85 91 12

Как изменилась индустрия стартапов в России после 2022 года

632
10 минут

С 2022 года сфера стартапов в России переориентировалась на внутренний рынок и на отечественные инвестиции. На волне изменений выросло внимание к старптапам со стороны государства, крупного капитала, университетов. Но при этом сегодня сложно привлечь деньги на идею, лучше иметь уже работающий бизнес, у которого есть команда и продажи.

Как изменилась индустрия стартапов в России после 2022 года

Российская индустрия стартапов в последние два года активно развивается, считают эксперты. // Фото: publicdomainpictures.net
Поделиться

Какие изменения индустрии стартапов после 2022 года были главными

В 2022 году индустрия стартапов пережила отток инвесторов и оказалась отрезанной от иностранного капитала — таков общий негативный фон, на котором лучше видны точки роста и изменения правил игры.

«Самым важным событием последних лет стал прорыв искусственного интеллекта, который состоялся к концу 2022-го года, - заявил «Эксперту Юг» Оскар Хартманн, международный инвестор, серийный предприниматель. - Это событие можно сравнить с появлением интернета и оценить как фундаментальное изменение, влияющее на мир. Мегацикл, породивший этот прорыв, открывает дверь для множества новых компаний и талантливых людей, занимающихся разработкой и применением ИИ. Вместе с этим на фоне деглобализации наблюдается рост локальных “чемпионов”. Они специализируются на решении конкретных проблем местных рынков и основывают свою деятельность на данных, уникальных для данной территории. Этот тренд предоставляет огромные возможности для развития и сотрудничества в сфере исследований и разработок. В целом, мы стоим на пороге переломного момента, когда технологии и данные становятся ключевыми активами в бизнесе и обществе».

Елена Колмакова, управляющий партнер инвестплатформы bizmall, предложила «Эксперту Юг» свою классификацию основных направлений трансформации индустрии стартапов в России в период 2022-2024 годов:

• Снижение темпов роста: из-за сокращения доступного финансирования и нестабильности рынка темпы роста стартап-экосистемы замедлились.
• Увеличение доли B2B-стартапов: в условиях снижения потребительского спроса стартапы переориентировались на бизнес-клиентов.
• Рост интереса к deep tech: в условиях санкций и необходимости импортозамещения возрос интерес к стартапам, работающим в сфере глубоких технологий.
• Переориентация на внутренний рынок: стартапы стали больше ориентироваться на внутренний рынок и искать возможности для экспансии в другие страны СНГ.
• Снижение доли иностранных специалистов: из-за санкций и геополитической напряженности количество иностранных специалистов в стартапах сократилось.
• Рост активности государства в поддержке стартапов: правительство РФ приняло ряд мер по поддержке стартапов, таких как льготные кредиты, гранты и налоговые преференции.
• Развитие инфраструктуры: создаются новые акселераторы, инкубаторы и другие институты поддержки стартапов.
• Повышение интереса к стартапам со стороны крупных компаний.
• Рост популярности краудфинансирования: инвестиционные платформы стали важным источником финансирования для стартапов на ранних стадиях.
• Рост числа региональных стартапов.

«К основным событиям после 2022 года можно отнести мобилизацию, активную поддержку ИТ-сферы со стороны государства и фокус на импортозамещении, - считает Антон Мишин, генеральный директор и основатель компании Proscom. - Ранее можно было развивать проект в России и строить планы выхода на другие рынки, конкурируя с зарубежными аналогами. В 2022 году ситуация изменилась — часть людей, занимавшихся стартапами, уехала из страны. Те, кто остался, теперь вынуждены выбирать — делать бизнес здесь или там. Если раньше мы, продумывая международные истории, смотрели в сторону западного мира, то теперь — в сторону Индии, Китая, азиатских и африканских партнеров. Это другие рынки, модели поведения, потребители, подходы и распределение доходов».

Колмакова Елена_управляющий партнер Bizmall.JPG
Поделиться

Елена Колмакова составила свою классификацию основных направлений трансформации индустрии стартапов в России в период 2022-2024 годов. // Фото предоставлено экспертом

«В 2022 году некоторые венчурные фонды, особенно с иностранным присутствием, ушли из России, но фонды в составе крупных корпораций остались, - говорит Юлия Боланд, исполнительный директор финтех-стартапа Avosend. - В целом в России не очень развиты частные венчурные фонды, а в стартапах больше заинтересованы крупные компании. При этом фонды заинтересованы в стартапах, которые уже прошли product-market-fit, уже имеют определенную клиентскую базу и оборот. Перед походом к инвесторам обязательно нужно определиться с бизнес-моделью и технологией. А вот на ранних стадиях, когда есть только идея, небольшая команда, максимум MVP, компании испытывают сложности в получении инвестиций от фондов, на этой стадии легче найти бизнес-ангела».

Какие институты, работающие со стартапами, активизировались

«Российская индустрия стартапов в последние два года активно развивается, - говорит Анастасия Иванова, бизнес-трекер стартапов «Сколково», и приводит целый ряд примеров. - В России насчитывается уже более 100 акселераторов и инкубаторов - как государственных, так и частных, с различными фокусами. Фонд Сколково расширил объем поддержки, Сбербанк развивает акселератор Sber 500, ВТБ сделал программу для технологических стартапов, запущен Tinkoff Fintech для финтех-стартапов, Альфа Банк предлагает совместные пилоты, делясь своими ресурсами и командой. ФРИИ увеличил количество акселерационных программ и в 2024-м планирует вложить в стартапы от 450 млн до 3 млрд рублей. Generation Partners запустил акселератор для B2B-стартапов. YellowRockets фокусируется на поддержке EdTech-стартапов. Несмотря на санкции, RTP Global стал одним из самых больших инвесторов на рынке. Atomic Ventures активно инвестирует в проекты в области искусственного интеллекта и машинного обучения».
На эту тему
Гибкие, цифровые, свободные, хотят всего и сразу: молодые предприниматели Юга о себе
Поделиться

«Одним из самых заметных трендов последних лет является активное участие банков в работе со стартапами, - говорит Оскар Хартман. - Многие крупные финансовые учреждения осознали потенциал и перспективы инновационного сектора и начали создавать специальные отделы или партнерства с акселераторами и венчурными фондами. Это позволяет им получить доступ к новейшим технологиям и продуктам, а также установить партнерские отношения с перспективными стартапами».

Второй значительный игрок, который проявил особый интерес к работе со стартапами, – университеты и бизнес-школы, считает Хартманн. Они предлагают своим студентам программы обучения предпринимательству и инновациям, а также поддерживают создание специализированных центров для поддержки молодых компаний. Такая активность обусловлена не только желанием привлечь талантливых студентов-предпринимателей, но и стремлением научиться коммерциализировать научные разработки.

Как меняются принципы оценки стартапов

«В России сложно привлечь деньги на идею. Вернее, существуют структуры, которые готовы вкладываться в идеи, но их недостаточно, - считает Антон Мишин. - У нас предпочитают инвестировать в стартапы уже на более поздних стадиях, когда уже понятен трек-рекорд, когда нужны деньги на развитие, масштабирование, когда сведена юнит-экономика».

Эта особенность российского венчурного рынка сегодня еще более обострилась.

«В таких условиях, когда ставки на депозиты достигают 16%, инвесторы становятся менее склонны к инвестированию в стартапы и другие высокорискованные предприятия, - считает Оскар Хартман. - Рынок венчурного капитала сужается до минимальных размеров, оставляя лишь немногих бизнес-ангелов, которые продолжают поддерживать проекты, большинство из которых вынуждены расти на собственные средства».

«Возросла доля сделок с сокрытыми суммами, рынок венчура стал менее прозрачным, - говорит Кристина Белякова, директор по развитию компании RedPad Games AG. - Если до 2022 года инвесторы и венчурные фонды готовы были заходить и рисковать на стадиях Pre-seed, то в 2023 году наметился четкий тренд на минимизацию рисков за счет более жестких требований к отбору стартапов. В приоритете проекты, обладающие уже готовыми рабочими продуктами, выстроенными бизнес-процессами и профессиональной командой, а также успешно функционирующей бизнес-моделью, налаженными продажами и точками сбыта. С 2023 года инвесторы и фонды делают акцент на точку возврата инвестиций с выплатой дивидендов со стороны стартапов. Венчурный спад менее отразился на стартапах таких направлений, как биотехнологии, IT-технологии и искусственный интеллект».

Куда стартаперу идти со своим проектом

«В первую очередь стартаперу имеет смысл идти на тематические конференции и в сообщества бизнес-ангелов, - считает Юлия Боланд. - На ранней стадии также имеет смысл пробовать себя в хакатонах, к тому же их часто устраивают крупные компании, которые являются потенциальными инвесторами».

«Когда стартует новый проект, важно выбрать правильного инвестора, - считает Оскар Хартманн. - Подходящий инвестор - это тот, кто разделяет ваши ценности и готов находить решения, поддерживать в трудные моменты. Важно найти человека, который не только вкладывает деньги, но и дарит свой опыт и поддержку, чтобы совместно двигаться к общей цели. Важно, чтобы инвесторы не преследовали жадных целей, а делали ставку на долгосрочное сотрудничество и совместное развитие проекта. Инвестор должен нести личную ответственность за свое участие в проекте, а не пытаться обезопасить себя от потерь за счет необоснованных условий».

Хартман.JPG
Поделиться

Оскар Хартманн считает, что мы стоим на пороге переломного момента, когда технологии и данные становятся ключевыми активами в бизнесе и обществе. // Фото предоставлено экспертом

«Если вы остаетесь в России и планируете здесь развивать свой продукт, обратите внимание на грантовую поддержку: сегодня государственные гранты доступны для большинства локальных технологичных проектов, - говорит Елена Колмакова из bizmall. - Инструмент коллективного привлечения инвестиций также не стоит игнорировать — это новая реальность рынка. Привлечение средств через краудфандинговые платформы позволит сэкономить время и уже на старте создавать правильную бизнес-структуру».

«Сейчас в России количество классического венчура уменьшилось, но работают и иные практики для привлечения денег: ангельские инвесторы, акселераторы, эдвайзеры и синдикаты, - считает Анастасия Иванова. - Важно показать что вы решаете чью-то конкретную проблему, понимаете, кто ваш клиент, а кто не ваш. И можете сформулировать, за что именно клиент готов платить и переключится с прямых или непрямых конкурентов. Стартап, который привлекает деньги и планирует вырасти через три года, например, в десять раз, должен показать понятные цифры, даже примерные. Важно показать стоимость привлечения клиента (САС) и LTV. Чем лучше вы понимаете смыслы и цифры вашего продукта, тем больше шансов на успех бизнеса и привлечение инвестиций. Не бойтесь обращаться за помощью в вузы и бизнес-школы, там есть центры поддержки предпринимательства. Подавайте заявки в акселераторы даже на стадии идеи – это поможет сэкономить деньги и время, и даст вам больше шансов для роста».

«Стартаперам стоит рассмотреть возможность вступления в акселератор или инкубатор, которые могут предложить не только финансирование, но и наставничество, обучение и доступ к сети контактов, - говорит Александра Веретено, руководитель нейроагентства NeuroBusiness_VRTN. - Рекомендую фокус на местное сообщество. Воспользуйтесь поддержкой местных бизнес-ассоциаций, технопарков и университетов, которые часто предоставляют ресурсы и сети для роста начинающих предпринимателей».

«Стартап — это бизнес, клиентская база, решение болей потребителей и деньги. Поэтому мой совет — со своим проектом или идеей стоит как можно раньше идти к клиентам и начинать продавать, — уверен Антон Мишин. — Если решение не находит отклик у потенциальных потребителей, если стартапер не может построить модель продаж, то нет смысла продолжать работать над проектом. В России стартаперы приоритетно сосредоточены на своей технологии/продукте вместо того, чтобы быть сосредоточенными на клиенте, его проблемах и на бизнесе. И это беда, потому что технологическая инновация не стоит ничего, если клиенты ее не покупают. Взаимоотношения с клиентами — это главный актив, который является критерием успеха, а не «суперпрорывная» технология. В 99,9% успешных стартапов речь не об инновации, а о market fit, то есть постоянном тестировании гипотез, взаимодействии с клиентами, продажах, тюнинге решения».

«Обычно на первых порах учредители стартапов собирают деньги со своего ближнего круга – друзей, родственников, знакомых частных инвесторов, - отмечает Кристина Белякова из RedPad Games AG. - Прежде чем обращаться к более серьезным структурам, необходимо подготовить питч-дек и сопутствующие финансовые, юридические документы, маркетинговый план. Если проект связан с IT-направлением, то можно поучаствовать в гранте и получить финансирование через Фонд содействия инновациям. Также рекомендую присоединиться к акселератору и бизнес-инкубатору, например, Сколково, Спринт ФРИИ. Не будет лишним зарегистрироваться на краудфандинговой платформе (Boomstarter, Kickstarter, Planeta.ru). Есть шанс, что ваш продукт понравится аудитории, и вы сможете привлечь инвестиции самым неожиданным способом».
0
1
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .