
Поделиться
Прежде всего мы хотели бы обратить внимание на промышленные предприятия Северного Кавказа. На недавнем заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО министр промышленности и торговли Денис Мантуров посетовал, что на обрабатывающий сектор приходится менее 10% ВРП в округе. Однако оценка роли промышленности в экономике Северного Кавказа зависит от того, какая оптика при этом используется. Наше ежегодное исследование крупнейших компаний СКФО демонстрирует, что в первой сотне предприятий округа на промышленность приходится почти половина совокупной выручки, и её объём год от года быстро растёт.
Именно Северный Кавказ в последние несколько лет неожиданно оказался лидером промышленного роста среди российских регионов: в 2012 году двузначный прирост индекса промпроизводства продемонстрировали Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в прошлом году — Дагестан и Северная Осетия. Безусловно, здесь имеет место эффект низкой базы: деиндустриализация на Северном Кавказе действительно была масштабной. Но в то же время в округе есть важнейший ресурс для крупной промышленности, практически исчерпанный во многих других регионах — многочисленная и сравнительно недорогая рабочая сила. Именно этот фактор во многом объясняет успех крупнейшего индустриального стартапа СКФО — черкесского автомобильного завода «Дервейс». Всего за три года это предприятие ворвалось в первую десятку крупнейших компаний СКФО, стало крупнейшим работодателем Карачаево-Черкесии, а выпускаемые им машины демонстрируют рост продаж даже на падающем российском авторынке. Казалось бы, вот кому должно помогать государство — на практике же всё ограничивается моральной поддержкой.
Вторая сфера экономики СКФО, где сегодня ощущается серьёзный дефицит внимания государства — сельское хозяйство. Да, в рамках нацпроекта развития АПК было сделано немало, и многие компании Северного Кавказа использовали инструменты господдержки для быстрого роста — об этом, например, рассказывает руководитель фирмы «Хаммер» из Карачаево-Черкесии. Но есть ведь и такие предприятия, которые много лет развивались без оглядки на власти, под девизом «Всё делай сам», и у них вполне получилось создать современный агробизнес — и только сейчас государство обратило внимание на их достижения. Именно так произошло с группой «Бавария» из Северной Осетии, которая по собственному почину занялась развитием семеноводства и оказалась замеченной чиновниками только тогда, когда ситуация в этой отрасли АПК стала совсем критичной. В ходе недавнего визита в Северную Осетию глава Минсельхоза Николай Фёдоров с удивлением констатировал, что «маленькая республика закладывает основу отечественного картофелеводства» и пообещал проекту федеральную поддержку. Что мешало сделать это несколько лет назад, когда поддержка приоритетным инвестпроектам СКФО стала громко декларироваться, — вопрос риторический.
Но главное, федеральные власти, кажется, не очень представляют себе потенциал АПК Северного Кавказа, а он в свете нынешних мировых демографических трендов без преувеличения огромен. Ряд экспертов, например, утверждает, что именно наш Кавказ может стать одним из главных участников программ обеспечения продовольственной безопасности в арабских странах с их растущим населением. Эту оценку подтверждают и руководители сельхозпредприятий. Югу России вполне под силу стать одним из крупнейших глобальных экспортёров мяса птицы — таков важнейший тезис интервью руководителя группы агропредприятий «Ресурс» Виктора Наурузова. В последнем случае потенциал нужно ещё помножить на темпы роста: «Ресурс», основные активы которого расположены на Ставрополье, с нуля вошёл в тройку крупнейших игроков российского птицеводства всего за десять лет. Такие примеры делают учёную дискуссию о приоритетах экономики СКФО, в общем-то, избыточной — искомые приоритеты находятся на поверхности.
И ещё одна сфера экономики СКФО, которая сегодня вызывает серьёзные опасения, — это финансы. Тот форменный разгром, который ЦБ в последние полтора года устроил в банковской сфере Северного Кавказа (в первую очередь в Дагестане), никоим образом не способствует улучшению экономического климата в округе. В банковской сфере Северного Кавказа, безусловно, накопилось немало проблем, но решать их в привычном режиме контртеррористической операции как минимум непродуктивно. Активная работа с теми, кто уже сегодня добивается успеха, позволит значительно ускорить темпы экономического роста. Главная проблема, с которой сталкиваются компании СКФО — недостаток ресурсов для достаточно быстрого развития. Сегодня достаточно сделать системной работу с региональным бизнесом — и он отреагирует уже завтра.