Строительство объектов комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ) на Ильском НПЗ (Северский район Краснодарского края) — один из самых амбициозных проектов в сфере нефтепереработки на Юге. Ввод комплекса в эксплуатацию позволит Ильскому НПЗ производить автобензины класса «Евро-5», востребованные в ЮФО.
Модернизация завода началась в 2018 году. В рамках первого этапа в конце 2020 года введена в эксплуатацию технологическая установка ЭЛОУ АТ-6 с производительностью 3,6 млн тонн нефти в год. Мощности предприятия по переработке, таким образом, возросли в два раза — до 6,6 млн тонн в год. Дальнейшая модернизация производственных мощностей позволит освоить выпуск новых видов нефтепродуктов. Ассортимент продукции Ильского НПЗ, кроме высокооктановых бензинов, расширится за счёт пропан-бутана автомобильного, который используется в качестве автомобильного топлива, и технического бутана, предназначенного для коммунально-бытовых нужд. Также КПААУ будет выпускать ароматические углеводороды, которые пойдут на экспорт. Завершить строительство комплекса планируется к 2024 году.
Второй этап программы модернизации, рассчитанный до 2027 года, предусматривает запуск комплекса по депарафинизации и гидроочистке дизельного топлива мощностью 2,4 млн тонн нефти в год. Он позволит выпускать летнее, зимнее и арктическое дизельное топливо класса «Евро-5», а также производить серу.
Масштабная программа развития позволит предприятию стать одним из самых современных нефтеперерабатывающих заводов в России.
Производство автобензинов на Кубани
По словам гендиректора ООО «КНГК-ИНПЗ» Дмитрия Кибирского, ставка на комплекс по производству автомобильных бензинов в процессе модернизации Ильского НПЗ была сделана отнюдь не случайно. В таком быстроразвивающемся регионе, как Кубань, никогда не производились товарные виды бензина. Создание комплекса позволит предприятию первыми закрепиться в этой нише, а также положительно скажется на качестве жизни жителей региона, отмечает Дмитрий Кибирский.
Для потребителей выгода будет заключаться в комфортной цене на автомобильное топливо.
«Строительство КПААУ — это только начало, — говорит Дмитрий Кибирский. — Следующим этапом мы планируем ввод в эксплуатацию установки гидроочистки дизельного топлива. Модернизация предприятия продолжится».
Комплекс по производству автобензинов и ароматических углеводородов будет перерабатывать 1,5 млн тонн прямогонной бензиновой фракции в год и выпускать товарные бензины, которые не придётся доставлять из отдалённых регионов, избегая логистических затрат. С вводом КПААУ завод будет выпускать следующие виды продукции: бензины АИ-92 и АИ-95 стандарта «Евро-5», ксилол нефтяной, пропан-бутан автомобильный, бутан технический, дизельная фракция, прямогонный малосернистый мазут.
Это поспособствует стабилизации цен на топливо и снятию социальной напряжённости. Экономический эффект для государства будет заключаться в растущих поступлениях в бюджет РФ за счёт налогов, акцизов и других отчислений, а также в бюджет Краснодарского края и Северского района. Будет создано более тысячи дополнительных рабочих мест.
Российские разработки — в фокусе внимания
Строительство комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов — яркий пример реализации национальной политики импортозамещения и снижения зависимости РФ от западных технологий в стратегической отрасли. Ключевая технология КПААУ основана на специально разработанной отечественной технологии каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Это первое подобное изобретение в России, которое позволит в дальнейшем строить новые установки каталитического риформинга. Работа над созданием технологии велась в рамках проекта, которому Министерство энергетики России присвоило в 2017 году статус национального.
Ещё одна российская разработка, которую планируется внедрить — отечественная технология изомеризации С5-С6 — «Изомалк-2». В общей сложности доля оборудования российского производства составит на КПААУ 83%.
Подготовка проектной документации КПААУ была завершена в мае 2019 года. Заключение Главгосэкспертизы было успешно получено, как и разрешение на строительство. Особое внимание в ходе подготовки проекта было уделено экологическим аспектам: в производственную линию включили современное оборудование и технологии, которые помогут минимизировать техногенное влияние на окружающую среду. Экспертиза Росприроднадзора это подтвердила.
Сегодня на строительной площадке комплекса задействовано более 300 человек, работы ведутся на участке площадью 420 гектаров.
Завершена инженерная подготовка территории для начала основного этапа строительства, ведутся строительно-монтажные работы основной установки ЛК-1500 БК и устройство монолитных фундаментов для объектов общезаводского хозяйства: конденсатной насосной, корпуса с фельдшерским пунктом, канализационных очистных сооружений, ремонтно-механического цеха, складов, центральной заводской операторной и эстакад. На завершающем этапе строительство новой подстанции ПС 220/35/6 кВ мощностью 50 МВт, которая обеспечит бесперебойное снабжение электроэнергией будущего КПААУ и объектов общезаводского хозяйства.
Экологичный подход как залог технического прогресса
«Прогресс в гармонии с природой» — бессменный корпоративный девиз, который более 10 лет отражает позицию руководства КНГК-ИНПЗ. Ещё на этапе проектирования последней технологической установки ЭЛОУ АТ-6 и КПААУ был сделан выбор в пользу надёжных и современных технологий, обеспечивающих наилучшие показатели защиты окружающей среды.
Так, отгрузка готовой продукции в железнодорожные цистерны будет происходить не на галерейной эстакаде, а с помощью новейшей автоматизированной установки тактового налива, исключающей попадание вредных паров в атмосферный воздух. Ввод в эксплуатацию новой сливо-наливной автомобильной эстакады также будет способствовать сокращению негативного воздействия на экологию, так как её конструкцией предусмотрены установки рекуперации паров.
Модернизация затронет и многие другие объекты завода. Увеличится объём резервуарных парков, резервуары будут оборудованы понтонами для лёгких углеводородов, которые снизят выделение паров нефтепродуктов в атмосферу. В проекте применены современные факельные системы — термоокислители, обеспечивающие полное сгорание аварийного сброса без дыма, выброса тепловой и световой энергии.
Из нескольких этапов состоит и система очистки сточных вод: фильтрация, абсорбция, флотация и биологическая очистка. Итог этого многоступенчатого процесса — чистая вода, почти дистиллированная. Новые очистные сооружения позволят не только очищать сточные воды до показателей водоёмов рыбохозяйственного назначения, но и частично возвращать эту воду в технологический процесс. Слаженная совместная работа очистных сооружений, блока оборотного водоснабжения, системы возврата конденсата создадут замкнутый контур водоснабжения, возвращая очищенные производственные стоки на повторное использование в производственных целях. По графику новые очистные сооружения будут введены в эксплуатацию в декабре 2022 — I квартале 2023 года.
Как отмечает председатель совета директоров ООО «КНГК-ИНПЗ» Юрий Шамара, программа развития Ильского НПЗ — это не только модернизация производственных мощностей. Одной из стратегических целей предприятия является последовательная социальная политика, которая выражается как в поддержке районных учебных заведений и больниц, так и в улучшении уровня жизни в регионе. «Безусловно, технологии развиваются стремительно, и для того, чтобы научить специалистов безопасно эксплуатировать современные установки, мы берём на себя обязательства по их обучению, повышению квалификации. Наши сотрудники готовы развиваться вместе с компанией и строить будущее нефтепереработки на Кубани», — говорит Юрий Шамара.На правах рекламы