103 107 14

Как в Ростове заводился отечественный трактор

5709
7 минут

Ростсельмаш отмечает пятилетие выпуска первого трактора началом строительства нового тракторного завода. Производство тракторов за короткий срок позволило предприятию стать одним из крупнейших производителей этой техники в России. Ростсельмаш угадал с основным бестселлером — универсальной агромашиной RSM 2375

Как в Ростове заводился отечественный трактор

Поделиться

В июле в Ростове-на-Дону началось строительство нового промышленного предприятия, которого ещё не было в новейшей истории страны. Тракторный завод позволит существенно расширить производственные мощности предприятия и освоить новые компетенции.

Предприятие будет расположено на площадке, принадлежащей Ростсельмаш, неподалеку от действующего производства комбайнов. Уже полным ходом идёт расчистка территории под строительство. На 14 гектарах земли разместятся производственный корпус общей площадью 62 тысячи кв. м, экспериментальный цех, а также здания коммерческой и инженерной служб. Мощность предприятия составит 5 тысяч единиц ежегодно. Строительство планируется завершить в конце 2022 года.

Сегодня площадь действующего тракторного цеха ГК «Ростсельмаш» превышает 6 тысяч кв. м. Однако спрос на тракторы Ростсельмаш растёт, и для его удовлетворения, а также для расширения модельной линейки, требуется увеличение производственных мощностей.

Согласно проекту, в Ростове-на-Дону появится тракторный завод полного цикла, в который инвестируют 6 млрд рублей. Здесь разместятся сварочное и сборочное производство, экспериментальный цех, лакокрасочный цех, склад готовой продукции. На конвейер станут уже зарекомендовавшие себя на российских полях тракторы 2000-й и 3000-й серий, а также новые модели тракторов. Предполагается выпуск тракторов на гусеничном ходу на базе 3000-й серии (Delta track). Опытно-промышленная партия этих машин появится в октябре.

На предприятии ожидается выпуск машин новой для предприятия 1000-й серии. Это тракторы классической компоновки мощностью 270–370 л. с. — один из самых востребованных и универсальных продуктов для сельского хозяйства. В дальнейшем на заводе в Ростове-на-Дону планируется ещё и выпуск классических тракторов нового поколения (мощностью 170–250 л. с.), что позволит предприятию представлять потребителю полный спектр этой колёсной техники для нужд хозяйств любой площади — от небольших до сверхмощных тракторов.

Новой компетенцией для Ростсельмаш станет производство дорожно-строительной техники на этом предприятии.

Идея тракторного производства и логика развития

Крупные транснациональные сельхозмашиностроительные холдинги давно шли по пути создания полного спектра техники, необходимой современному фермеру. Не оставался в стороне и Ростсельмаш, владельцы которого осознавали, что новые пути развития подразумевают под собой и расширение продуктовой линейки. Ростсельмаш должен был стать предприятием, производящим все основные виды сельхозтехники.

После покупки в 2007 году «Новым содружеством» (владеет ГК «Ростельмаш») канадского производителя тракторов Buhler Industries Inc в распоряжении Ростсельмаш оказалась технология производства тракторов широкого спектра применения. Производственный потенциал канадского предприятия позволяет выпускать технику мощностью от 190 до 620 л. с. При этом тракторы под брендом Versatile хорошо известны не только на североамериканском континенте, но и на просторах СНГ и России. Эта техника отлично подходит для эксплуатации в российских условиях, схожих с агроклиматическими условиями Канады.

Ростсельмаш наладил сборку машинокомплектов в Ростове-на-Дону в 2009 году. Объём производства тогда составлял до 100 машин в год. С этих пор и начал прорабатываться вопрос создания полноценного тракторного производства на мощностях предприятия. Фактически оно было создано в 2016 году.

Как начиналось тракторное производство

На предприятии был разработан и реализован план по адаптации тракторов к российским условиям. За короткие сроки под новое тракторное производство на территории предприятия было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус, который оснастили и организовали с учётом современных производственных технологий.

Выпуск российского трактора решили начать с модели 2375. Впоследствии эта машина стала главным бестселлером Ростсельмаш. Как пояснил управляющий товарной группы «тракторы» Олег Стецюк, это универсальная машина, востребованная среди отечественных аграриев. Она идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем земельная площадь хозяйств в стране — 7,5 тысячи гектаров на одну организацию и 200 гектаров на одно фермерское хозяйство, по данным Росстата). Во-вторых, трактор экономичен и производителен. Модель обладает рядом других неоспоримых преимуществ, среди которых надёжность, тяговитость, удобство и простота эксплуатации.

Основываясь на опыте эксплуатации первых машин и отзывах клиентов, решено было внести ряд нововведений, чтобы повысить потребительскую привлекательность машины. В базовую версию конструкторы «Ростсельмаш» включили пневмокомпрессор с пневмотормозами, светодиодное освещение, блокировку дифференциала (раньше — опция). Также добавили новое предложение по мощности двигателя (405 л.с.) и производительности гидравлической системы (220 л/мин). Это позволило улучшить потребительские свойства. Машина стала свободно агрегироваться с широким спектром орудий, что сделало трактор наиболее привлекательной машиной на рынке. Немаловажной её особенностью стала и простота эксплуатации, особенно в полевых условиях.

В 2016 году, перед началом производства тракторов, конструкторское бюро предприятия, отвечающее за это направление, было усилено новыми кадрами. Перед конструкторами поставили задачу — просчитать создание трактора с применением отечественных комплектующих. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20–30%. Эта цель в итоге и была достигнута.

Производство компонентов высокого качества — одно из «узких мест» в отечественном машиностроении. Ростсельмаш решал проблему по двум направлениям: организуя производство отдельных компонентов у себя, а также подбирая поставщиков, которые могли бы соответствовать требуемым стандартам качества.

Первое производство трансмиссий в России

Производство такого сложного элемента, как трансмиссия, обычно налаживается на смежных предприятиях, имеющих опыт и необходимые компетенции, как это принято, например, в автомобильной промышленности. В случае с тракторами на Ростсельмаш тоже решили идти по пути создания российского производства. В 2018 году документацию на производство механических коробок передач компания прибрела у японской Okubo Gear, с которой Ростсельмаш сотрудничает с 1993 года. Исключительное производство коробок передач с последующим углублением локализации до полной, включая корпусное литьё и мехобработку, будет осуществляться на российских площадках ГК «Ростсельмаш».

С целью развития тракторного производства и выполнения программы импортозамещения Ростсельмаш инвестирует 4 млрд рублей в создание трансмиссий российского производства. На предприятии создан отдельный цех, закуплено оборудование и настроены все производственные процессы.

В дальнейшем предполагается существенное расширение производства, в частности, литьё собственных корпусов и производство зубчатых передач. Подобного производства в стенах Ростсельмаш еще не было.

Ростсельмаш формирует задел на ближайшие годы

За небольшой срок тракторы Ростсельмаш завоевали рынок России и СНГ. На данный момент выпущено уже более 3,8 тысячи машин 2000-й серии. Впрочем, трактор 2000-й серии с его модификациями — далеко не единственный в списке производимой на Ростсельмаш тракторной техники. В марте 2019 года на предприятии начался выпуск самых мощных на сегодня производимых в России колёсных тракторов — 3000-й серии. Таким образом, Ростсельмаш выпускает тракторы мощностью от 270 до 583 л. с. с разной компоновкой — от классических до шарнирно-сочленённых и гусеничных тракторов.

По мнению заместителя директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслава Пронина, новое предприятие — это результат, в том числе, государственной политики в отношении отечественного производителя. В текущих условиях, очевидно, выгодно делать ставку на собственное производство на территории России. В данном же случае предприятие пошло ещё дальше простой сборки машинокомплектов. Создано собственное производство, которое дало старт и производству комплектующих по всей территории России, что, безусловно, благотворно повлияло на целую отрасль сельхозмашиностроения.

Вячеслав Пронин считает, что заявленный объём в 5 тысяч сельхозмашин в год вполне реалистичен, учитывая постоянно растущий спрос на отечественную тракторную технику. Если тренд сохранится, то показатель в 5–6 тысяч тракторов в год станет вполне реальным для нового Ростсельмаша. Рынок тракторов в России сегодня далеко не насыщен и оценивается в 25 тысяч единиц ежегодно. «Судя по опыту локализации 2000-й и 3000-й серии, мы видим, что это качественная техника, которая не только хорошо продаётся внутри страны, но и экспортируется», — говорит Вячеслав Пронин.

В случае благоприятной экономической конъюнктуры на рынке сельхозтехники и при стабильном спросе на неё заявленные инвестиции в тракторный завод в 6 млрд рублей окупятся в течение трёх-пяти лет с момента выхода предприятия на полную мощность, по данным УК «Финам Менеджмент». По словам ведущего аналитика компании Дмитрия Баранова, спрос на тракторы стабильно растёт, поэтому отечественные и зарубежные производители такой техники и инвестируют в развитие, а конкуренция в этом секторе усиливается.

Примечательно, что строительства нового промпредприятия подобного масштаба в городской черте в Ростове не предпринималось ещё с советских времён. Фактически в городе идёт обратный процесс — переезд предприятий за пределы городской черты или их закрытие. Старт строительства нового крупного предприятия в черте города противоречит сложившейся тенденции, однако вполне логичен с точки зрения привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов и развития экономики города. Благодаря его работе будет создано 1850 рабочих мест — это будет крупнейший трудовой коллектив, созданный за последние десятилетия.

Партнерский материал

0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .