Фото: медиа-центр АО «АЭМ-технологии»
1. Контролируемая реакция: как развивается «Атоммаш»
Крупнейшее предприятие атомного машиностроения России, волгодонский «Атоммаш», в условиях небывалой ранее загрузки мощностей ищет внутренние резервы для сокращения времени выпуска основной продукции — атомных реакторов и парогенераторов.
Завод «Атоммаш» — гигант советского, а ныне российского атомного машиностроения. Сегодня предприятие является филиалом компании «АЭМ-технологии», которая входит в «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом». На предприятиях компании изготавливается полный комплект оборудования реакторного зала АЭС, включая корпуса атомных реакторов и парогенераторов. Начиная с середины 90-х годов и по 2012 год «Атоммаш» принадлежал другим собственникам («Энергомаш») и выпускал оборудование для газонефетехимической отрасли и газотурбинных ТЭЦ. Атомное направление было заброшено до 2012 года, пока завод не вошёл в состав Росатома. С этого момента можно вести новый отсчёт времени в истории «Атоммаша», который полностью переключился на выпуск профильной продукции.
Портфель заказов «АЭМ-технологии» сейчас составляет свыше 160 млрд рублей. Основная масса контрактов — экспортные поставки оборудования так называемого «ядерного острова» для более чем 10 строящихся энергоблоков АЭС в различных странах мира.
В ближайшие годы «Атоммаш» должен выйти на уровень производства пяти реакторов и 20 парогенераторов в год. Работа с такими объёмами требует переформатирования управленческих и производственных процессов, инвестиций в развитие производства, набора нового персонала и заставляет вплотную заняться бережливым производством. Подробно об этих процессах «Эксперту ЮГ» рассказал генеральный директор «АЭМ-технологии» Игорь Котов.
2. В развитие «Атоммаша» инвестируют около 5 млрд рублей за пять лет
«Компания «АЭМ-технологии» (входит в «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион госкорпорации «Росатом») инвестирует в техническое перевооружение своих предприятий в ближайшие пять лет порядка 7 млрд рублей. 5 млрд рублей из этой суммы получит волгодонский филиал компании — завод «Атоммаш», сообщает пресс-служба «Агентства инвестиционного развития Ростовской области» со ссылкой на своего гендиректора Игоря Буракова.
На производство в Волгодонске поставят новые механообрабатывающие стенды, сварочные установки, другое оборудование. Планируется также развитие конструкторско-производственной базы, набор и обучение нового персонала, пояснил Игорь Бураков. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
3. Территорию «Атоммаш» планируют развивать как кластер
Неиспользуемые заводом «Атоммаш» территории площадью 170 га в Волгодонске могут быть использованы для размещения различных производств в рамках создания нового производственного кластера с возможностью предоставления льгот по налогам. Пока вопрос находится на рассмотрении в минпроме Ростовской области.
Часть территории завода «Атоммаш» (входит в «АЭМ-технологии», машиностроительный дивизион концерна Росатом) может быть отдана в аренду под размещение различных производств в рамках создания промышленного кластера, рассказал в интервью «Эксперту Юг» гендиректор «АЭМ-технологии» Игорь Котов. По его словам, сейчас основные мощности завода в Волгодонске, который выпускает оборудование для атомных электростанций (корпусы реакторов и парогенераторов, а также оборудование для нефтегазохимической отрасли) сконцентрированы в первом производственном корпусе, площадь которого, составляет 286 тысяч кв. м (общая площадь производственных площадей занимает 600 тысяч кв. м). Однако на предприятии постоянно занимаются оптимизацией, чтобы эффективно использовать всю территорию, на которой размещено производство. Подробнее об этом читайте в материале «Эксперт Юг».
4. На «Атоммаше» испытали самый мощный в мире исследовательский реактор
В Волгодонском филиале АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» (входит в машиностроительный дивизион Росатома – Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания мощнейшего в мире исследовательского реактора, сообщает пресс-служба компании.
«Это один из ключевых этапов изготовления научного реактора. С помощью 600-тонного крана корпус реактора поместили в кессон гидроиспытаний. Затем установили крышку реактора и наполнили корпус специально подготовленной водой объемом в 80 тонн, — сказано в сообщении. — При гидравлических испытаниях в корпусе реактора создавалось максимальное давление в 14 атмосфер. Испытания подтвердили прочность основного металла и качество сварных швов».
Далее корпусу реактора предстоит пройти вакуумные испытания и сборку с кожухом. Итогом всех исследований станет контрольная сборка всех элементов научно-исследовательского реактора и пневматические испытания.
Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР) станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире. Тепловая мощность нового реактора с натриевым теплоносителем составит 150 МВт, уточняется в сообщении.
5. На «Атоммаше» запустят производство комплектующих для ветроэнергетики за 1 млрд рублей
До конца 2019 года на «Атоммаше» стартует производство комплектующих для ветроэнергетики. Соглашение об этом подписано на площадке Российского инвестиционного форума в Сочи.Подписи под документом поставили министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, генеральный директор компании «Новавинд» Александр Корчагин и представитель Red Wind B.V. Антон Ковалевский. При подписании договора присутствовал губернатор Ростовской области Василий Голубев, сообщает его пресс-служба.
Согласно договору, в Волгодонске на базе одного из корпусов завода «Атоммаш» будет организовано сборочное производство компонентов ветроэнергетических установок – гондол, генераторов, систем охлаждения. Согласно плану, предприятие будет выпускать 80 комплектов в год. Предполагается, что ежегодно 30 комплектов будет оправляться на экспорт.
В создание нового производства в Волгодонске и связанных с проектом мощностей компания «Новавинд» намерена инвестировать почти 1 млрд рублей. После реализации проекта предполагается создать более 250 рабочих мест.
«К выполнению проекта компания уже приступила. Планируется, что пуско-наладку, отработку технологических процессов, контрольную сборку и тестирование компонентов на новом предприятии начнут к осени этого года. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2019 года», – сказано в сообщении.