103 107 14

Как сделать Ростовскую область креативнее: предложения лидеров мнений

2337
11 минут

В сентябре в рамках фестиваля искусств «Чистое поле» прошла стратегическая сессия «Дон креативный: как развивать креативные индустрии в Ростовской области» - в ней приняли участие около 80 представителей этих сфер. Предложения по ее итогам «Эксперт Юг» обобщил в единой дорожной карте.

Как сделать Ростовскую область креативнее: предложения лидеров мнений

В Ростовской области сформирована рабочая группа АСИ из представителей креативных индустрий. // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Немного контекста: сегодня в Ростовской области работает комиссия правительства Ростовской области по внедрению регионального стандарта по развитию креативных индустрий под руководством первого заместителя губернатора Александра Скрябина. Такой стандарт разработан Агентством стратегических инициатив и носит рекомендательный характер. Одновременно в регионе сформирована рабочая группа АСИ из представителей креативных индустрий, которая наблюдает процесс внедрения стандарта и помогает ему. Одной из форм такой помощи стало проведение стратегической сессии, инициированной самим креативным сообществом региона и поддержанной бизнесом — в частности, стратсессия была поддержана банком «Центр-инвест», методическую работу по организации работы 8 площадок в рамках стратсессии обеспечивало АНО «Интегра». По итогам работы были собраны и обобщены конкретные предложения, они направлены в качестве предложений в правительственную комиссию по внедрению регионального стандарта. «Эксперт Юг» публикует эти предложения с целью сделать их более широким предметом общественной дискуссии.

1. Стратегия развития креативных индустрий должна быть амбициозной. Сегодня мы видим системную недооценку роли культуры и креативных индустрий в целом в экономическом развитии региона. В мире креативные индустрии – самая растущая сфера, за них ведется серьезная конкуренция, к которой регион должен быть готов, иначе он рискует пропустить эту волну, не встроиться в нее в качестве лидера. По этой причине разработку региональных программ развития креативных индустрий, направленных на обеспечение лидерства региона в данной сфере, предлагается сделать приоритетом экономической политики в Ростовской области. Документ стратегического планирования, который планируется разработать и принять в рамках работы по внедрению регионального стандарта развития креативных индустрий, должен отражать амбиции региональных сообществ и содержать инструментарий для их реализации.

2. Фанаты креативных индустрий во власти. Креативные индустрии, креативная составляющая традиционных индустрий сегодня обеспечивают конкурентоспособность инициатив во многих сферах, которые традиционно не ассоциируются с креативностью.
На эту тему
Творческий бизнес нестабилен: эксперты о развитии креативных индустрий на Юге
Поделиться

Креативные индустрии становятся «усилителем», фасилитатором любой отрасли, с которой взаимодействуют. Это создает предпосылки для изменения нормы в отношении власти к теме — это не просто отрасль, которая в чистом виде дает 2% ВРП и которой можно уделять 2% внимания, это тема, которая влияет на конкурентоспособность всей экономики. Эта тема легко теряется между ведомствами. Потому реальная содержательная включенность первых лиц региональной власти, а также межведомственные форматы работы — совершенно необходимое условие для развития креативных индустрий.

3. Способность региона привлекать «мозги». Амбициозность стратегии может выражаться прежде всего в способности региона привлекать человеческий капитал, лидеров креативных индустрий. Сегодня наблюдается обратная ситуация - «мозги» скорее утекают из региона. Для обеспечения способности привлекать человеческий капитал, регион должен предложить, вырастить проекты, конкурентоспособность которых изначально рассчитана как минимум на национальный уровень. Это одна из принципиальных предпосылок для проектирования. Вторая составляющая этой задачи — разработка специальной комплексной программы по привлечению в регион лидеров креативных индустрий, предполагающей создание привлекательных условий для перемещения в Ростов.

4. Инфраструктура для креативных индустрий. Региону необходима комплексная программа по развитию инфраструктуры для креативных индустрий. Речь может идти как о создании пространств, которые позволяли бы демонстрировать достижения в сфере креативных индустрий, быть центрами притяжения туристов, осуществлять образовательную деятельность, так и о создании цифровых платформ, позволяющим сводить разные аудитории, заинтересованные в креативных индустриях. Важным пунктом такой программы должно стать создание инфраструктуры, позволяющей принимать в регионе выставки ведущих художников, концерты ведущих оркестров и коллективов.

5. Креативный кластер нужен всем. Крупный креативный кластер на уровне региона, предполагающий инфраструктуру для проведения выставок самого высокого уровня, а также иных событий, сегодня нужен всем аудиториям, которые имеют отношение к креативным отраслям. На его базе могла бы быть создана линейка событий национального масштаба. Деятели креативных индустрий видят в нем площадку, на которой можно показывать результаты своей работы, находить тех, кто предъявляет спрос на их работу и услуги.
На эту тему
Рост аудитории вдвое - южный фестиваль искусств "Чистое поле" подвел итоги 2024 года
Поделиться

Для горожан это место знакомства с лучшими достижениями российского и зарубежного современного искусства, а также место, в котором доступно дополнительное образование в креативных сферах. Для бизнеса это проект, который было бы престижно поддерживать, а также площадка, на которой можно находить подрядчиков из сферы креативных индустрий. На базе такой площадки могли бы реализовываться акселерационные программы, поддерживающие проекты, которые рождаются в регионе. Региональной и муниципальной власти – чтобы удерживать людей искусства в своем регионе, привлекать «мозги» и потоки туристов. Создание креативного кластера должно стать одной из приоритетных идей в сфере развития культурных индустрий региона.

6. Культура и искусство развивают туризм. Развитие туризма во многих городах России напрямую связано с использованием потенциала культуры — этому посвящено исследование «Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре» (2023). Создание событий и мест, обеспечивающих притяжение туристов, как правило, напрямую связано с необходимостью создания культурного продукта. Однако в Ростовской области культура и туризм существуют пока в отрыве друг от друга. Необходимо создание рабочего формата для вовлечения сообществ в сфере культурных индустрий для проработки идей, имеющих туристический потенциал, а также создание единого центра для составления календаря главных региональных событий, а также по организационному и информационному сопровождению таких мероприятий.

7. Муниципалитеты должны включиться. Согласно исследованиям, повестка, связанная с развитием креативных индустрий, во многом реализуется на уровне муниципальных образований. Муниципалитеты сегодня практически не вовлечены в процессы развития креативных индустрий. Необходимо создать условия для реализации повестки на уровне городов, обязать города разработать программы развития креативных индустрий в русле соответствующей региональной стратегии, что позволило бы задействовать инструменты поддержки, доступные городам. Речь, например, об имущественной поддержке, льготной аренде на муниципальные помещения, о доступе к информационным ресурсам муниципалитетов, доступе к социальной рекламе.

8. Взаимодействие с сообществами. Региональный стандарт развития креативных индустрий АСИ предполагает решение ряда задач по развитию силами сообществ, представляющих те или иные креативные сферы. Сегодня такое взаимодействие ведется бессистемно, многие сообщества лишены какого-либо диалога с властью. Между тем, многие идеи и проекты рождаются именно на этом уровне. Предлагается создать систему площадок, обеспечивающую вовлечение сообществ, выработку идей, диалог власти с творческими сообществами региона.

9. Увеличение доли бюджетного финансирования на культуру. Согласно исследованию Шанинки, по состоянию на 2020 год, Ростов-на-Дону находится на 19 месте среди крупных городов России по показателю финансирования культуры на душу населения, проигрывая в абсолютных значениях соседнему Краснодару в два раза. Совершенно непонятно, почему самый богатый город Юга России на таком низком уровне финансирует культуру — около 2% в расходах, тогда как у городов-лидеров доля уже превышает 4%. Бюджетные приоритеты надо пересматривать, культура в Ростовской области должна финансироваться на более высоком уровне, обеспечивая амбиции региона в сфере креативных индустрий.

10. Крупный фестиваль в бюджете области и города. В ряде городов России сегодня проводятся культурные события, обеспечивающие их позиционирование на федеральном уровне, привлекающие десятки тысяч человек и работающие на преображение территории. В Екатеринбурге это Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Ural Music Night, в Перми — Дягилевский фестиваль, в Воронеже — Платоновский фестиваль искусств, в Нижнем Новгороде — литературная премия «Болдинская осень», фестиваль «Горький fest». Этот ряд можно было бы продолжать.
На эту тему
Зачем Югу России фестиваль искусств
Поделиться

Везде, где реализуются проекты такого масштаба, это делается при финансовой поддержке бюджета, участии бизнеса, вовлечении сообществ. Сообщества Ростовской области вполне способны создать проект такого масштаба, они уже делают ряд ярких проектов. Предлагаем запустить процесс проектирования крупного фестиваля национального масштаба для Ростовской области.

11. Развитие региональных и муниципальных грантовых конкурсов. Сегодня появляются примеры грантовых конкурсов для СО НКО, появились региональные гранты на проекты в сфере культуры и искусства. Этот подход предлагается масштабировать и распространить на креативные индустрии в целом. Выгодное отличие грантовой поддержки от прочих — в том, что это реальная поддержка, дающая ресурсы для реализации или дальнейшей проработки проекта. Возможны конкурсы для разных ниш, отраслей, этапов развития проекта. Цель такой системы — не терять идей, не терять лидеров, которые зачастую уезжают, чтобы реализовать свои инициативы за пределами региона.

12. Возрождение, поощрение и популяризация меценатства. Необходимо возрождать культуру меценатства на уровне региона. Дореволюционная Россия славилась меценатами: Морозов, Третьяков и др. Но за 70 лет советской власти эта культура была искоренена, роль мецената взяло на себя государство. Когда началась перестройка и в 90-е годы, деньги на благотворительность можно было относить на затраты предприятия – и меценатство вновь начало развиваться. Когда эту возможность отменили, меценатство снова умерло. В 2020 году были расширены налоговые стимулы участия организаций в благотворительной деятельности — юридические лица получили возможность ставить в расходы затраты на благотворительную деятельность в размере 1% от годовой выручки, что позволяет сократить налогооблагаемую базу. Но пока речь идёт о пожертвованиях исключительно в адрес НКО, включённых в сформированный Минэкономразвития России реестр СО НКО. На данном этапе действующий механизм стимулирования меценатов на культурные проекты почти не влияет. Необходимо создание дополнительных стимулов для бизнеса, который поддерживает культуру и образование. Нужны стимулы, которые обеспечат новый всплеск меценатства в России и регионе.

13. Более широкие налоговые послабления. Среди креативных индустрий сегодня только ИТ-отрасль получила временные налоговые послабления на региональном уровне. Предлагается сохранить на следующий период региональные льготы для ИТ-компаний, а также дополнительно разработать льготы по налогам для других категорий креативных индустрий, прежде всего — для тех организаций, которые выполняют значимые социальные функции: частные театры и музеи, галереи, ремесленные мастерские, танцевальные студии, студии звукозаписи, СМИ и др. Доля этих предприятий в экономике региона ничтожна, а поддержка для них была бы значительным стимулом для развития.

14. Поддержка регионального ИТ-кластера. Специальное исследование показывает, что снижение ИТ-сектором Ростовской области объема уплаченного УСН на 100 млн рублей при этом позволило на 300 млн увеличить сборы НДФЛ. При этом за три года количество компаний сектора выросло на 38%, а их общая выручка выросла на 51%. Это говорит о высокой эффективности текущих налоговых мер поддержки отрасли. Предлагается продлить действие региональной налоговой льготы по УСН в 1% для ИТ-компаний.

15. Развивать кадры креативных индустрий вместе с сообществами. Развитие региональной кадровой базы в сфере креативных индустрий требует вовлечения образовательного сектора, профильного бизнеса, НКО. Речь идет о создании экосистемы поддержки образования в сфере креативных индустрий. В основу такой деятельности могли бы быть положены предметные наработки по этой теме, накопленные в сфере ИТ-образования. Например, перспективной представляется создание системы поощрения лучших педагогов в сфере креативных индустрий.

16. Развитие навыков предпринимательства в сфере креативных индустрий. Сегодня предпринимательство не всегда ассоциируется с творческими индустриями, особенно с такими сферами, как культура, искусство, ремесла и т. д. Очень часто творческая активность не получает индустриального или предпринимательского оформления. Однако мировая практика показывает значительный рост за последнее десятилетие программ по развитию предпринимательских навыков в сферах культуры, искусства. Потенциальные предприниматели выходят не только из факультетов экономики — они рождаются во всех сферах. Для развития креативных индустрий важно работать над вовлечением в предпринимательство активных представителей сфер, которые считаются некоммерческими, давать навыки проектирования, менеджмента. Такой подход требует значительного расширения линейки акселерационных программ, а также курсов по предпринимательству на гуманитарных факультетах. Сегодня такими программами в Ростовской области частично охвачены только ИТ-сфера, технологические инноваторы и социальные предприниматели.

17. Больше НКО в сфере культуры. В ряде случаев мы видим, что культурные проекты развиваются по модели некоммерческого сектора. Такие проекты делаются во многом на энтузиазме или личных ресурсах, привлекают волонтеров, выстраивают партнерства, сообщества. Самые стойкие создают НКО, подают заявки на гранты, строят постоянную команду. В реальности этот путь проходят только единицы. В Ростовской области создана большая программа по поддержке проектов социально ориентированных НКО. Однако далеко не всегда за культурными проектами стоят некоммерческие организации. Более того, подавляющее большинство НКО, действующих в регионе, не связано со сферой культуры. Этот процесс можно было бы стимулировать за счет консалтинговой поддержки для руководителей культурных проектов, а также за счет региональных акселерационных программ, посвященных менеджменту в сфере культуры.

18. Художники как самозанятые. Многие деятели культуры не готовы к организационной работе, но вполне успешно работают как творческие единицы, которые готовы реализовывать свои работы или услуги. В то же время и у бизнеса появляется заказ на работы дизайнеров, художников, иллюстраторов и т.д.. Бизнесу гораздо удобнее работать с субъектами МСП или самозанятыми. Популяризация в творческой среде статуса самозанятого имеет большие перспективы. Этот статус расширит возможности деятелей культуры и искусства в сфере сотрудничества с бизнесом, дает возможности получать виды поддержки, ориентированные на самозанятых. Сегодня уже существует необходимая инфраструктура по поддержке самозанятых в виде сети центров «Мой бизнес». В рамках работы данных институтов необходима специальная образовательная или консалтинговая программа для деятелей искусства.
0
8
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .