга России», проведённом в Ростове-на-Дону. Вся эта работа была поддержана грантом Агентства гражданских инициатив Ростовской области.

Инга Миракян, генеральный директор бухгалтерского агентства BillProf, создатель коворкинга GoWork, управляющий банкетным залом и отелем «Альянс» (Краснодар):

Старое поколение не относилось к бизнесу как к отдельной науке, а ведение бизнеса — такая же дисциплина, как и прочие. У прошлого поколения конкретных знаний о бизнесе не было. У них были мысли о том, «как бы сэкономить?», «а что бы продать?», «где бы купить?». Это бизнес из 90-х, влияние которого видно у старшего поколения до сих пор. Они могут построить крутые проекты за счёт денег и активов, но управлять ими уже не получается. Они сильно отстали от тенденций анализа, управления персоналом, бизнесом. Я очень рада видеть, что наше поколение готово учиться. Если в прошлом важны были авторитет и деньги, то для нашего поколения важно изменение собственного мышления. И в этом будущее.

Благинина1.jpg
Поделиться
Гендиректор Ростовского фонда поддержки предпринимательства Евгения Благинина:  «Жалко, когда молодые люди говорят, что онлайн-бизнес — это самая перспективная ниша». Фото: «Эксперт Юг»

Максим Костюков, генеральный директор Choco corp:

Предпринимателям с опытом есть с чем сравнивать ситуацию 2022–2023 годов. Они в этот момент принимали необычные решения, занимались адаптацией. А для молодого предпринимателя — это уже реальность, он не знает, что до этого было по-другому. В целом новое поколение гораздо более образованное, цифровое, оно уже обладает современными бизнес-технологиями, вроде agile, scrum. Для него более естественно снимать видео, вести соцсети. SMM происходит как бы сам собой, ненапряжно. Им легко взаимодействовать с людьми в соцсетях, с блогерами устанавливать связи. Вообще доступ к знаниям принципиально другой, нежели у нас был. Молодое предпринимательство — это очень много энергии, мотивации, много действий, но зачастую точность действий невысокая.

Артём Рыбальченко, разработчик игр для платформы «Яндекс.Игры» (Ростов-на-Дону):

На мой взгляд, старшее поколение старается избегать вести бизнес в информационной среде. В их понимании это всегда что-то материальное: купить и перепродать подороже, что-то производить и продавать, предоставлять «осязаемые» услуги. Хотя цифровая среда сейчас развивается активно, для начала своего дела не нужно практически ничего, кроме компьютера, интернета и времени. Научиться всему можно бесплатно. И даже если дело не пойдёт, ты не понесёшь каких-то больших убытков. В своём поколении я вижу, что далеко не у всех есть желание работать на себя. Все хотят фриланс, но так, чтобы над ними был начальник, который будет решать все проблемы. У многих есть этот страх чистого листа, страх, что придётся справляться с трудностями самому и быть за всё ответственным.

Анастасия Лукина, основатель джинсовой фабрики Luca’Denim и бренда A1FA (Ростов-на-Дону):

На эту тему
Анастасия Лукина, Luca’Denim: Никто из топовых селлеров не продаёт джинсы дороже нас
Поделиться
Моё поколение ощущает себя в мире свободнее, чем люди старшего возраста. Но меня больше восхищает подрастающее поколение бизнеса. У себя на обучении и на офлайн-мероприятиях я вижу молодёжь, которая с горящими глазами берётся за дело. Это люди с правильными ценностями, они готовы поднимать страну. Предприниматели старшего возраста более консервативные, просчитывают каждый шаг. А молодому поколению нечего терять — они пробуют, ошибаются, исправляются и пробуют снова. Они напоминают мне американских бизнесменов, которых я видела в юности в Штатах: рискованные, с масштабным видением. Вы придите на мероприятия, где презентуют стартапы, у вас волосы дыбом встанут: искусственный интеллект, передовые разработки.

Хасан Юсупов, основатель фитнес-школы и консалтинговой группы PRO-F.G. (Ростов-на-Дону):

Раньше всё было немного медленнее, если говорить о принятии решений. Информационные технологии делают своё дело — сейчас всё делается очень быстро. Если раньше не были популярны мессенджеры, нужно было готовиться к скайпу, сейчас команды проходят мгновенно для коллектива. Если говорить о минусах — у моего поколения присутствует инфантилизм, то есть люди совершенно неподготовленными ищут инвестиции только с идеей и твёрдым ощущением, что за «идею на салфетке» выдадут капитал. Видно, что многие вдохновлены примером Илона Маска, однако одно вдохновение — достаточно поверхностный подход к делу.

Евгения Благинина, генеральный директор Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства:

Согласна, что старый предприниматель — это ответственность и высокая трудоспособность, а молодой — новаторство. Какие ниши занимают молодые предприниматели? На первом месте, по нашим опросам, услуги. На втором — маркетинг, реклама, дизайн, бизнес-образование, очень много онлайн-образования. На третьем месте — сфера ИТ. И только на шестом месте — производственные отрасли. Конечно, очень жалко, когда молодые люди говорят, что онлайн-бизнес — это самая перспективная ниша, зачем что-то изобретать — надо быть блогером. Но чтобы делиться действительно полезным контентом, на мой взгляд, нужно что-то создать с нуля, это что-то вырастить, возможно, распространить — и уже тогда идти в блогеры.

Дмитрий Усачёв, ресторатор, владелец заведений Jungle Dikobar, Jungle Appleroom, «Авантюры»:

Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в той красивой картинке, которая транслируется благодаря социальным сетям. Я занимаюсь барами, и моя сфера безумно романтизируется. Ко мне обращается огромное количество людей с таким запросом: «Дима, а давай мы сделаем, как у тебя, только лучше, открой мне все секреты». И моя задача чаще всего — отговорить. Когда бизнес романтизируется, это очень плохо. Я не понимаю, как многие говорят: «Ошибайтесь, это хорошо». Цена ошибки в моем бизнесе огромна. Инвестиция в 5-10 миллионов, если это твои деньги, и ты ошибся, то всё, это уже практически точка невозврата. Я за погружение в реалии предпринимательства.

Екатерина Пучкова, сооснователь проекта Babushka (Ростов-на-Дону):

На эту тему
Как превратить в бизнес тепло бабушкиных рук
Поделиться
У молодых предпринимателей появилось больше любви к клиенту, они ценят больше своих клиентов. Поэтому люди приходят постоянно, им нравятся любовь и теплота, которые исходят от этого тренда. Мне кажется, это тоже отличает молодых предпринимателей. Мы — более лояльные. Ну и, возможно, предыдущее поколение боится перемен, а мы готовы к переменам, потому что росли в них постоянно, поэтому мы к этому готовы и не так сильно переживаем.

Олеся Молдавская, основатель бренда kod (Ростов-на-Дону):

Молодые предприниматели — смелые, открытые, коммуникабельные. Они одновременно продвигают и свой продукт, и свой личный бренд. И очень уверенно чувствуют себя в диджитал-пространстве. Но у большинства экспрессии много, а терпения мало. Они хотят быстрых результатов, ждут wow-эффекта и не готовы играть вдолгую. Пройдя условный трёхдневный курс «Миллион за месяц», торопятся продавать всё что угодно, не задумываясь о качестве продукта или услуги. Как итог — разочаровываются, не получив желанной отдачи. Новому поколению предпринимателей важно перестать вдохновляться красивой картинкой из соцсетей, оторванной от жизни, скрывающей все трудности. Если хочешь устойчивый бизнес, нужно учиться, набираться опыта, посвящать много времени выбранному занятию. Своё дело — это ежедневный труд, колоссальные затраты личных ресурсов, энергии. Но это накопительная история, и успех собственного бизнеса невероятно заряжает.

Инна Шенгоф, директор АНО «ФИРОН», региональный оператор Фонда «Сколково» (входит в группу ВЭБ.РФ):

Что радует в молодых предпринимателях — они не просто приходят, чтобы заработать деньги, они придумывают что-то, что полезно людям, что решает какую-то проблему. Они горят идеей ценности, а не идеей зарабатывания денег. Новое поколение, конечно, другое, возможно, более рисковое, чем предыдущее. Но это сейчас и нужно, потому что всё быстро меняется.

Шустова1.jpg
Поделиться
Декан факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ Марина Шустова: «До 27 лет у предпринимателя пять проектов должны быть в музее нереализованных проектов». Фото: «Эксперт Юг»

Татьяна Маркарян, руководитель семейной компании Fermamarket (Краснодар):

На эту тему
Как производители ферм для перепелов из Краснодара поднялись на маркетплейсах
Поделиться
Мне кажется, сейчас более общительные люди, с точки зрения партнёрства идёт постоянное взаимодействие. У молодых меньше страха, можно даже с нуля, с тысячи рублей начать свой бизнес. Но бесстрашие — это иногда и минус. Когда человек после первого мастер-класса думает, что всё знает, и идёт сразу действовать, не перенимая опыт других. Ещё, бывает, люди нашего поколения думают, что им все всё должны. Что после участия в программе сейчас же все помогут. Они не считают, что нужно что-то вкладывать, чтобы в будущем получить хороший результат.

Марина Шустова, декан факультета бизнеса «Капитаны» Южного федерального университета:

До 27 лет предприниматель уже преодолел и болезнь роста, и болезнь денег, освоил не один грант, открыл юрлицо, провёл большую работу по формированию своей ниши, по интеграции в бизнес-сообщество — и в итоге он должен набить где-то пять шишек, пять проектов должны быть в музее нереализованных проектов. И это будет базой для того, чтобы на следующем отрезке был экспоненциальный рост. С точки зрения социологии, миллениалы — это первое в России поколение, которое научилось жить для себя. Они не боятся потратить деньги, что-то себе купить, они не боятся жить хорошо. Нам иногда кажется, что это очень эгоистично, мы называем это поколение потребительским. Но, с другой стороны, это нормальное, здоровое отношение к себе, оно потом трансформируется в отношение к своим сотрудникам, к своим соратникам, к людям из своего окружения.
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .