В целом на практике процесс внедрений новых технологий в Ростовской области идет медленно и сфера транспорта не стала здесь исключением. В рейтинге IQ городов цифровизации транспортной инфраструктуры уделяется самое большое внимание (этот критерий оценки имеет 11 сабиндексов – больше, чем какой-либо другой), поэтому отставание в этой сфере сильно влияет на положение города в «цифровом» табеле о рангах.
Объединение транспортной системы все еще не происходит
По мнению заведующего сектором безопасности дорожного движения министерства транспорта Ростовской области Андрея Орехова, транспортную систему региона предстоит объединить в единую платформу, которой будут пользоваться всем жители города. Подобной единой платформой управления в будущем может стать ИТС (интеллектуальная транспортная система), включающая в себя 22 подсистемы и действующая на территории Ростовской агломерации (включает Ростов-на-Дону, Батайск, Азов, Аксай, Новочеркасск и прилегающие регионы).
«Мы уже создали геоинформационную систему общественного транспорта на территории агломерации, но если в Ростове возможно в мобильном приложении планировать поездки, то в пределах агломерации все разобщено. Необходимо создать информационное обеспечение в пределах всей агломерации, полностью прозрачный контроль за работой транспорта, мультимодальное расписание его движения с учетом пересадок. Сейчас мы не можем контролировать состояние транспортной системы в режиме реального времени, а без подсистемы мониторинга транспортных потоков, мы не можем сделать эффективное управление светофорными объектами», – отметил заведующий кафедрой «Организация перевозок и дорожного движения» Донского государственного технического университета Владимир Зырянов.
При создании интеллектуальной транспортной системы существует ряд проблем, в том числе институциональных, говорит Владимир Зырянов. Агломерация состоит из множества муниципалитетов, но эта разобщенность и ведомственные барьеры не должны мешать работе ИТС. Кроме того, система должна не только регулировать транспортные потоки, анализируя их, но и помогать в принятии инженерных решений по развитию транспортной инфраструктуры. В любом случае, вопрос создания такой системы управления транспортом на межмуниципальном уровне находится в компетенции министерства транспорта Ростовской области, а не каждого муниципалитета в отдельности.
Проблема интерпертации больших данных
С точки зрения практики Softline «умный город» - это набор оптимально подобранных цифровых сервисов, решающих конкретные задачи в рамках развития конкретного города, говорит руководитель направления Интеллектуальных транспортных систем (ИТС) компании Softline Игорь Ежков.
Эффективное функционирование и управление этими сервисами возможно только на базе цифровых платформ. И здесь задача регионов обозначить потребности и сформировать запрос на решение тех или иных вопросов конкретного города, а задача ИТ компаний предложить наиболее оптимальные цифровые сервисы, решающие эти вопросы. Анализируя результаты внедрения используемых цифровых решений, быстро подключая новые или отключая неэффективные сервисы, региональные ведомства имеют возможность более эффективно выстраивать управление городами.
К цифровым сервисам относятся интеллектуальные транспортные системы, включающие в себя «умные» светофоры, системы управления общественным транспортом, системы оплаты проезда, парковки, «умный» свет, вывоз мусора и многие другие. В конце декабря 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило концепцию «умных городов». Как отметили в ведомстве, документ помогает определить последовательность этапов цифровизации. По сути, муниципалитету не нужно тратить время, пытаясь разобраться в цифровых платформах, их много, каждый день появляются новые, а какие-то перестают существовать. Разбираться в этом — работа профессионалов по цифровой трансформации. Вместо этого нужно лишь четко определить, какие сервисы нужны в первую очередь, и составить своего рода техзадание на цифровой сервис. И вторая сторона задачи – это данные. В настоящее время города генерируют колоссальное количество данных (например, город населением в 1 млн человек генерирует в день до 180 Петабайт данных), и нужно понять, какие из них важны и ценны, как их собирать, где хранить и подвергать анализу. Соответственно нужно определиться, какие данные нужны в первую очередь, и начать их собирать в рамках тех или иных сервисов. Это два простых шага, но их нужно сделать для решения задачи создания «Умного города», – говорит Ежков.
Городские службы уже научились вырабатывать, собирать и хранить большие объемы данных. Теперь же необходимо понять, как этими данными эффективно распоряжаться, анализировать их и хранить.
Цифровизация будет эффективной только в том случае, если полученные с ее помощью данные будут верно интерпретированы компетентными специалистами, отметил генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг» Владимир Козлов.
Некоторые эксперты также считают, что, прежде чем переходить к цифровизации, необходимо последовательно решать проблемы «осязаемой» городской инфраструктуры.
«Надо параллельно делать то, что можно и без цифровизации. Пару лет назад в городе поставили остановочные пункты с прозрачными крышами, в Южном городе, это умное решение? Но нужно признать: большой шаг сделан, когда город избавился от автобусов малой вместительности и перешел на автобусы большой вместительности, затем еще один большой шаг был сделан по внедрению системы безналичной оплаты, – считает руководитель Ростовского-на-Дону городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семенов.
Он добавляет, что сегодня нужна межмуниципальная структура на основе той, что создана в Ростове, которая бы объединяла разные системы в сфере общественного транспорта. «Нам не надо ничего выдумывать, все уже придумано, берите и действуйте», — говорит Семенов.