Как «облака» сокращают расходы на IT на 40%

1948
8 минут
Как «облака» сокращают расходы на IT на 40%

Поделиться

Ежегодно потребление облачных услуг растет в среднем на треть. По словам руководителя департамента компании Softline по работе с клиентами в ЮФО и СКФО Ильи Теслина, спросу на такие решения способствует экономическая эффективность облачных сервисов, удобство масштабирования облачной IT-инфраструктуры и повышение доверия бизнеса к провайдерам этих услуг.

— Какие задачи чаще всего решает бизнес благодаря использованию облачных технологий?

— В облако выносятся, как правило, сервисы, которым необходима высокая отказоустойчивость. Мы заключаем с каждым клиентом соглашение об уровне услуг (Service Lelvel Agreement, SLA), которое предусматривает, что наши облачные сервисы будут доступны в течение 99,982% времени. Немногие региональные и даже федеральные организации могут обеспечить такую отказоустойчивость своих IT-систем самостоятельно.

Еще один фактор, который делает облака все более привлекательными — возможность гибко масштабировать IT-инфраструктуру в зависимости от нагрузки. Среди наших клиентов есть крупная сеть фаст-фуда, работающая на Юге России. В 2020 году во время локдауна она сократила потребление облаков и, соответственно, свои затраты на IT, в четыре раза. После снятия ограничений компания опять нарастила свои ресурсы до необходимого уровня.

Нужно отметить, что масштабирование актуально не только в подобных форс-мажорных обстоятельствах. Например, каждый бизнес пользуется бухгалтерией. Облачная инфраструктура под продукты 1С — один из самых востребованных наших продуктов. При этом у него есть четко выраженная сезонность: в период сдачи отчетов ресурсы можно увеличить, в промежутках между ними — уменьшить, сократив тем самым платежи.

— Вы оценивали экономическую эффективность облаков в сравнении с созданием традиционной частной инфраструктурой?

— Опыт наших проектов показывает, что использование облаков позволяет снизить расходы на содержание IT-инфраструктуры бизнеса в среднем на 40%. Такой результат получается, если учитывать не только первоначальные затраты на приобретение собственного оборудования, но и последующие расходы на его содержание и эксплуатацию. По нашим с клиентами совместным расчетам, на горизонте 3-5 лет облачная инфраструктура значительно выгоднее, чем собственная закупка серверного оборудования и т. д.

— Каким-то компаниям стоит обратить особое внимание на облачные решения?

— Чаще всего облачные сервисы используют организации с распределенной территориальной структурой — большим количеством офисов, магазинов, аптек, АЗС и т. п. В их случае консолидация вычислительных мощностей в одном из подразделений, скажем, в центральном офисе, создаст «узкое горлышко». Там потребуются мощные каналы передачи данных и инфраструктура с повышенной отказоустойчивостью. В этом случае облако — очень удобное решение. Потому что сбой в работе централизованной IT-системы приведет к тому, что без доступа к вычислительным ресурсам останутся все представительства. При использовании облачных сервисов такого риска нет. Даже если в одном из подразделений упадет интернет-канал, все остальные продолжат спокойно использовать ресурсы облачного провайдера. А у нашего ЦОДа, повторюсь, отказоустойчивость очень высокая, можно сказать, что он доступен всегда.

— Долгое время главным фактором, который сдерживал проникновение облачных технологий, были опасения потенциальных пользователей относительно того, что их данные, вынесенные за периметр организации, окажутся под угрозой несанкционированного доступа. Эти соображения продолжают влиять на рынок?

— Да, вопрос безопасности по-прежнему беспокоит многих. Однако, если подойти к этому вопросу объективно, то организаций, которые способны внутри своего периметра защитить информацию так же эффективно, как она защищена в ЦОДах уровня TIERIII, немного. У нас несколько уровней безопасности, предотвращающих как физический доступ к серверам, так и отражение кибератак. Мы несем ответственность за данные клиентов и дорожим своей репутацией. Облака становятся доступнее, пользователей — больше. Все это привело к тому, что все больше компаний, в том числе, из числа «консерваторов», интересуются облачными технологиями и просчитывают варианты переноса своей IT-инфраструктуры в облако. В последнее время потребление этих услуг растет ежегодно минимум на 30%.

— В каких отраслях спрос увеличивается наиболее динамично?

— Сильнее всего потребление облаков выросло в ритейле. В этой сфере компании, как правило, имеют распределенную структуру. Помимо надежности, использовать облака в этом случае выгодно: открывая новое подразделение, клиент увеличивает объем ресурсов в ЦОДе провайдера, и начинает работу. Создание физической инфраструктуры всегда занимало больше времени, а сейчас из-за пандемии и глобальной нехватки микросхем еще и выросли сроки поставок оборудования.

Еще один плюс: если новая точка открылась, но не вышла в установленный срок на запланированный уровень прибыли, то руководство может принять решение о ее закрытии. В этом случае компания просто отказывается от части облачных ресурсов, а не получает на свой баланс дорогостоящее неиспользуемое оборудование, которое будет ждать на складе запуска следующего проекта.

— На Юге есть примеры, которые иллюстрируют эту тенденцию?

— Один из наших крупнейших проектов в ЮФО мы реализовали для сети из 14 магазинов DIY. Они полностью перенесли в наше облако свою IT-инфраструктуру. Собственные серверные мощности клиент полностью вывел из эксплуатации. В самих магазинах, административных подразделениях и распределительных центрах остались только тонкие клиенты, подключенные к нашему облаку. Это потребовало строительства выделенных каналов передачи данных к каждой точке для повышения пропускной способности, а также создания резервных подключений. Был случай, когда в ходе каких-то работ экскаваторщик перебил оптоволоконную линию и в течение двух суток, пока канал чинили, подразделение использовало резервный радиоканал.

В этом проекте затраты клиента на содержание IT-инфраструктуры уменьшились на 60%. Сейчас штат IT-специалистов управляет всеми системами из головного офиса. На местах таких сотрудников нет. Сеть распределенная — некоторые магазины находятся в 400-500 км от головного офиса. При необходимости их работники по звонку из IT-службы перезагружают тонкий клиент или сетевое оборудование, но бывает это редко, поскольку перезагрузить любое устройство можно и удаленно.

Переход в облако позволил клиенту сократить время простоя магазинов из-за сбоя в работе IT-систем. До реализации нашего совместного проекта средний простой магазинов по этой причине в течение года достигал 10% времени. Мы же уменьшили его до 0,1% все кассовые аппараты, терминалы и компьютеры работают всегда.

— Как бизнесу убедиться в эффективности облачных решений?

— Многим клиентам мы даем возможность протестировать облачную инфраструктуру. Кто-то даже сразу разворачивает в облаке полноценную параллельную IT-инфраструктуру. Это дает возможность оценить эффективность облачных решений. Кто-то проводит тестирование в виртуальной среде просто берет облако, развертывает виртуальную среду и тестирует ее. Зачастую это можно сделать вообще без затрат.

Мы не предлагаем клиентам, так сказать, прыгнуть в омут с головой, не раздумывая. Помогаем пилотировать проект перехода на облака и полностью поддерживаем перенос клиентской инфраструктуры в наши ЦОДы. Был случай, когда клиенту в субботу потребовалось перенести сервер в облако до конца выходных: в понедельник сервисы, которые он прежде использовал, должны были стать недоступны. Мы эту задачу выполнили, клиент до сих пор с нами. 

— Такая скорость основана на наличии готовых «коробочных» решений?

— Скорее на опыте, квалификации и наличии необходимых ресурсов. Потому что каждый проект уникален. Сервисы, размещенные в облаке, у каждой организации свои. Даже просто скопировать виртуальную машину и использовать ее в новом проекте не получится. Простой пример: в приложениях 1С у всех компаний разный объем базы, редакции и доработки, а главное — потребности. Поэтому к каждому клиенту нужен индивидуальный подход.

На Юге мы однажды переносили продукты 1С компании, работающей в сфере общепита, в облака на протяжении месяца. Сначала клиент хотел использовать файловые базы данных, потом решил перейти на SQL — не буду вдаваться в технические подробности, скажу просто, что нам пришлось поэкспериментировать с количеством и частотой процессоров, объемом оперативной памяти и другими параметрами системы, чтобы она заработала как нужно. Сделать нечто подобное с физической инфраструктурой, наверное, невозможно. В этом одно из главных преимуществ облаков — в гибкости. Клиенты приходят с очень разными запросами. Кому-то нужно много памяти, но достаточно низкочастотных процессоров, кому-то — наоборот. Мы не подходим к проектам шаблонно.

Если все же говорить о наших готовых решения, то я бы отметил собственную разработку компании Softline — систему управления облачными подписками Cloud Master. В последнее время клиенты часто используют облака нескольких провайдеров. Например, у одного развернута рабочая инфраструктура, а у другого хранятся бэкапы. Cloud Master позволяет управлять виртуальными машинами, при необходимости увеличивая или уменьшая потребление облачных ресурсов, сокращая тем самым затраты в соответствии с главными принципами облаков — удобством, экономией и отказоустойчивостью.

Справка:

Илья Теслин, руководитель департамента компании Softline по работе с корпоративными клиентами. Работает в компании с 2013 года. Занимал должности: менеджер по работе с крупными корпоративными клиентами, руководитель отдела по работе с клиентами в Ростове-на-Дону, руководитель департамента по работе с клиентами ЮФО, СКФО. Окончил факультет автоматики и вычислительной техники ЮФУ (ТРТУ), дополнительное образование — экономика и управление на предприятии в ЮФУ (ТРТУ).

Сейчас отвечает за управление департаментом продаж по корпоративным клиентам ЮФО и СКФО с отделами в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Волгограде.

Компания Softline — международный поставщик решений для цифровой трансформации, облачных сервисов, информационной безопасности и сопутствующих решений и услуг. Помогает бизнесу осуществлять цифровую трансформацию и предоставляет услуги по информационной безопасности заказчикам из более чем 50 стран и около 100 городов по всему миру. С заказчиками взаимодействуют более 2600 менеджеров по работе с клиентами и около 1900 технических специалистов по продуктам и сервисам.

Софтлайн в Облачных рейтингах.

1 место – CNewsMarket: Рейтинг IaaS Enterprise 2021

3 место – CNewsMarket: Рейтинг партнерских программ облачных провайдеров 2021

1 место - CNews: Крупнейшие поставщики SaaS в России (поднялись со 2 места)

2 место – CNews: Крупнейшие поставщики услуг IaaS в России

Партнерский материал

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .
ссылка1