Новый кластер, который был запущен в 2025 году, должен повысить эффективность производства и вывести крымские бренды на более высокий уровень// Фото: пресс-служба АО «Комбинат „Крымская роза“»
Поделиться
В свою очередь, компании получат целый ряд мер господдержки. Главная задача кластера — кооперация и налаживание связей между участниками, это позволит обеспечить более быстрые темпы роста. Эксперты считают, что в условиях динамично растущего рынка российской косметики, локальные производители, в том числе, участники Крымского парфюмерно-косметического кластера, располагают рядом преимуществ для развития. В то же время, для предприятий по-прежнему актуальным остается ряд ограничений, связанных с сырьевой базой, упаковкой и конкуренцией с зарубежными брендами.
Инициатива на фоне роста отечественных производителей
После введения западных санкций в 2022 году, российские производители косметики получили шанс более динамичного развития в рамках импортозамещения. Так, по оценкам организатора международных выставок ГК «Майер» (основано на данных INFOLine, РБК и др.), сегодня отечественные компании занимают порядка 70% российского рынка косметики, совокупный объем которого оценивается в 1,5 трлн рублей. Ежегодный рост этого сегмента в последние годы составляет в 8-12%.«Доля российских брендов достигла 70%, в то время, как импорт в последние годы сократился до 30%. Таким образом, локальные бренды стали структурным большинством», — рассказал заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными структурами ГК «Майер» Леонид Пчельников.

Поделиться
Сегодня локальные бренды получили новые стимулы развития благодаря возможности импортозамещения, уверен Леонид Пчельников //Фото: предоставлено спикеромЭксперт отметил, что на общероссийском фоне регионы Юга обладают преимуществом. Именно здесь исторически сосредоточено довольно много предприятий, производящих косметику и бытовую химию, в том числе «Арнест», «Аванта» и другие. Здесь много и небольших локальных брендов («Краснополянская косметика», «Анапская косметика», «Мануфактура Дом природы», «Сакские грязи» и др.).
«С моей точки зрения, у локальных брендов сейчас хорошее время для развития, потому, что потребитель начинает доверять продукции, произведенной в своем регионе. Растет спрос на экологичность и натуральные ингредиенты. Производителям необходимо скоординировать усилия для вывода локальных брендов на новый, в том числе федеральный уровень. Импорт косметики в России сокращается, что открывает возможности для входа даже в премиум-сегмент при наличии соответствующих производственных мощностей и инвестиций», — отметил Пчельников.
Крым — это регион, занимающий особенные позиции в части производства косметической продукции. Благодаря подходящему климату в 1920-1930 годах на полуострове начали выращивать эфиромасличные культуры в промышленных масштабах, в том числе, для производства косметики. Так, например, масло местных роз использовалось при изготовлении духов «Красная Москва», рассказали в пресс-службе комбината «Крымская Роза».
Сегодня развитие эфиромасличной отрасли и косметического производства, в том числе органического, на полуострове возрождается и развивается. По данным канала «Крым 24», в регионе работает около 30 производителей косметики. В 2024 году эти предприятия выпустили около 45 млн единиц продукции.
Новый парфюмерно-косметический кластер, который был запущен в 2025 году, должен повысить эффективность производства и вывести крымские бренды на более высокий уровень, уверены в министерстве промышленности и торговли Республики Крым. Сейчас завершается разработка программы развития объединения до 2029 года, сообщили «Эксперту Юг» в пресс-службе ведомства.
В кластер объединились 11 компаний из Крыма
Крымский парфюмерно-косметический кластер создан под управлением некоммерческой организации «Крымский региональный фонд развития промышленности». В него вошли 11 предприятий, включая производителей конечной и промежуточной продукции. Предприятия-участники кластера имеют свои производственные площадки и необходимую инфраструктуру.Среди участников — ООО «ТД «Сакские грязи», АО «Комбинат „Крымская роза“», АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», ООО «Агрофирма «Тургеневская», ФГБУН «НИИ сельского хозяйства Крыма». В объединение вошли не только производители косметики, но и производитель скотча ООО «Промпак», производитель розовой соли ПК «Галит», а также научно-производственное предприятие «Крымская гидрогеологическая режимно-эксплуатационная станция». В ближайшее время к кластеру должен присоединиться АО «Крымский содовый завод».

Поделиться
Крым — один из регионов, где косметическая индустрия складывалась с 1930-х годов, когда масло местных растений начали использовать для советской парфюмерной продукции //Фото: пресс-служба АО «Комбинат „Крымская роза“»Согласно планам властей, до 2029 года, благодаря кооперации, действующие участники заработают почти 1 млрд рублей, а налоговые отчисления в бюджет увеличатся в 1,6 раза.
«За пять лет будут созданы 20 рабочих мест, выручка составит 21 млрд рублей. Увеличение выручки на сумму 6,9 млрд рублей с 14 млрд рублей в 2025 году будет, в том числе, осуществлено за счет добавления двух новых участников с выручкой на сумму 6 млрд рублей. Увеличение выручки действующих участников кластера составит в 2029 году по сравнению с 2025 годом – 981 млн. руб. Объем уплаченных налогов в бюджет увеличится с 1,4 млрд рублей в 2025 году до 2,3 млрд рублей в 2029 году», — говорится в ответе минпромторга Крыма на запрос редакции.
По словам генерального директора АО «Комбинат „Крымская роза“» Ивана Гладуна, компания выступила одним из инициаторов создания кластера. По словам руководителя, регион идеально подходит для такого объединения.
«В прошлом году мы выступили в Министерстве промышленности Крыма с инициативой создания парфюмерно-косметического кластера. Наш регион уникален: здесь, благодаря почти 95-летней истории отрасли, сфокусирована вся производственная цепочка. Она включает генетику и разработку сортов эфиромасличных культур, получение эфирных масел и гидролатов, производство оборудования, обучение технологов и переработку гидролатов в косметическую продукцию. Здесь самые благоприятные условия для создания промышленного кластера, который в дальнейшем может стать межрегиональным и федеральным», — рассказал Гладун.

Поделиться
Крым идеально подходит для создания парфюмерно-косметического кластера, уверен Иван Гладун //Фото: предоставлено спикеромПо словам главы компании, первым важным шагом для участников кластера станет продвижение бренда крымской натуральной косметики, который уже зарекомендовал себя в России на уровне с корейской и белорусской. Следующим этапом будет создание системы продвижения российских производителей на федеральном и международном рынках.
Какие преимущества дает кластерный подход
Согласно данным Минпромторга Крыма, кластерный подход в организации и развитии производств имеет ряд преимуществ. Так, участники объединения смогут решить ряд важных задач:- оптимизировать и снизить затраты за счет совместного использования инфраструктуры и ресурсов;
- ускорить внедрение новых технологий благодаря обмену знаниями и опытом, а также наличию инфраструктуры кластера для научных исследований и инновационных разработок;
- развить и расширить кооперационные цепочки между предприятиями-участниками кластера, что приведет к улучшению логистики и снижению издержек на транспортировку промышленной продукции;
- расширить ассортимент выпускаемой продукции благодаря реализации в рамках кластера проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции;
- получить финансовую устойчивость предприятий-участников кластера благодаря наличию мер поддержки со стороны государства и Республики Крым.

Поделиться
Местные бренды производят косметику с использованием уникальных местных ингридиентов, включая аквабиолис и продукты виноделия//Фото: «ТД "Сакские грязи"» «Также министерством промышленности и торговли Республики Крым осуществляется организация участия предприятий-участников парфюмерно-косметического кластера Республики Крым в выставках без осуществления оплаты за участие. Среди основных мероприятий можно выделить участие в отраслевых мероприятиях, а именно: международный форум «Биопром: Промышленность и технологии для человека»; международный форум-выставка «Российский промышленник»; международная выставка-форум «Intercharm Professional», — рассказали в Минпромторге Крыма.
Какие меры поддержки необходимы косметической отрасли
Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, отечественные производители по-прежнему сталкиваются с некоторыми сложностями. Так, например, крупные мировые бренды, благодаря масштабу производства, имеют значительно более низкую себестоимость, что создает жесткую ценовую конкуренцию с российскими компаниями, считает руководитель отдела продаж «ТД "Сакские грязи"» Артем Каруца. В ближайшее время отечественным компаниям будет сложно приблизиться к их ценовым показателям.«Было бы полезно, если бы государство помогало снижать себестоимость продукции и устанавливало регулирующие барьеры для зарубежных компаний. Это позволило бы развивать российские, в том числе крымские бренды, предлагающие высокое качество по сопоставимой цене, сохраняя при этом налоги и рабочие места в стране. Кроме того, ощущается нехватка доступного финансирования, например, льготных кредитов для конкретных задач», — отметил Каруца.
Эксперт также обратил внимание, что большая часть оборудования остается дорогим, и в основном, импортным, а российские аналоги часто ненадежны. Сырье также сильно зависит от импорта и валютных колебаний, а его закупка иногда сопряжена с дополнительными цепочками посредников, что увеличивает стоимость. Аналогичная ситуация с упаковкой, тарой, дозаторами.
Сложности в поставках сырья отметил и Иван Гладун, объяснивший, что одним из вызовов для отечественных производителей косметики стал 18-й пакет европейских санкций, запрещающий экспорт парфюмерных композиций.
«Европейские, особенно итальянские, испанские и французские композиции, пользовались и продолжают пользоваться высоким спросом, не имея аналогов на рынке. Производителям приходится искать схемы поставок», — отметил Гладун.
Впрочем по словам руководителя «Крымской Розы», предприятие уже сталкивалось с подобными барьерами в 2022 году, когда полностью заменило поставщиков этикеток и сырья для упаковки, а также протестировало альтернативные компоненты для продукции, которыми пришлось заменить используемые ранее.
Планы производителей в ближайшие годы
Несмотря на сущетсвующие вызовы, в 2026 году эксперты ожидают дальнейшего роста сегмента отечественного косметического рынка. Согласно прогнозами ГК «Майер», динамика в следующем году составит 10-12%.«Ожидается рост рынка косметики в России примерно на 10-12% — до 1,7 трлн рублей, однако он будет преимущественно инфляционным. Аптечная косметика для кожи является новым флагманом рынка с прогнозируемым устойчивым ростом около 13%», — рассказал Леонид Пчельников.
Участники Крымского парфюмерно-косметического кластера также полагают, что рост сохранится. Так, «ТД "Сакские грязи"» намерены по итогам 2025 года увеличить количество производимой продукции минимум на 30% в сравнении с 2024 годом, а продажи — на 30-50%.
«За последние два года наша компания провела масштабную работу. Мы сделали ребрендинг: теперь все продукты выпускаются под единым зарегистрированным брендом «Сакские грязи», имеющим статус географического наименования. В рамках обновления бренда полностью сменили дизайн упаковки. Расширили команду, взяв в штат дизайнера, маркетолога, SMM-менеджера, специалистов по маркетплейсам, а также создали эффективный отдел продаж. Усилили производственный блок новыми технологами и директором по производству. Все эти изменения направлены на соответствие мировым стандартам. Компания показывает положительную динамику роста. Хотя год еще не завершен, по сравнению с 2024 годом объем продаж вырос практически в два раза», — рассказал Артем Каруца.
Иван Гладун признает, что если сравнивать с корейской косметикой, то российские компании отстают по технологичности продукции, по качеству упаковки, а также по объему экспорта и по развитию национального косметического бренда. Поэтому главный вызов для компаний Крыма сегодня — создание конкурентоспособного с зарубежными производства.
«Наша основная задача – стать конкурентоспособными на мировом рынке. Тогда многие проблемы решатся автоматически. В целом, косметическая отрасль проявляет высокую адаптивность, гибкость, подстраивается под ограничения и старается успевать за мировыми трендам», — резюмировал Гладун.


