Ваш город: ,
101 106 14

Краснодарская черешня собирается в Сибирь: что мешает заместить импорт косточковых культур

1888
9 минут

Предприниматель Павел Десятых заложил в Краснодарском крае 270 гектаров садов косточковых культур и планирует расширить их площадь до 500 гектаров. Поставлять фрукты и ягоды основатель проекта намерен в том числе в Сибирь. Сейчас в России наблюдается дефицит косточковых культур, их импорт в шесть раз больше внутреннего производства и преодолеть эту ситуацию очень непросто.

Краснодарская черешня собирается в Сибирь: что мешает заместить импорт косточковых культур

Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Косточковые культуры могут стать точкой роста южного садоводства, однако пока этому мешает множество ограничивающих факторов, говорят аграрии. Посадить сад — только полдела. Для развития садоводства региону нужны перерабатывающие мощности, а консервная промышленность в Краснодарском крае отстаёт, считают эксперты. Среди других ограничивающих факторов участники рынка называют отсутствие доступного отечественного оборудования, забюрократизированность регистрации средств защиты растений и нехватку рабочих рук. Кадровый голод в агропроме достиг таких масштабов, что предприятия строят общежития для работников и готовы бесплатно предоставить жилье, чтобы притянуть к себе специалистов.

В Краснодаре хотят выращивать черешню для Сибири и Севера

Кубанский инвестор и руководитель кластера по выращиванию и переработке косточковых культур Павел Десятых заложил в Краснодарском крае 270 гектаров садов косточковых культур. В планах — увеличить их площадь до 500 гектаров. Основной культурой выбрана черешня. Помимо нее, кластер выращивает сливу, персики, абрикос и алычу. Например, сад сливы занимает площадь 70 гектаров, уточнил предприниматель.

Инвестор Павел Десятых (на фото в центре) отметил, что видит перспективы в выращивании косточковых культур на Кубани и развитии поставок в отдаленные регионы // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Инвестор Павел Десятых (на фото в центре) заявил, что видит перспективы в выращивании косточковых культур на Кубани и развитии поставок в отдаленные регионы // Фото: «Эксперт Юг»

В течение пяти лет объем производства планируется нарастить до 10 тыс. тонн фруктов и ягод в год. Основатель проекта рассчитывает наладить поставки на Север и в Сибирь. Об этом он рассказал в ходе бизнес-форума «Преимущества Юга России в экономике предложения», организатором которого выступил «Эксперт Юг».

«Мы в своем время, почти 13 лет назад, приехали на Кубань из центральной части России. В Сибири кроме зеленой алычи и яблок-ранеток ничего нет, поэтому мы здесь объедались и наедались упущенным в разные годы. Через 2-3 года возникли мысли, как бы накормить матушку Сибирь и северные регионы страны, как доставить туда свежие ягоды? Собственно, эта идея и легла в основу нашего движения. Мы понимали, что до нас были умники и пограмотнее, и просто так логистическую проблему не решить. Пришли к нетрудному умозаключению, что нужно строить здесь предприятие и охлаждать продукцию, иначе мы никак ее не доставим, привезем в лучшем случае пасту или продукт технической зрелости», — заявил в ходе выступления Павел Десятых.

Чтобы обеспечить поставки в отдаленные регионы, предприниматель заложил малые холодильные комплексы с линиями сортировки и переработки мощностью 7,5 тысяч тонн, и планирует строить новые комплексы. Сейчас он решает административные вопросы с землей и получает разрешительную документацию на строительство. Инвестор проекта уточнил, что приобретает земли для своих садов, но не исключает, что в будущем будет и арендовать.

Как рассказал Павел Десятых, весь прошлый год он занимался выходом в торговые сети. Кластеру удалось заключить договоры с 20−30 сетями и начать поставки по всей стране, но объемы отгрузок пока небольшие.

Инвестор проекта также отметил, что в ближайшие год-два планирует высаживать абрикосовые и черешневые сады в теплицах и посетовал на то, что в России пока не сформированы меры поддержки для таких проектов:

«Почему-то укроп и гладиолусы выращивать — есть компенсация, а абрикосы и черешню нет. Может быть, совместно как-то этот вопрос на уровне Минсельхоза и Правительства страны поднять, потому что проекты безусловно дорогостоящие и востребованные. Свежая черешня и абрикосы к новогоднему столу — это не фантастика».

Объем инвестиций и сроки реализации заявленных проектов не называются, предприниматель объяснил, что пока не готов делиться подробностями.

Дефицитный продукт и точка роста

В России наблюдается дефицит плодов косточковых культур и груши, отметил генеральный директор Союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков.

В 2023 в Краснодарском крае заложили 1200 гектар садов, большинство из них — интенсивного типа. Регион полностью обеспечивает себя посадочным материалом и производит 7,5 млн сертифицированных саженцев. В минувшем году на Кубани вырастили почти 500 тысяч тонн плодов, более 95% из них — это яблоки, отмечает Николай Щербаков:

«Садоводство — это не только яблоня. Это и груша, и айва, которые мы практически потеряли, это и косточковые плодовые культуры — абрикос, персик, слива, алыча, вишня, черешня. Они имеют право у нас расти».

Сегодня в стране производится только 52% от Доктриной продовольственной безопасности РФ нормой по косточковым культурам // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Сегодня в стране производится только 52% от определенной Доктриной продовольственной безопасности РФ нормы по косточковым культурам // Фото: «Эксперт Юг»

Косточковые культуры могут стать точкой роста в развитии садоводства на Кубани. Их необходимо выращивать, так как они являются ранними в структуре технологического конвейера плодово-ягодных культур и помогают нивелировать разрывы в финансовых потоках и сезонные дефициты оборотных средств сельхозпроизводителей, считает эксперт.

Общая площадь косточковых насаждений в сельскохозяйственных организациях в 2023 году составила 13,7 тыс. га. Вместе с частным сектором — 112 тыс. га. В сельхозорганизациях на первом месте слива — она занимает 32% площадей, на втором — черешня с 25%. Доля персика — 13%, абрикоса — 11%, вишни — 10%, алычи — 8%.

Всего в минувшем году выращено 86,7 тыс. тонн косточковых культур, урожайность у фермеров составила 7,7 тонн с гектара. Для сравнения, объем импорта косточковых в Россию более чем в 6 раз больше — 551,2 тыс. тонн. Больше всего завозится персиков, нектаринов, черешни и абрикосов.
Диаграмма: «Эксперт Юг»
Поделиться

«Очень много завезено персиков и нектаринов — 309 тыс. тонн. Черешни — почти 90 тыс. тонн, а Краснодарский край выращивает всего 2 тыс. тонн в год. Если ввозится, значит, потребляется. Если потребляется, значит, мы можем сами вырастить и реализовать. Потребность в них колоссальная», — говорит Николай Щербаков.

Чтобы обеспечить себя косточковыми необходимо заложить минимум 12,3 тыс. га садов персиков и нектаринов, 8,9 тыс. га садов черешни, 3,5 тыс. га садов абрикоса, 2,4 тыс. га садов сливы и алычи и 640 га садов вишни.

Для иллюстрации объёмов производства эксперт привел интересные цифры. По рекомендациям Минздрава РФ, современная норма потребления косточковых культур для одного человека — 8 кг в год. Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, стране необходимо произвести 4,8 кг на человека, то есть 60% от нормы (0,7 млн тонн). В минувшем году вместе с частным сектором в России было выращено 52% от определенной Доктриной нормы — 2,5 кг на человека (данные Росстата).

При этом в промышленном секторе выращивается всего 0,59 кг на человека — 12,3% от необходимой Доктриной продбезопасности нормы и 7,4% от рекомендуемой врачами нормы потребления.

«Это очень низкие цифры», — резюмировал Николай Щербаков. Он добавил, что у страны есть опыт выращивания косточковых культур, который можно использовать.

«В Советском союзе косточковые культуры, груша и айва выращивались. У нас есть наработки, которые опираются на производственный опыт и науку. Необходимо это учитывать и возвращать производство. В научных учреждениях есть рекомендации, на которые можно опираться при выборе сорта-подвойной комбинации. Есть Крымская опытная станция, наш академик Еремин очень много сделал в жизни для этого. Но и науке нужно продолжать интеграцию с производством».

Что сдерживает развитие: дорогое оборудование и бюрократия

Заложить сады — это полдела, главное — потом переработать и продать продукцию, говорит директор предприятия по выращиванию плодовых культур КСП «Дружба» Владислав Корчагин. Драйвер развития садоводства он видит в том числе в развитии перерабатывающих косточковые культуры мощностей и консервной промышленности.
На эту тему
Оранжевые крыши Дагестана: как в республике перерабатывают абрикосы
Поделиться

«Планы собирать 10 тысяч тонн плодов могут нести за собой ряд отрицательных моментов. Срок съема и хранения косточковых культур ограничен. Их нужно быстро собрать, чтобы они не переспели. Черешня хранится в холодильнике без специальных условий 1-2 дня. Есть съемная зрелость, когда плоды еще не обладают полным вкусом и набором питательных веществ, но зато пригодны для реализации. И есть биологическая потребительская зрелость, когда плоды созрели, они вкусные, их можно кушать, но они мягкие, их никуда не продашь. Возникает проблема, куда девать? В Краснодарском крае практически нет переработки косточковых культур. Чтобы использовать весь потенциал нашего садоводства на 100%, нужна переработка плодов, а не только продажа их в свежем виде. Это консервирование, сушка, изготовление соков, алкогольных напитков и т.д.», — заявил Владислав Корчагин.

КСП «Дружба» давно культивирует косточковые культуры. Всё получалось замечательно до того момента, пока предприятие не нарастило объёмы и потенциал.

«Мы не можем реализовывать плоды, которые перезрели», — заявил руководитель предприятия.

Для развития садоводства нужна переработка плодов, а не только их продажа в свежем виде, подчеркивает Владислав Корчагин // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
Для развития садоводства нужна переработка плодов, а не только их продажа в свежем виде, подчеркивает Владислав Корчагин // Фото: «Эксперт Юг»

Эксперт добавляет, что в Краснодарском крае есть 11 агроэкономических зон, 10 из которых пригодны для садоводства, но важно учитывать климатическую специфику каждой.

Среди факторов, сдерживающих закладку новых садов и развитие существующих, Владислав Корчагин назвал отсутствие доступного отечественного оборудования и нехватку средств защиты растений в связи с забюрократизированной системой их регистрации.

«Хорошая фреза для садоводства стоит дороже автомобиля. Плюс, кто собирается заниматься косточковыми, столкнётся с тем, что зарегистрированных средств защиты для них очень мало. Зарегистрировать один продукт производителю препаратов обходится в 20 млн рублей, и этот процесс очень бюрократизирован».

Нехватка рабочих рук: еще один сдерживающий фактор

Про нехватку рабочих рук говорили многие аграрии на форуме.

Для уборки урожая яблок садоводам Кубани не хватает 2,5 тысяч рабочих, заявил Николай Щербаков. В частности, есть острый дефицит механизаторов. Из-за этого аграрии Кубани сейчас не могут убрать 30 тыс. тонн продукции. В этом году власти Краснодарского края ввели запрет на работу иностранных граждан по патентам. Ограничение касается более 85 видов экономической деятельности, в том числе сельского хозяйства.

«Нашу отрасль оголять нельзя. Краснодарский край дает 30% от всего рынка свежих яблок в России. Рабочие руки очень нужны. Пока мы не справляемся», — подчеркнул Николай Щербаков.

Павел Десятых заявил, что строит целый городок-общежитие для работников и готов обеспечивать жильем сотрудников бесплатно.

«В пик сбора нам нужно будет до тысячи человек. Мы строим целый городок-общежитие для работников. Будем готовы предоставить бесплатное проживание на 10−15−20 лет, после чего жилье  перейдет в собственность».
На эту тему
Не хотят быть доярками и трактористами: почему введение агроклассов не решит проблему с кадрами в АПК
Поделиться

Кроме того, предприниматель видит большой потенциал решения проблемы в сотрудничестве со студентами и студотрядами, однако договориться с ними и массово привлечь пока не получается.

«Мы вели переговоры со студенческими отрядами, они были готовы, но дальше дело не пошло. То ли студенчество их не слышит, то ли они не могут сформулировать условия. Не знаю. Не получается, не находим понимания, хотя потенциал огромный. Узнали, что сейчас появились новые программы трехстороннего договора: вуз, работодатель, студент. Мы готовы платить повышенные стипендии, обеспечивать проезд к месту работы и учебы, давать практику. Будем пробовать».
0
3
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .