Каковы реальные стимулы городской цифровизации
— Минстрой России в конце 2020 года опубликовал итоги очередного исследования, индекс «IQ городов» — оно о том, как российские города внедряют современные цифровые технологии. Могли бы вы оценить, как изменились позиции городов юга России во втором рэнкинге? Какие тренды для вас наиболее важны?
— Упомянутый рейтинг включает в себя ряд количественных показателей, которые сведены по отраслевым группам, из чего авторы и делают выводы о степени цифровизации городского хозяйства, группируя города по численности, но без учёта их специфики, профиля и т.п. Например: один из показателей в области туризма — наличие электронной карты гостя. Существенен ли он для Петербурга, получающего большую долю доходов для своей экономики от туризма? Безусловно. А для Ростова, для которого туризм — далеко не приоритетный сегмент городской экономики? Насколько важен такой параметр, как единая городская система управления парковочным пространством, для того же Ростова и для условного города-стотысячника? И почему по этому параметру города с населением 100 тысяч человек оцениваются вместе с городами с населением 800 тысяч? Так что рейтинг Минстроя — это, скорее, про отчётность, а не про реальную пользу для городского развития.
С моей точки зрения, главная проблема в области цифровизации во всей России сегодня — это то, что цифровизация внедряется у нас по принципу «чтоб было», а ответ на вопрос «зачем?» никого при этом не интересует. Все улучшения, вводящиеся в рамках проекта «Умный город», должны в конечном итоге приводить к улучшению качества проживания. Зачем, например, ранжировать города по наличию автоматизированной системы проката велосипедов, если в городе нет нормальных велодорожек, и не лучше ли направить усилия на формирование полноценной велосипедной инфраструктуры, а там, глядишь, и автоматизированный прокат подоспеет.
— На ваш взгляд, насколько стимулировала процесс цифровизации городов программа «Умный город»? Что реально побуждает города заниматься цифровизацией?
— Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Города с населением более 100 тысяч и центры регионов участвуют в программе «по умолчанию». Из меньших южных городов, изъявивших желание войти в рейтинг, я нашёл только Ялту и Железноводск. Реальным же стимулом для цифровизации городского хозяйства может послужить ситуация, при которой города увидят взаимосвязь между внедрением тех или иных инновационных решений и наполнением собственного бюджета, эффективностью расходов, решением тех или иных социальных проблем, повышением качества городского управления. Сегодня это работает далеко не всегда, в основном потому, что муниципалитеты не владеют в полной мере деньгами. И чтобы ситуация изменилась, нужно существенное изменение бюджетного законодательства и практики финансирования различных отраслей городской экономики.
Выход на рынок систем поддержки планирования
— Ваша компания разрабатывает цифровую систему поддержки принятия решений по управлению городской средой. На какой стадии находится её разработка?
— Проект системы поддержки принятия решений по управлению городской средой, или, в англоязычном варианте, city replicable and integrated smart actions leading innovation to develop urban economies (CRISALIDE), разрабатывается нами с осени 2018 года после победы в совместном российско-европейском конкурсе инновационных проектов в рамках программы Era.Net-Rus Plus. Цель проекта, реализуемого в различных областях знаний, — это развитие долгосрочного сотрудничества в области инноваций между странами-членами ЕС и Россией для продвижения совместных разработок на рынке. С российской стороны эта работа финансируется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Нашими партнёрами из Евросоюза являются экспертные, проектные и консалтинговые бюро из Австрии, Румынии, Греции. Российский партнёр — петербургское Научно-техническое бюро высоких технологий, долгое время занимающееся разработками систем принятия решений для Минобороны. Мы находимся на финальной стадии разработки. Первоначально проект планировалось завершить в сентябре 2020 года, но из-за пандемии сроки пришлось сдвинуть, и сегодня мы планируем закончить работы в июне 2021 года.
— Какие реальные задачи в сфере управления городом такая система могла бы помочь решать?
— Прежде всего это предварительная оценка возможности градостроительного развития территории на стадии, предшествующей принятию решения. Это необходимо для оценки параметров реконструкции, формирования задания для планировки территории, определения возможного социально-экономического эффекта от реализации того или иного девелоперского проекта, оценки обеспеченности территории определёнными сервисами. Представьте, что у администрации есть некая территория, в развитии которой могут быть приемлемы разные сценарии. В текущей ситуации выгоды для города измеряются администрацией совместно с проектировщиком очень малым набором показателей — вроде количества квадратных метров жилья или мест в детском саду. Наша же система поможет ещё до подготовки проекта в общих чертах просчитать разные сценарии развития с определением долгосрочных выгод на основе приоритетных для города ценностей. И уже результат этого расчёта ляжет в основу дальнейших проектных работ.
— Кто ваши основные конкуренты на рынке подобных решений? В чем ваши конкурентные преимущества?
— Системы подобного рода разрабатываются за рубежом как planning support system (системы поддержки планирования), близкие по составу решаемых задач. Преимущество CRISALIDE в гибкости, открытости и способности к развитию системы благодаря разработанной нами онтологии в её основе, как варианта искусственного интеллекта. Помимо этого, назову возможность интеграции с уже существующими информационными системами. CRISALIDE может решать различные типы задач, она открыта к развитию и дополнению. Одно из главных преимуществ — это возможность применения системы на разных уровнях коммуникации и участия в планировании — от закрытого внутриадминистративного процесса до широкого участия горожан.
Одним из направлений нашей совместной с европейцами работы была оценка зарубежными экспертами принятых у нас технологий работ по городскому планированию с целью адаптации передового мирового опыта управления городами. Мы провели две конференции, организовали недельную общественную дискуссию, в ходе которой каждый день обсуждали разные темы с ростовскими экспертами, дававшими свои предложения по развитию выбранной нами тестовой площадки — территории старого аэропорта. Мы единодушно сошлись на необходимости многофункционального использования этой территории и максимального вовлечения в процесс принятия решений горожан.
Мы не создаём что-то с нуля, не пытаемся сломать имеющуюся систему и накопленный опыт, а используем то позитивное, что есть, для интеграции и создания некоей «надстройки», которой и является CRISALIDE. Это должно стать и экономическим преимуществом системы в дальнейшем, потому что она не подразумевает создания информационного монстра «всего обо всём», стоящего миллиарды. Ростов, где планируется внедрение пилотного программного решения, давно считается на общероссийском уровне одним из наиболее продвинутых городов в отношении цифровой основы и развитости информационных систем. Мы заключили соглашение о совместной деятельности с департаментом архитектуры и градостроительства администрации города, в соответствии с которым работали с частью информационных материалов, находящихся в его распоряжении. Эти сведения использовались при подготовке пилотной версии CRISALIDE.
В планах тестирование в Ростове — и масштабирование
— То есть впервые система будет внедряться в Ростове?
— В соответствии с упомянутым соглашением пилотный проект CRISALIDE внедряется в департаменте архитектуры и градостроительства администрации Ростова-на-Дону, и мы уверены, что он послужит опорой при принятии решений по развитию отдельных территорий города. По соглашению территория, которая включена в информационную модель CRISALIDE (тестовый полигон), — это части Пролетарского и Первомайского районов города, тяготеющих к старому аэропорту. После тестирования здесь система может быть реализована в остальной части города. Мы нацелены на внедрение в других городах России и готовы адаптировать программу к зарубежным требованиям. Система задумана для внедрения в городах с числом жителей более 100 тысяч человек.
— Сфера градостроительства очень инерционна, она часто работает по планам, которые, как правило, не выполняются. Что может заставить города менять подход к управлению? Видите ли вы реально эти процессы?
— Планы вообще-то не выполняются во всём мире. Просто подход у многих стран к планам развития — не как к чему-то, что нужно обязательно выполнить, а как к инструменту политики. План помогает формулировать цели развития, провоцировать общественную дискуссию, искать варианты.
Градостроительная документация, которая и содержит планы развития городов, — это прежде всего проекция на территорию системы управления. В рамках сегодняшней системы муниципалитеты получают средства на городское развитие в основном за счёт тех или иных региональных и федеральных программ, для попадания в которые важен ряд управленческих усилий и процедур, а градостроительная документация корректируется под уже принятое где-то далеко от города решение о размещении отдельного объекта, конкретного инвестора с его подходами к освоению территории.
В итоге у нас есть два противоположных подхода в территориальном планировании — либо скрупулёзно переписывать федеральные и региональные программы, и ничего больше, либо рисовать «Нью-Васюки», руководствуясь представлением заказчиков или разработчиков о том, как должен выглядеть город в будущем. В результате сбалансированной картины, сочетающей в себе реальные перспективы развития и некий задел на будущее, не получается.
Я уверен, что мы получим в корне иную ситуацию в области градостроительного планирования тогда, когда местные власти увидят взаимосвязь между качеством и сбалансированностью планов городского развития и наполняемостью собственного бюджета. Для этого необходимо существенное изменение законодательства — уверен, что мы придём к необходимым изменениям, поскольку этого требует объективная логика развития городов.
— Какие задачи по развитию своего решения вы формулируете?
— Нынешний вариант CRISALIDE, внедряемый нами в работу администрации Ростова-на-Дону, представляет собой первую версию программного продукта. В наших планах разработка на его основе нескольких режимов доступа. Сегодня мы реализуем базовый режим, при котором обмен информацией и оценка принимаемого решения производятся в пределах самой администрации. Планируется разработка экспертного режима, когда для принятия решений может привлекаться группа экспертов, которые получают доступ к информационным ресурсам системы и могут быть вовлечены в процесс моделирования принимаемых решений.
Наконец, третий вариант — это общественный режим, при котором часть ресурсов выводится в публичный доступ на интернет-портал администрации, и уже широкий круг граждан может получить возможность дать свои предложения о том, как осваивать ту или иную территорию. В этом существенное отличие между CRISALIDE и системами типа «Активный горожанин», в которых люди имеют возможность оценивать уже готовое решение, а не принимать участие в его формировании.