Из жерла вулкана прямо в «сердце»

603
11 минут

В 2018 году работающий с полной загрузкой донской «Завод ТЕХНО» по производству каменной ваты Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ увеличит мощности на 2,5% и выйдет
на новые рынки сбыта. Работа одного из самых уникальных предприятий Ростовской области — пример идеального технологичного производства.

Из жерла вулкана прямо в «сердце»

Поделиться
В 2018 году работающий с полной загрузкой донской «Завод ТЕХНО» по производству каменной ваты Корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ увеличит мощности на 2,5% и выйдет на новые рынки сбыта. Работа одного из самых уникальных предприятий Ростовской области — пример идеального технологичного производства

«Завод ТЕХНО» корпорация ТЕХНОНИКОЛЬ запустила в Ростовской области на территории Красносулинского индустриального парка в середине 2016 года. Это крупнейший инвестпроект компании за минувшие три года: общий объём инвестиций составил 3,5 млрд рублей. Из них более 60% — в технологии и оснащение, которое обеспечивает высокую производительность и стабильное качество базальтовой теплоизоляции. Для сравнения, организация аналогичного производство в Хабаровске стоила 2 млрд рублей, а в Челябинске — чуть более 1,7 млрд рублей. Всего у корпорации в России восемь заводов каменной ваты.
[Group 0]-DSC_2983_DSC_2993-10 images.jpg
Поделиться

Ростовский завод — один из самых мощных и, пожалуй, самый современный. «Уникальная компоновка оборудования даёт нам основание считать донское предприятие одним из самых современных в Европе и самым мощным производством каменной ваты на юге России: 1,3 миллиона кубометров продукции в год. Мощности завода загружены на 100 процентов», — говорит Василий Ткачёв, руководящий в корпорации направлением «Минеральная изоляция».

Специально для предприятия три европейские компании проектировали и производили комплектующие линии. А затем уже на площадке «стыковали» эти узлы. Комплектация линии по выпуску каменной ваты на «Заводе ТЕХНО» сегодня является уникальной.

«Завод ТЕХНО» выпускает 157 наименований каменной ваты, а также техническую изоляцию. Несмотря на то, что мощности предприятия загружены на 100%, в планах на 2018 год — увеличение мощностей на 2,5%. В том числе и за счёт выпуска новых инновационных продуктов.

Как превратить камень в вату
С дороги мы видим яркое красно-белое здание надписи «ТЕХНО», выделяющееся на фоне лесополосы. За воротами нас встречает идеально ровная площадка, ведущая к проходной, украшенная цветочными клумбами и корпоративными флагами. Охранники похожи на подтянутых американских полицейских из кино 90-х. Лёгкий кивок головы, и нас пропускают.
DSC_2953.jpg
Поделиться

Впереди — обязательный инструктаж. Краем глаза отмечаем пейзаж за окном: за корпусами соседних предприятий виднеется степь. Каких-то шесть лет назад степь правила здесь безраздельно. Сегодня мы находимся в самом центре Красносулинского индустриального парка — одной из самых успешных промышленных зон региона. Местные резиденты — это международные мега-корпорации. Например, ООО «Гардиан Стекло Ростов» — второй в России завод корпорации Guardian Industries, одного из мировых лидеров по производству флоат-стекла, стеклоизоляционных материалов. Или компания Air Products, которая по ряду показателей занимает 1–4 места в глобальной индустрии промышленных газов. В этой достойной компании сегодня находится «Завод ТЕХНО».

Итак, мы заходим на предприятие. «Завод ТЕХНО» — это 30 тысяч кв. м, на которых разместились производственные корпуса, склады сырья и готовой продукции, железнодорожная эстакада и автостоянка. Есть перспективные территории для развития, строительства новых цехов для запуска новых линий. Например, одно из перспективных направлений — выпуск минераловатного субстрата, который пользуется повышенным спросом у тепличных хозяйств России, использующих его вместо почвы. Но это для завода дело ближайшего будущего. А сегодня его призвание — изготовление необходимых при строительстве зданий теплоизоляционных материалов, в частности, каменной ваты.

Исходным сырьём для её производства является вулканический камень базальтовых пород. Его добывают в специальных карьерах и привозят на завод по железной дороге. Специально для этого несколько лет назад здесь была проложена двухкилометровая ветка. Ленточные транспортёры доставляют сырьё в суточные силоса, а затем — в плавильную печь-вагранку. Её на заводе «ТЕХНО» нежно называют «сердцем». Оно горячее и неуёмное — от его состояния зависит работоспособность
всего производственного комплекса.
DSC_2905.jpg
Поделиться

Управление печью осуществляется со специального «командного пункта»: несколько диспетчеров у мониторов видят всё, что происходит на входе и выходе из печи, а, главное, что творится внутри «сердца». Ежесуточно в «сердце» попадают тонны вулканического базальта. При 1500 градусах по Цельсию камни превращаются в расплав необходимой вязкости и температуры, который затем подаётся в центрифугу. Под воздействием центробежной силы вещество вытягивается в блестящие золотые нити, похожие на вулканические волокна, которые образуются при выбросе лавы в воздух. Говорят, такое зрелище в природе можно наблюдать на Гавайях: капли лавы вылетают на поверхность, а ветер вытягивает их в золотые нити (на островах их называют «волосами Пеле» — богини вулканов). В Исландии, правда, такое явление называют «ведьмиными
волосами».

На заводе «жерлом вулкана» является печь, а ветром — центрифуга. Из полученных таким образом лёгких и хрупких волокон формируется первичный ковёр для каменной ваты. После того, как расплав попал на центрифугу и преобразовался в волокно, он подаётся на конвейерную линию. Маятниковый раскладчик (робоагрегат, встроенный в линию) формирует первичный ковёр. Оператор из диспетчерского пункта регулирует ковёр по плотности, в зависимости от вида и номенклатуры будущего изделия. Менее плотный идёт в качестве утеплителя стен, более твердый — на кровлю, объясняет директор по производству Максим Машкин.
DSC_2890.jpg
Поделиться


Затем наступает процесс гофрирования и термообработки в специальной печи, чтобы материал стал прочным. Далее происходят продольная и поперечная резка, упаковка, отправка готовых изделий конечным потребителям: строительным компаниям, оптовым продавцам, гипермаркетам DIY и др.

Интересно, что в самом главном цехе нет людей — их присутствие здесь не обязательно. У каждого производственного участка (от цеха загрузки сырья в печь до цеха упаковки) есть свой «командный пункт» со штатом диспетчеров в светоотражающих жилетах и белых «начальственных» касках, которые дистанционно управляют роботами и автоматами. Влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Работоспособность крупнейшего в ЮФО завода каменной ваты обеспечивают всего 180 человек.

Не приставка, но корень
Слово «техно» прочно вошло в нашу жизнь. Чаще, оно используется, как приставка:
технопарк, технодом, техностиль и т. д. На ростовском заводе по производству каменной ваты «техно» — иная часть речи: корень. Основа организованного здесь безотходного и чистого производства. Его суть. Особенность завода ещё и в том, что он является одним из самых экологичных предприятий России. Многоступенчатая система очистки стоков и выбросов газа позволяет снова использовать их в производстве по замкнутому циклу.
DSC_2831.jpg
Поделиться


Удивительно, но брака и отходов производства тоже нет. Излишки каменных волокон и так называемый «неформатный товар» идут в рециклинг. Для такого безотходного производства ещё полтора года назад на заводских площадях была построена брикетирница (корпорация вложила в участок почти 370 млн рублей). Продукты повторной переработки (брикеты) идут на изготовление каменной ваты.

«Организация замкнутого цикла была важна прежде всего с экологической точки зрения, это для нас — в приоритете, — отмечает Василий Ткачёв. — Кроме того, рециклинг позволяет существенно снизить себестоимость продукции».

Из чистого поля — в Европу и Азию
Близкое знакомство с этим производством сродни знакомству с магией: вот он камень, а вот на выходе он становится ватой. Каменной ватой. Сегодня это самый популярный и современный вид утеплителя в строительстве. Ни одна стройка или прокладка труб не обходится без этой продукции, позволяющей сокращать потери тепла и звукоизолировать помещения.

По данным компании ТЕХНОНИКОЛЬ на конец 2017 года, основными сегментами теплоизоляционных материалов в России являются каменная вата (у неё самая высокая доля в структуре потребления, 45%). Далее идут стекловата (24%), пенопласт (17%), экструзионный пенополистирол (13%) и PIR (у них всего полпроцента). Спрос на каменную вату продолжает расти, и в ближайшее время её доля в структуре потребления теплоизоляции может вырасти до 50% и более, уверен Василий Ткачёв. Корпорация ведёт серьёзную иннова ционную работу. В структуре группы действует собственный научный центр. Одно из последних достижений инженеров и учёных корпорации — инновационный утеплитель GreenGuard (“зелёный защитник”). Это запатентованная инновационная разработка Научного центра нашей корпорации не имеет аналогов среди минераловатных утеплителей в России и в мире, — уверяет Василий Ткачёв. — В организацию производства инвестировано 15 миллионов рублей — в основном, в закупку допоборудования».

Для запуска «зелёной линейки» инженеры ТЕХНОНИКОЛЬ придумали «иное
биополимерное связующее вещество» и новую технологию, которую сертифицировали по самому жёсткому «немецкому стандарту» экологического менеджмента ISO14001.
Прежде всего, спрос на эту продукцию есть среди строительных организаций Южной и Центральной России. Руководство предприятия верит в хорошие экспортные перспективы утеплителя GreenGuard. Наиболее привлекательными для ростовского завода являются рынки Грузии, Армении, Азербайджана, Абхазии и Беларуси. Из дальнего зарубежья — Ирана и Турции. Это подтвердили итоги 2017 года — объёмы экспорта ростовского завода выросли за прошлый год на 52%. Поиск новых рынков и укрепление позиций на завоёванных рынках также в числе приоритетных задач на 2018 год.

Открытые тепличные перспективы
По словам топ-менеджера корпорации, в среднесрочной перспективе на ростовском
«Заводе ТЕХНО» может быть запущена автоматическая линия по производству субстрата из каменной ваты, на который есть спрос у тепличных хозяйств России и южной
Европы. Это подтвердила деятельность рязанского «Заводе ТЕХНО», где каменноват-
ный субстрат выпускают уже несколько лет.

В 2017 году на экспорт в Европу и страны СНГ ушла почти треть произведённых здесь
субстратов. По сравнению с позапрошлым годом ТЕХНОНИКОЛЬ в десять раз увели-
чила объёмы экспорта «тепличной продукции». Руководство компании заверяет, что
и это — далеко не предел. «В 2018 году наша корпорация намерена увеличить объёмы выпуска субстратов, — подтверждает Василий Ткачёв. — Прежде всего, это произойдёт благодаря модернизации производства, которая будет завершена осенью в Рязани. Будем выпускать в два раза больше продукции, которая сейчас очень хорошо продаётся в России
и ряде европейских стран. Мы планируем укрепление уже существующих экспорт-
ных связей и стремимся развивать новые. В частности, присматриваемся к рынкам
Германии, Голландии и Испании».

Развитие производства субстрата на ростовском «Заводе ТЕХНО» вполне возможно — это может произойти в ближайшие год-два. По двум основным причинам. Первая — рост спроса на субстрат со стороны южных потребителей. Сегодня в ЮФО и СКФО корпорация работает более чем с десятью предприятиями. Наиболее крупные из них — тепличные хозяйства «Родина» (в Чеченской Республике), «Южный» (в Карачаево-Черкесии) и «ЭкоКультура» (на Ставрополье). Уже в этом году список крупных заказчиков субстрата могут пополнить кубанская «Зелёная линия», кабардино-балкарский «АгроКом». Число клиентов продолжает расти, а возможности одного, даже такого мощного предприятия, как рязанский «Завод ТЕХНО» всё же ограничены.

Вторая причина — интерес к субстрату на традиционных (для ростовского предприятия) зарубежных рынках: прежде всего в Закавказье и Белоруссии. «Территория нашего завода в Ростовской области позволяет создавать здесь новые производства, — соглашается Ткачёв. — В аграрном регионе выпуск каменноватного субстрата выглядит вполне логичным. И мы оцениваем возможности, потенциал, считаем. Работаем над решением перспективной задачи. При этом основные тактические усилия направлены на увеличение объёмов выпуска на донском “ТЕХНО” основной продукции — каменной ваты и технической изоляции».

Стимулы — стройка и господдержка
Со слов собеседника, сегодня, с одной стороны, на Северном Кавказе, в Крыму и других регионах Юга реализуются масштабные программы строительства инфраструктурных и жилых объектов, в том числе и в рамках государственных целевых программ, что гарантирует стабильность заказов на минеральную изоляцию и объёмы. С другой стороны, на Юге в целом есть дефицит в современных производствах стройматериалов, поскольку свыше 60% производств необходимых для стройиндустрии компонентов сосредоточены в европейской части России. «Долгое время у нас на Юге не было современных заводов каменной ваты, — подчёркивает Василий Ткачёв. — Именно этим был обусловлен выбор Ростовской области для строительства “Завода ТЕХНО”, ставшего на тот момент седьмым предприятием ТЕХНОНИКОЛЬ в своём сегменте. Сейчас
у ростовского завода на Юге конкуренты есть, но наше предприятие по-прежнему
является самым мощным».

Вторая причина строительства завода на территории Красносулинского индустриального парка — политика региональной власти, которая оказывает поддержку проектам концепции greenfield в виде налоговых льгот, субсидий и прочих преференций. В частности, в 2017 году правительство области возместило заводу ТЕХНОНИКОЛЬ часть затрат по подключению к электросетям в размере 22 млн рублей.

«В последнее время бизнесу в регионах стало работать намного комфортнее, инвесторов слышат, им помогают, что вполне резонно — говорит Василий Ткачёв. — Однако процесс формирования нашей команды не завершён — вопрос с поиском профессиональных кадров стоит наиболее остро. Из всех существующих ресурсов этот для нас наиболее дефицитный».

Уезжая с предприятия, невозможно отделаться от мысли о чистоте. Ведь первое, что приходит на ум, когда речь идёт о вулканической породе или каменной вате — это чёрная пыль. Однако это производство просто сияет чистотой — от дороги, которая вёдет к проходной, до полов и стен в цехах. Это ощущение лабораторной чистоты оставляет приятное впечатление и от продукции — к ней хочется прикоснуться, чтобы унести с собой частичку тепла из «жерла вулкана».

На правах рекламы
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1