У южных городов есть проблемы с IQ

2215
15 минут

Если верить индексу IQ городов от Минстроя, цифровизация муниципалитетов в России идёт полным ходом. Однако города ЮФО и СКФО показывают темпы роста ниже общероссийских. «Эксперт ЮГ» разобрался с тем, какие факторы влияют на развитие городов в качестве «умных» и как обстоят дела с цифровизацией городов на Юге

У южных городов есть проблемы с IQ

Юг России пока демонстрирует довольно скромные темпы цифровизации на фоне других регионов. Как показывает второй рейтинг IQ городов, составленный Минстроем РФ (первый вышел в марте прошлого года), только девять городов ЮФО и СКФО улучшили свои позиции в итоговой табели о рангах, несмотря на то, что у подавляющего большинства динамика индекса цифровизации (среднего балла) в сравнении с прошлым годом (см. таблицу 1) положительная.

Наиболее проблемные сферы южных городов связаны с устаревшей инфраструктурой, цифровизация которой в лучшем случае бесполезна. Под вопросом финансовые ресурсы и экономическая эффективность улучшений — хотя эти сюжеты больше связаны с лоббистскими возможностями региональных и муниципальных властей.

Минстрой РФ разработал методику оценки индекса IQ городов совместно с МГУ и представил первый рейтинг в марте 2020 года, второй — в декабре 2020-го. Подсчёт основных показателей цифровизации городского хозяйства позволил министерству ранжировать города в определённом порядке. Как и в прошлом году, итоговый показатель IQ для города рассчитывался по десяти направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, инфраструктура сетей связи. Всего оценке подверглись 47 показателей. Как и в прошлом году, Минстрой раскрывает только итоговый балл, не раскрывая значения конкретных индексов. Более подробный результат высылается в администрации городов, поясняют в пресс-службе министерства.

По мысли создателей, он помогает выявить сильные и слабые стороны российских населённых пунктов, которые далеко не всегда очевидны. Фактически рейтинг — это составная часть проекта «Умный город», который Минстрой реализует с 2018 года. С 2019 года он входит в состав национальных проектов «Цифровая экономика» и «Жильё и городская среда». Основной фокус — на внедрении современных технологий в городскую и коммунальную инфраструктуру.

Продвинутые города: кто есть кто на Юге

В рейтинге 2020 года, опубликованном в декабре и составленном по результатам 2018 года, представлен 191 город, из них 39 городов находятся на Юге — в новый рейтинг добавили Волжский и Фролово (оба в Волгоградской области), а также Железноводск (Ставропольский край). Как и прежде, все города рейтинга поделены на четыре группы (см. таблицу 1).

Наиболее впечатляющий на фоне остальных рывок, согласно рейтингу, в 2019 году совершили Майкоп (27%), Краснодар (25%), Новороссийск (20%). Города не только показали рост индекса IQ, но и улучшили свои позиции в рейтинге (эти вещи далеко не всегда связаны друг с другом). Кроме этих трёх городов, свои позиции в рейтинге улучшили Невинномысск, Евпатория, Керчь и Астрахань.

При этом отрицательные показатели индекса IQ среди городов Юга зафиксированы в Сочи (-0,2%), Махачкале (-0,1%), Черкесске (-0,4%) и Магасе (-2%). То есть, если верить рейтингу, в целом цифровизация городов в России идёт полным ходом. Средняя динамика индекса по рейтингу – 18%.

Если лидерство Москвы, а также присутствие на верхних строчках рейтинга Казани и даже Екатеринбурга не вызывает вопросов (процессы модернизации здесь идут активно уже несколько лет), то в группах городов поменьше (с населением менее 1 млн жителей) обращает на себя внимание лидерство подмосковных муниципалитетов. Эти города разыгрывают первые места между собой уже второй год подряд.

Как пояснил «Эксперту ЮГ» руководитель проекта «Агентство городского развития “Умный город”» Павел Жданов, они выигрывают за счёт наличия формальных систем типа Центра управления ситуацией, которые позволяют выявить большой круг мелких проблем (например, сфотографировать ямку и выложить на сайте «Активный гражданин»). Это хорошо работает как некий индикатор, но не позволяет увидеть всю картину в целом. Также наличие финансовых ресурсов и близость Москвы позволяют таким городам легко решать транспортные вопросы.

С чем связан рывок столицы Адыгеи Майкопа, эксперты объяснить затруднились. Республиканские же власти отчитывались о цифровизации ещё в 2019 году. Она главным образом касалась использования «умных» технологий при благоустройстве общественных территорий: «умного» освещения, «умных» скамеек и т.п., а также активного внедрения раздельного сбора мусора по программе «Чистый город».

Сергей Лазарев, заместитель гендиректора «Теплостройпроект-С» (одна из крупнейших на Юге компаний по модернизации инженерных сетей), отмечает, что основная сложность южных городов — большой износ городской инфраструктуры: «Если позволить себе примитивное сравнение, то внедрять цифровые системы на этой инфраструктуре — всё равно что красить ржавый автомобиль. Ржавчина потом обязательно где-нибудь вылезет. Цифровизации должна предшествовать модернизация инженерной инфраструктуры».

Между тем ситуация в городах неоднородна. «Тот же Ростов на фоне городов Юга располагает куда более современной и мощной инфраструктурой, имеет больший потенциал. Сказывается изначальное промышленное назначение города, в котором большой запас по мощностям», — отмечает г-н Лазарев. Также, по его словам, проще ситуация и в Грозном, где вся инфраструктура отстраивалась заново. «На новой основе всё делать проще. Первая на юге России “умная подстанция” недаром была запущена именно в Грозном. Да и воля руководства здесь быстрее доходит до исполнителей, это тоже важно», — говорит Сергей Лазарев.

Крупное городское хозяйство модернизировать сложнее, инфраструктура большого города далеко не везде и не вся готова к внедрению интеллектуальных сервисов, говорит директор ростовского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Мордасов. Именно поэтому небольшие города могут внедрять программу «Умный город» активнее и, соответственно, демонстрировать более высокие позиции в рейтинге Минстроя.

Впрочем, по словам г-на Лазарева, в маленьком городе экономический эффект от внедрения цифровых технологий не столь очевиден: «С точки зрения прямых затрат внедрить какие-то системы может стоить дешевле, но за сколько лет они “отобьются”? С точки зрения экономики может и не быть эффекта».

Краснодар — полигон для цифровизации

Краснодар переместился с 61 сразу на 9 место рейтинга, что для города такого масштаба —довольно серьёзное достижение. Руководитель проекта «Стратегия Краснодара-2030» Евгений Панасенко говорит, что значительный объём мероприятий в области smart city в Краснодаре был реализован в 2018–2019 годах, что и предопределило стремительный рост показателей города. Сюда можно отнести формирование Центра организации дорожного движения, развитие информационной политики (увеличение количества постов администрации в соцсетях), расширение поддержки МСП, в том числе создание муниципального коворкинга, и многое другое. Также в столице Кубани больше внимания в последние годы уделялось решению транспортных проблем в части контроля движения общественного транспорта и развитию автоматизированной системы парковки.

Эксперт напоминает, что для понимания ситуации с другими городами Юга следует учесть, что многие проекты в области smart city являются достаточно капиталоёмкими и не всегда оказываются по силам муниципальным бюджетам. Поэтому такие проекты часто реализуются с использованием механизмов ГЧП/МЧП.

«В процессе цифровизации всегда есть три бенефициара: компании-провайдеры, которые заинтересованы в увеличении трафика, производители соответствующего оборудования и банки, которые заинтересованы в том, чтобы люди чаще пользовались безналичными расчётами. Если их интересы совпадают с интересами властей, то это работает. Если власти инертны, то нет», — отмечает директор Южного градостроительного центра Сергей Трухачёв.

Новороссийск — первый опыт «умного» развития

Внедрение «умных» технологий в городскую среду на Юге началось с Новороссийска, Краснодара и Сочи. По крайней мере, эти три города на Юге стали пилотными по программе Минстроя в 2018 году, тогда на форуме в «Сколково» их власти заключили соглашение с Международной ассоциацией «умных» городов.

Администрация Новороссийска сообщала, что в общей сложности инвестиции муниципалитета и частных инвесторов в проект «Умный город» в городе в период с 2018 по 2024 годы оцениваются более чем в 1,4 млрд рублей. Управляющий делами администрации Новороссийска и руководитель проекта «Умный город» Евгений Азизов рассказывал РБК, что город внедряет различные решения, от цифровой культуры и цифрового образования до «умного» транспорта и всего, что касается жизнедеятельности города. По словам г-на Азизова, пока что основная часть проектов осуществляется за средства муниципалитета, но Новороссийск старается привлекать в разных формах инвесторов и концессионеров. В частности, энергосервисный контракт стоимостью более 350 млн рублей был реализован за счёт «Ростелекома».

Следующий шаг — создание концепции цифрового развития Новороссийска, принять которую планируется в ближайшие месяцы. Этот документ определит основные векторы развития проекта «Умный город», отмечает Евгений Азизов. Концепция, как и стратегия экономического развития города, будет рассчитана до 2030 года.

По словам представителя администрации, «Умный город» — дорогой для бюджета проект. Большой поддержкой для муниципалитета стали бы разработанные предложения со стороны федеральных и региональных структур. Также города могут направлять на некоторые направления цифровизации средства, выделяемые в рамках нацпроекта «Комфортная среда». Остатки, сэкономленные муниципалитетами, было рекомендовано направлять на установку видеонаблюдения. С 2021 года отражение «умных» технологий в проектах стало обязательным.

Таганрог — старт цифровизации

В Ростовской области в 2019 году стартовал проект по цифровизации Таганрога. Здесь крупнейший российский провайдер «Ростелеком» объединил интеллектуальной системой управления около 11 тысяч уличных энергосберегающих светильников. «Умная» технология позволила Таганрогу экономить до 60% электроэнергии и при этом улучшить освещение. Кроме того, в городе запустили программный-аппаратный комплекс «Безопасный город» — единую региональную платформу для обеспечения общественной безопасности, правопорядка и контроля состояния окружающей среды. В неё входят «Служба 112» и система видеонаблюдения, которая хранит данные из 70 видеопотоков, распознаёт лица, анализирует. Также в городе идёт процесс внедрения современных технологий в школы и медучреждения.

Вполне возможно, процесс внедрения цифровых решений скажется на позициях города в рейтинге Минстроя уже по результатам 2020 года. В рейтинге же по итогам 2019 года Таганрог занял 91 место — между Назранью и Дербентом.

В целом можно сказать, что на Юге активная «интеллектуализация» городского хозяйства началась в 2019 году — это касается Краснодара, Новороссийска, Таганрога. Процесс идёт в том числе благодаря инициативам крупного бизнеса в лице «Ростелекома» или «Росатома». Однако пока трудно сказать, укрепится ли Юг в рейтинге: если активизация является федеральным трендом, через год мы увидим, скорее, усиление конкуренции между городами.

Концепция «умного» города понимается по-разному

По словам Антона Долгоновского, директора практики «Безопасный город» компании AT Consulting (входит в Лигу цифровой экономики), в общем смысле «умный» город можно охарактеризовать как комплексную систему управления на основе инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Она призвана обеспечить безопасность и комфорт жителей, эффективное муниципальное управление и функционирование городского хозяйства, функционирование объектов транспортной инфраструктуры, энергетического комплекса, ЖКХ, социальных объектов, систем водо и газоснабжения. Но главное, «умный» город отличает высокий уровень жизни граждан, качественные услуги со стороны государства, местного самоуправления, коммерческого сектора.

В международной практике smart city («умный город») — это симбиоз устойчивости, экологичности, открытости для жителей, технологичности и комфорта. В российской действительности во главу этого понятия ставят инновационные решения, которые внедряются для улучшения городской среды и роста благосостояния жителей города, поясняет руководитель ГК «Эттон» Ефим Климов.

Цифровизация городов — необходимая составляющая развития, уверена Ольга Ванюшина, руководитель по маркетингу Sigfox Russia. Сюда входят цифровые платформы — сервисы для граждан, технологии интернета вещей, которые собирают данные в режиме реального времени, позволяющие анализировать и управлять безопасностью, энергоресурсами, отходами, освещением, городским транспортом, качеством воды и воздуха, парковочным пространством и т.д., а также позволяют распределять эти ресурсы в нужном направлении. Всё это позволяет не только эффективно управлять городами, но и создавать благополучную среду для граждан.

Затраты на создание инфраструктуры в масштабах России оценивались в 2020 году в 360 млрд рублей средств федерального, региональных бюджетов, а также частных в ближайшие пять лет. Внедрение «умных» технологий идёт неравномерно, но постепенно проекты запускаются — в том числе и за счёт частных инвестиций, например, «Ростелекома» или «Росатома».

По словам Ефима Климова, от региона к региону степень «инновационности» городов меняется, что связано с уровнем цифровой продвинутости региона и его финансовыми возможностями.

Какие технологии и проекты нужно приводить в город

Цифровые сервисы внедряются для различных аспектов городского хозяйства (см. таблицу 2). Проблемы городского хозяйства, которые можно решить путём цифровых решений, обычно определяют на местах. «При этом в сферу ЖКХ, например, давно внедряют цифровые решения, а вот для обращения с отходами это сравнительно новый тренд», — считает г-н Климов.

Также важным направлением является автоматизация государственных и муниципальных услуг (функций), повышение качества сервиса в этой области.

По мнению Антона Долгоновского, сегодня всё отчётливей проявляются тенденции к созданию выверенных баз данных ИТ-систем — так называемых мастер-данных, созданию интеграционных решений для информационного взаимодействия между различными ведомствами. В части цифровизации городской среды новые решения нацелены на вовлечение граждан посредством мобильных приложений, официальных порталов. «Отсюда ещё один приоритет — создание единой точки входа в сервисы или системы для удобства граждан, участвующих в развитии городской среды», — говорит г-н Долгоновский.

Технологии могут быть самые разные, но все они должны быть направлены на повышение эффективности городских процессов, комментирует заместитель директора по B2G АО «ЭР-Телеком Холдинг» Алексей Паламарчук: «При этом важно, чтобы они позволяли организовать мониторинг работы ключевых городских систем, давали возможность выстраивать режим работы этих систем с учётом требований жителей, были доступными для использования. “Умный” город должен постоянно взаимодействовать с жителями, настраивать свои ежедневные процессы в зависимости от их пожеланий».

«Умный» город начинается со сбора данных

По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, положение некоторых городов в рейтинге пока вызывает больше вопросов. Конечно, если сравнивать города по количеству энергосберегающих фонарей, то разница между Краснодаром и той же Балашихой не так уж и велика. Оценивая города по другим параметрам, например, по степени цифровизации ЖКХ, можно прийти и к другим выводам. Однако итоговое место формируется на основе некоего усреднённого показателя. Г-жа Полиди считает, что для рейтингования городов необходимо учитывать также мнения экспертов. А уже их окончательная оценка должна ложиться в основу рейтингования.

Эксперты сходятся во мнении, что для полноценной реализации умного города в России есть все необходимые технологии — от сетей связи до искусственного интеллекта и интернета вещей. Антон Долгоновский говорит о том, какими должны быть условия для того, чтобы муниципалитет мог их внедрить: «Первое — это полномочия органов местного самоуправления. Здесь можно возлагать надежды на очередной этап административной реформы, которая в идеале позволит принимать многие решения на местах, непосредственно на уровне муниципальных образований. Второе — состояние экономики и налоговые сборы. Если нет источника финансирования, а люди уезжают в Москву, то на голом энтузиазме цифровую революцию не совершить». Третье — кадры для цифровой экономики. «Нужно привлекать и удерживать молодых специалистов, проводить хакатоны для молодых команд, ставя перед ними прикладные задачи по повышению эффективности государственного и муниципального управления», — считает г-н Долгоновский.

Отдельно эксперт выделяет и такой фактор, как сопротивление преобразованиям со стороны самой администрации, точнее, отдельных её представителей. «Цифровая трансформация характеризуется качественным изменением бизнес-процессов, что не всегда легко воспринимается существующими командами, — говорит Антон Долгоновский. — Как известно, культура органов исполнительной власти базируется на следовании нормативным правовым актам и регламентам, на принципах иерархии и единоначалия, дисциплине исполнения поручений. Цифровизация приводит к внедрению новых практик управления, появлению новых и актуализации старых ролей».

По словам Татьяны Полиди, оценивать степень цифровизации необходимо не по количеству внедрённых решений или затраченных на это средств, но и по тем последствиям, к которым данные решения привели для граждан и для города в целом: какова экономия, насколько улучшилась транспортная ситуация и т.д. 

Таблица 1. Рэнкинг городов Юга России по уровню индекса IQ по версии Минстроя (декабрь 2020)
Место в рейтинге 2019 г. Место в рейтинге 2018 г. Улучшили / ухудшили позицию в рейтинге Крупнейшие города (15 городов, население свыше 1 млн) 2019 г. (значение), балл Динамика в % по сравнению с 2018 г.
1 1 Москва 101,65 17
2 15 Екатеринбург 55,05 31
3 2 Казань 53,91 1
...
8 7 Ростов-на-Дону 47,21 9
11 12 Волгоград 43,28 15
Крупные города (63 города, 250 тысяч–1 млн жителей
1 1 Химки 68,9 2
2 3 Тюмень 67,01 7
3 2 Балашиха 63,16 3
...
9 61 Краснодар 49,84 25
11 58 Новороссийск 47,63 20
12 5 Ставрополь 47,5 2
18 10 Грозный 44,77 2
33 Волжский 40,21 4
43 35 Симферополь 37,23 4
46 30 Севастополь 36,5 3
59 56 Владикавказ 26,25 2
60 47 Сочи 25,5 -0,2
61 55 Махачкала 24,32 -0,1
62 63 Астрахань 22,32 5
Большие города (94 города 100–250 тысяч жителей)
1 13 Щелково 74 17
2 4 Домодедово 72,74 10
3 1 Реутов 71,46 0
...
31 93 Майкоп 43,31 27
34 23 Батайск 42,35 4
43 61 Невинномысск 39,75 12
50 47 Камышин 37,17 6
54 35 Новочеркасск 35,73 2
55 44 Волгодонск 35,72 4
59 75 Евпатория 34,38 12
63 60 Шахты 33,63 7
65 77 Керчь 33,25 11
70 55 Ессентуки 32,25 4
73 54 Армавир 30,25 2
74 82 Кисловодск 30 11
76 71 Пятигорск 29,42 7
79 53 Нальчик 28 0
80 64 Хасавюрт 27,75 3
82 68 Каспийск 25,88 3
84 57 Новошахтинск 25,25 -2
85 74 Элиста 25 4
88 86 Назрань 22,25 8
91 89 Таганрог 21,13 7
92 91 Дербент 20,25 8
93 73 Черкесск 20 -0,4
Города (31, менее 100 тысяч жителей)
1 1 Дубна 72,88 0
2 2 Ивантеевка 63,06 1
3 11 Горно-Алтайск 46,51 15
...
6 Фролово 42,83 3
7 Железноводск 42,3 15
22 9 Ялта 32,03 0
30 13 Магас 23,94 -2
Источник: «Эксперт Юг» по данным Минстроя

Таблица 2. Элементы «умного города» в крупных городах
Система Назначение
Централизованная система сбора показаний с квартирных и общедомовых счётчиков Контроль действий управляющих компаний по оплате ресурсоснабжающим предприятиям
Интеграция с ГИС ЖКХ Прозрачность порядка начисления платы за услуги ЖКХ
Система контроля сбора мусора Контроль мусоросборников, раздельный сбор, вывоз и вторичная переработка
Система видеонаблюдения «Безопасный двор» Снижение преступности и улучшение раскрываемости
Система экологичного энергопотребления для освещения зон общего пользования Снижение энергозатрат
Монтаж возобновляемых источников энергии Предоставление более экологичных видов энергии
Системы «умной» подачи тепла в жилые дома Экономия, снижение нагрузки на ресурсоснабжающие предприятия
Системы определения выбросов в атмосферу, почву и сточные воды Улучшение экологии, пополнение бюджета за счет взимания штрафов за нарушения экологических норм
Контроль парковочного пространства во дворах Снижение числа проблемных ситуаций с парковкой
Информирование о дорожно-транспортной ситуации Актуальная информация о дорожной ситуации в районе или по маршруту следования
Платформы вовлечения граждан Взаимодействие органов власти и граждан в решении вопросов городского развития
Источник: AT Consulting

Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наши группы в Facebook и Одноклассниках, каналы в Telegram и на YouTube, наш Instagram, наше сообщество ВКонтакте.