98 102 13

Игорь Моржаретто, «Автостат»: Цена проезда по обходу Адлера явно будет высокой

604
10 минут

Из всего полуторамиллиардного проекта скоростной трассы от Джубги до Сочи строительные работы ведутся пока на одном участке — обходе Адлера. Это будет первая платная дорога южнее Краснодара. О том, для кого она предназначена, сколько может стоить проезд и окупается ли вообще строительство платных дорог — в интервью с автоэкспертом Игорем Моржаретто.

Игорь Моржаретто, «Автостат»: Цена проезда по обходу Адлера явно будет высокой

Поделиться
Скоростная трасса с тоннелями и эстакадой соединит дороги А-147 «Джубга – Сочи» и А-149 «Адлер – Красная Поляна», что позволит добираться из центра в аэропорт и на горные курорты, минуя пробки в районе адлерского железнодорожного вокзала.

Как сообщили в пресс-службе ГК«Автодор», в 2024 году были выполнены работы в рамках I и II подготовительных этапов — от вопросов по передаче собственности на землю до бурения и испытания железобетонных свай на нескольких ключевых участках стройки.

В начале 2025 года заключение получено на IV этап строительства обхода Адлера. Он предусматривает, в частности, возведение двух развязок и моста.

Проектная документация на III этап направлена в Главгосэкспертизу. Этот этап основной: в него входит строительство дороги между развязками, включая два параллельных тоннеля и эстакаду.

По остальным участкам Джубга-Сочи ведется подготовка к объявлению конкурсных процедур на проектно-изыскательские работы.

Почему так долго идут согласования, в чем сложность строительства и из чего может складываться стоимость проезда, когда участок наконец откроют, — «Эксперту Юг» рассказал партнер аналитического агентства «Автостат», член президиума Общественного совета при МВД России, шеф-редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Деньги есть на два обхода

— Автострада «Джубга — Сочи» по разным вариантам трассировки, которые за все эти годы встречались в сети, должна состоять из ряда обходов. Сейчас ведется строительство обхода Адлера. И это всё?

— Весь проект на сегодняшний окончательно не согласован. Более-менее согласованы части проекта — обходы крупных населенных пунктов на побережье. Каждый обход — это самостоятельная единица, и строится будет отдельно по мере утверждения проектов и выделения финансирования. Потому что каждый из этих проектов, как вы понимаете, чудовищно дорогой.

Сейчас есть финансирование на два участка. Обход Адлера строится с прошлого года, а строительство обхода Дагомыса начнется в этом году. Предполагалось, что будет строиться также новый обход Сочи, но на него нет денег, и дорожники собираются использовать действующий, благо он есть.

Согласно Программе деятельности ГК «Российские автомобильные дороги» на 2010-2030 годы с изменениями от 06.12.2024, на строительство участка трассы Джубга — Сочи, а именно обхода Дагомыса, планируется выделить 130 млрд руб. Дополнительно 4 млрд руб. направят на обход Адлера, увеличив общее финансирование этого участка до 54 млрд руб.

— А какие участки пока отложили на более дальнюю перспективу?

— Подвешенными оказались все остальные участки: в частности, обход Лазаревского и Туапсе. Но главное — тот участок, который должен был вывести скоростную трассу на М-4 «Дон». Этот выход должен быть построен где-то между Горячим Ключом и Джубгой, но где точно — не знает никто. Существует несколько проектов и неизвестно, какой утвердят.

В любом случае, это сложнейшая горная дорога с десятками тоннелей, мостов, эстакад и развязок. Однако теоретически мощности строительных организаций хватит на то, чтобы заняться сразу несколькими участками. В этом году заканчиваются работы на участке трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга и освободится большое количество опытных строительных организаций.

Автодор.jpg
Поделиться
В Адлерском районе идет подготовка к строительству развязки. Фото: ГК «Автодор»

— Как вы считаете, такой относительно небольшой участок как обход Адлера хотя бы немного разгрузит сочинские дороги?

— Думаю, да. В свое время более-менее удалось решить проблему мрачных пробок на Курортном проспекте за счет строительства его дублёра и обхода Сочи. Отрезок Кудепста — Адлер позволит частично снять проблему хотя бы пути в аэропорт. Сейчас из центрального района из-за пробок туда надо порой выезжать за два часа.

Стоимость проезда считают по сложным формулам

— В отличие от дублера Курортного проспекта, новая дорога будет платной. Не сделает ли это ее менее популярной, чем хотелось бы?

— Мировая практика платных дорог имеет столетнюю историю. Первые платные дороги около ста лет назад появились в Италии, потом в Германии. И все это время они успешно функционируют.
У платных дорог один плюс, но очень жирный. Он звучит так: не вместо, а в дополнение. У такой дороги всегда есть альтернатива. Трасса А-147 останется в любом случае, но появится выбор: тащиться 5-7 часов по ней (в лучшем случае!), или проехать за 2 часа по новой скоростной дороге, но за деньги.

— Реально ли окупить миллиарды, вложенные в строительство дороги, за счет относительно небольших взносов с автомобилистов?

— При строительстве дороги и установлении платы за проезд ведутся серьезные расчеты. За счет взимания платы необходимо вернуть кредиты, взятые на строительство, плюс содержать саму дорогу.
Как правило, договор на возврат кредитных средств заключается на большой срок, около 25 лет. В течение этого времени компания должна полностью вернуть кредит, после чего государство формально получает эту дорогу в управление.

Далее у государства есть выбор: перевести эту дорогу на баланс Росавтодора и финансировать ее из государственного бюджета либо оставить платной. Мировая практика говорит, что таких случаев не было. В России тоже — просто потому, что у нас история платных дорог только начинается.
На эту тему
Быстрее на юг: какой будет новая трасса в Сочи за 1,5 трлн рублей
Поделиться

— Как рассчитывают баланс между расходами на дорогу и доходами от ее эксплуатации?

— Формула подсчета достаточно сложная, потому что надо соблюсти интересы сторон. Если установить очень высокую цену за проезд, люди будут по-прежнему ездить по бесплатной трассе. Соответственно, поток окажется слишком маленьким, и заемные деньги не удастся вернуть в срок. Очень низкая цена проезда — тоже плохо, потому что по платной дороге поедут все, и она тоже станет перегруженной.

Я разговаривал с французским менеджером, который в свое время руководил строительством и эксплуатацией первого участка трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» от столицы до Солнечногорска мимо Шереметьево. Это самый дорогой участок, и он строился за полностью за счет частных денег — тогда можно было привлекать иностранный капитал. И вот я спросил у этого французского менеджера: «Почему вы установили такую цену за проезд? (Насколько я помню, тысяча рублей за сорок километров). Ведь если сумма будет ниже, машин поедет больше, и вы больше заработаете». Он говорит: «Ничего подобного, все деньги подсчитаны. Я отсекаю часть ненужных мне клиентов и оставляю тех, кто может платить регулярно, в том числе коммерческий транспорт. А если я снижу цену, ко мне попрут все, а у пункта взимания платы на выезде из Москвы в пятницу вечером и на въезде в воскресенье и без того очереди. Люди, которые заплатили тысячу рублей, возмущаются и хотят за свои деньги ехать с удовольствием, а не стоять в пробках».

Я не знаю, о каких суммах будет идти речь на дороге, которая ведет к Черноморскому побережью, но цена явно будет достаточно высокой. Но, учитывая что человек проезжает эту дорогу не каждый день, и в пересчете на всех пассажиров она будет казаться приемлемой.

Сочи.jpg
Поделиться
По остальным участкам Джубга-Сочи ведется подготовка к объявлению конкурсов на проектно-изыскательские работы. Фото: ГК «Автодор»

— Бывают ли на платных дорогах скидки или абонементы для местных жителей, а также преференции для общественного транспорта?

— Безусловно, для коммерческих маршрутов общественного транспорта устанавливают большие скидки, а местные социальные маршруты и машины оперативных служб едут бесплатно. В прошлом году была акция — все электромобили по дорогам ГК «Автодор» могли проехать бесплатно. Ее продлили и на 2025 год.

Плюс существуют абонементы для местных — они покупают на скидку на определенное количество поездок или на месяц. Есть и специальные программы лояльности, которые тоже позволяют получить серьезные скидки. Однако и в Европе, и в Китае, и в Америке платные дороги, в основном, строятся для транзитников и курортников.

— А все-таки, исходя из опыта уже существующих платных дорог и без поправки на возможную инфляцию, сколько может стоить проезд по обходу Адлера?

— Сейчас средняя цена на дорогах ГК «Автодор», по-моему, около пяти рублей за километр. Но стоимость зависит не только от длины участка, времени года, дня недели, а еще и от того, насколько востребована дорога, какой на ней поток и так далее. Например, проезд по новой Мытищенской хорде в Подмосковье, длина которой всего 17 километров, стоит от 238 до 755 рублей в зависимости от типа транспорта. Но я думаю, что дорога будет востребована, поскольку помогает миновать могучую пробку на МКАДе.

«После Сочи я бы строил трассу “Екатеринбург — Краснодар”»

— Вернемся к обходу Адлера. Уже в 2025 году получено положительное заключение Главгосэкспертизы на IV этап строительства, а III этап еще не согласован. Как вы считаете, почему согласование идет так долго? Это обычная практика, или в этом случае сроки особенно долгие?

— Согласование — всегда тяжелый процесс, потому что Главгосэкспертиза смотрит на каждый проект с нескольких сторон. Это и эффективность, и востребованность, и экологические нормы, и социальные вопросы, и стоимость. Насколько я знаю по прошлым историям, эксперты могут «полезть в бутылку» — а зачем вы тут ставите вот такую развязку, когда можно дешевле?

Думаю, согласование идет так долго, потому что дорога сама по себе короткая, но очень сложная. Но обещают, что к весне, когда строители приступят к этому участку, заключение будет готово.

Автодор2.jpg
Поделиться

На участке «Кудепста - Адлер» будет два параллельных тоннеля и эстакада. Фото: ГК «Автодор»

— С какими сложностями могут сталкиваться строители обхода? Как считаете, успеют сдать в срок?

— Надеюсь, что сдадут дорогу вовремя, а может, и немного раньше. Но мы можем говорить что угодно, а как сложится судьба, никто не знает. Например, второй участок трассы М-12 «Казань — Екатеринбург» по проекту должны сдать летом 2025 года. Хотели закончить его досрочно в декабре, однако не получилось: летом в районе строительства два месяца шли проливные дожди. Поэтому вернулись к первоначальным срокам сдачи.

Район Сочи сложный с точки зрения рельефа, геологии, сейсмической активности, оползневой опасности. К тому же, как правило, при строительстве любой дороги возникает вопрос переноса коммуникаций. Как говорят дорожники, проект часто затягивается из-за того, что не могут найти хозяина какого-нибудь кабеля или трубы. Откуда и куда они ведут, ни в одном плане не указано.

— Представим, что у вас неограниченный бюджет и и полномочия, и одна единственная цель: сделать жизнь автомобилистов более удобной. Какую магистраль в южных регионах России вы бы запланировали следующей?

— Если мы хотим развивать приморский кластер, задача номер один в масштабах страны —все запланированные этапы трассы «Джубга — Сочи». Это не обсуждается. Если бы существовал неограниченный бюджет, надо было бы стартовать одновременно на всех участках.

Следующее, что я бы реализовал, — это проект по строительству трассы «Екатеринбург — Краснодар». Она потихоньку строится в виде обходов городов. Когда проект будет реализован полностью, можно будет проехать из Екатеринбурга в Краснодар, минуя Москву. Напрямую соединить промышленный Восток с курортным и аграрным Югом в обход густонаселенных центральных регионов.
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .