Крупные корпорации переходят на отечественное ПО
Коллекционный номер «Средний бизнес» 2015

346
11 минут
Крупные корпорации переходят на отечественное ПО

Ирина Волкова

Ещё год назад российские ИТ-компании, внедряющие специализированные информационные системы, не предполагали, что импортозамещение перестанет быть риторикой и станет насущной потребностью бизнеса

Прошедший год стал переломным для отечественных производителей ИТ-отрасли: санкции, введённые западными странами, открыли для них новые возможности. Столкнувшись с необходимостью пересмотреть структуру своих операционных расходов, многие компании повернулись лицом к отечественным решениям в области специализированного ПО. Одним из самых ёмких сегментов, в котором российские интеграторы могут побороться за увеличение доли рынка, является автоматизация работы предприятия, то есть рынок ERP-решений.

Институт социально-экономической модернизации (ИСЭМ) составил рейтинг российских ИТ-компаний, наиболее подготовленных к импортозамещению зарубежных технологий. В сфере управления ресурсами предприятия в тройку лидеров вошла компания «1С», которая уже контролирует около трети российского рынка ERP-систем в денежном выражении (по данным исследования агентства IDC). А по количеству автоматизированных рабочих мест доля «1С» превышает 80%. Более того, «1С» продолжает стремительно развиваться, несмотря на общий негативный экономический фон. И если недавно решения разработчика были нацелены на малый и средний бизнес, то сейчас активно идёт внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2.0» — программного обеспечения, предназначенного для крупных компаний, холдингов и корпораций. Среди клиентов «1С» уже числятся такие структуры, как «Межрегионгаз» (10 тысяч автоматизированных рабочих мест), КамАЗ (7,5 тысячи), «Трансмашхолдинг» (5 тысяч), «Сибур» (3,5 тысячи) и другие.

Аналитики считают, что, в отличие от прошлого кризиса, сектор ИТ в целом и разработки ПО в частности в этот раз могут избежать падения. Российские компании «дозрели» до осознания того факта, что затраты на ИТ больше не являются расходами: это прежде всего инвестиции в повышение эффективности, а значит, рентабельности бизнеса. Сегодня, когда в рентабельности предприятия значение имеют даже сотые доли процентов, вопросы цены и качества программного обеспечения выходят на первый план. Финансовый директор ГК «Гэндальф», франчайзи «1С» (см. справку), Владимир Трофимов признаёт, что окружающая реальность ставит перед разработчиками ПО требования создавать инструменты не только для учёта, но и для управления: «Необходимы инструменты c богатым функционалом разработанных бизнес-процессов. А с другой стороны, пользователи программы хотят иметь инструмент, который будет прост в использовании и с интуитивно понятным интерфейсом. Кто сможет реализовать простое решение сложных проблем, тот и станет победителем».

Автоматизация бизнеса — это экономия

Директор ГК «Гэндальф» Андрей Шеремет отмечает, насколько важно руководителю своевременно осознать, что ИТ-инфраструктура влияет на качество и скорость принятия решений в любом бизнес-процессе, и приводит пример организации, занимающейся поставками и продажей товаров: «Руководитель изо всех сил стремится к тому, чтобы обороты компании росли: начинает заниматься оптовой торговлей, расширяет географию и количество розничных точек. И тут же сталкивается с проблемой, что вручную уже невозможно собрать данные. Сбор и анализ информации начинает отнимать всё больше времени. А это чревато серьёзными последствиями для бизнеса. Например, если вовремя не увидеть, что одна из дочерних организаций показала серьёзные убытки, то это может увести всю компанию в такой минус, что никакими доходами не компенсировать. Поэтому об автоматизации стоит задуматься как можно раньше, особенно если компания рассчитывает на динамичный рост бизнеса».

И сегодня всё больше и больше представителей крупного бизнеса переходят на отечественное ПО. Дмитрий Алтынник, директор по экономике и финансам «Базэл Аэро», отмечает, что новая система, построенная на основе решений «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Документооборот КОРП», «1С:Управление автотранспортом» и «1С:Консолидация», обеспечивает ощутимое повышение продуктивности работы компании: «“1С” предоставляет эффективные и удобные инструменты, открывающие новые возможности развития для аэропортов, входящих в “Базэл Аэро”. Система дала возможность оперативного сбора, хранения и анализа производственных и финансовых данных, помогла повысить исполнительскую дисциплину сотрудников и управляемость бизнес-процессов. Увеличилась оперативность принятия решений руководителями».

Ольга Антонова, исполнительный директор компании «Пласт-Сервис», подчёркивает, что автоматизация — это огромная экономия времени, удобство, полная готовность к отчётам, повышение производительности и сокращение расходов предприятия. Качественное ПО даёт четкое понимание того, что происходит на предприятии, помогает следить за уровнем работы сотрудников и выполнением задач. «Сначала мы пробовали использовать ПО других производителей, но их работа нас не устраивала, потому что постоянно приходилось перепроверять данные. В 2005 году решили, что будем использовать программу “1С”, — рассказывает г-жа Антонова. — Начали её освоение с “1С:Управление торговлей 8” и “1С:Бухгалтерия предприятия 8”. К настоящему времени проведена огромная работа — мы прошли много этапов внедрения, автоматизировали почти все отделы нашей компании. Мы стремимся к единому информационному пространству. Преимущества “1С” дают нам гарантию, что это получится».

Гибкость отечественных решений

В вопросе импортозамещения в области ПО неизбежно сравнение «1С» с зарубежными ERP-системами, которые распространены в сегменте крупного бизнеса. Безусловно, положительные сходства систем в том, что они способны полностью автоматизировать планирование, учёт, контроль и анализ всех основных бизнес-процессов, а также решение бизнес-задач предприятия. Внедрение одной из этих систем позволяет предприятию стандартизировать производственные процессы и повысить производительность труда, снизить операционные расходы в общем обороте и объединить финансовые данные, сократить время на производство внутренней и внешней отчётности, увеличить продажи и уменьшить долю неликвидных товарных остатков на складе, сократить период погашения кредиторской задолженности и период взыскания дебиторской задолженности.

Но почему именно в этом сегменте у отечественного производителя, «1С», есть наиболее реальные шансы заместить зарубежные аналоги? Во-первых, платформой «1С» владеет огромное количество предприятий, в то время как зарубежная ERP-система доступна исключительно «большим» заказчикам и одно рабочее место может стоить от тысячи долларов. Во-вторых, российское законодательство, в особенности в финансовой и налоговой сферах, находится на стадии формирования, что неизбежно влечёт за собой постоянную трансформацию баз данных и организации соответствующих бизнес-процессов. Быстрая адаптация под российские законы делает «1С» привлекательной для большинства предпринимателей, ERP-рынок США и западной Европы не приспособлен к такой динамике. К тому же отечественный рынок ПО начинал с работы с предприятиями малого бизнеса и имеет опыт адаптации к конкретным запросам предприятия, тогда как западные производители ERP-систем, приходя на российские предприятия, обычно предлагают им перестроить свои бизнес-процессы под информационную систему.

Значимое преимущество внедрения российской ERP-системы отмечает Юрий Приходько, руководитель департамента проектов внедрения и консалтинга ГК «Гэндальф»: «Внедрение системы управления ERP — это серьёзное испытание для компании. Проекты внедрения могут длиться и год, и более. Различается не только стоимость “1С” и зарубежных ERP-решений, но и стоимость найма специалистов на длительные сроки — это немаленькие деньги. Необходимо найти специалистов с достаточным уровнем знаний по внедряемой системе, а ещё заказчик всегда желает, чтобы у внедренцев был опыт работы в его отрасли, плюс люди должны быть адекватные, готовые к компромиссу, трудностям и переработкам. Поэтому за время реализации проекта часть команды может меняться, бывают случаи, когда, начав проект, заказчик меняет исполнителя целиком. Количество организаций и людей, занимающихся внедрением “1С” в нашей стране, позволяет это сделать, а иностранные системы, как правило, внедряет группа иностранных специалистов, которых приходится ждать долго, и, когда они приезжают к заказчику, ему не остаётся ничего другого, как полюбить эту команду и ждать от неё чуда».

Главное во внедрении — команда

Вопрос выбора команды для внедрения специализированной информационной системы чрезвычайно важен. Фактически можно утверждать, что результат проекта — то, насколько созданная система будет удовлетворять потребностям бизнеса, — зависит от внедренцев, а руководитель проекта значит для предприятия не меньше, чем хирург или адвокат для частного лица, ведь в ходе реализации проекта могут быть кардинально изменены бизнес-процессы предприятия, сама структура деятельности. Руководителю предприятия нужно искать профессиональную команду, но не на Западе: достойные специалисты есть в Москве, Петербурге, Ростове, Краснодаре и других городах России, возможность выбора — аргумент в пользу гибкости внедряемой отечественной системы.

Исследование в области автоматизации компаний уровня enterprise показывает, что крупнейшие предприятия ЮФО — «Базэл Аэро», международный аэропорт «Махачкала», «Сокол Моторс» и «Донской табак» — для внедрения сложных информационных систем выбрали команду группы компаний «Гэндальф».

Почему среди всех франчайзи «1С» они обратились именно к этому интегратору? Какими критериями могли руководствоваться? Во-первых, это опыт. Компания на рынке ИТ c 90-х годов, автоматизировала тысячи предприятий, а значит, заказчик может быть уверен в отработанности алгоритмов. Во-вторых, это знание предметной области. Специалисты команды проектов внедрения сертифицированы «1С». В зависимости от вида предприятия, в которое внедряется система, за работу берутся либо эксперты по работе с коммерческими организациями, либо эксперты по работе с государственными учреждениями.

В-третьих, это технология внедрения «1С». Автоматизация происходит в три стадии: предпроектное обследование, комплексное оказание услуг, сопровождение. Для определения эффекта проекта в долгосрочной перспективе ключевые показатели эффективности (KPI) измеряются до проекта, сразу после его завершения и через три месяца после его завершения.

В итоге в установленные сроки предприятие получает ожидаемый результат по следующим показателям: рост производительности труда, увеличение оборота, увеличение прибыли, снижение операционных расходов, снижение производственных издержек, снижение брака, увеличение доступности товара, сокращение периода взыскания дебиторской задолженности, сокращение времени на производство внутренней и внешней отчётности.

Кроме того, команда компании «Гэндальф» берёт на себя гарантийные обязательства о корректности работы системы и при возникновении исправляет ошибки программного кода, несоответствия техническому заданию. За счёт документирования таких этапов внедрения, как составление технического задания, программная адаптация, контрольный пример, обучение персонала и эксплуатация, сокращаются до минимума затраты предприятия на дальнейшую поддержку системы. И в рамках постпроектного сопровождения предлагаются аудит информационной базы, обновление конфигураций с учётом всех изменений в них, консультации по телефону и электронной почте, методические рекомендации по ведению учёта и при необходимости доработка функционала.

Начальник отдела налогового учёта и планирования компании «Донской табак» Вадим Терентьев поясняет, что совместными усилиями команды ГК «Гэндальф» и ответственного за внедрение персонала заказчика были найдены оптимальные варианты решения сложных технических задач. «Работы по проекту начались в июне 2012 года, — рассказывает г-н Терентьев. — На первом этапе внедрения 1С:УПП мы планировали автоматизировать такие основополагающие блоки, как складской учёт, производственный учёт, бюджетирование денежных средств, бухгалтерский и налоговый учёт ЗАО “Донской табак”, образовавшегося в результате выделения из ОАО “Донской табак”. В процессе внедрения пришло понимание необходимости перехода на 1С:УПП и ОАО “Донской табак”. В ходе реализации проекта возникало много сложностей с его внедрением из-за специфических особенностей нашего производства. На сегодняшний день первый этап можно считать завершённым. У нас уже складывается понимание вопросов следующего этапа внедрения, в который войдёт автоматизация таких подразделений, как служба дистрибуции, служба контроля качества, финансовая служба в части аналитической отчётности, базирующаяся на бухгалтерских и производственных данных».

Владимир Соколов, директор группы компаний «Сокол Моторс», официального дилера автомобильных брендов SsangYong, Hyundai, Jeep, Chrysler, Fiat, Dodge, Nissan, Fiat Professional и UAZ, отметил, что, выбирая исполнителя для внедрения программного продукта, компания отдала предпочтение ГК «Гэндальф», потому что у этой организации есть обширный опыт работы с предприятиями сферы автобизнеса. «К тому же я слышал много положительных отзывов о ней, — пояснил г-н Соколов. — Мы поставили следующие задачи по доработке уже имевшегося программного продукта “1С”: функция разработки подбора товаров с учётом остатков аналогов на всех складах компании, возможность реализации товаров с разных складов, формирование печатных форм документов, перенос данных из существующей системы в новую. В результате все работы были выполнены в полном объёме в установленные сроки, было автоматизировано 200 рабочих мест и проведено обучение пользователей работе в системе».

Итак, есть российские команды внедрения, готовые полностью вложиться в проект; есть отечественное решение, с помощью которого можно оптимизировать бизнес-процессы, навести порядок в учёте и в целом повысить конкурентоспособность предприятия. И если сейчас перед руководителем встанет вопрос о доработке, обновлении или покупке специализированной информационной системы, «1C:ERP Управление предприятием 2.0» стоит рассматривать как программу импортозамещения, поскольку такая автоматизация действительно принесёт нужный эффект и при этом сэкономит деньги.

О КОМПАНИИ
ГК «Гэндальф» на рынке информационных технологий с 1993 года. Сейчас представительства компании действуют в 14 городах России. «Гэндальф» занимает четвёртое место в рейтинге партнёров «1С» по Рос- сии и является лидером в ЮФО по автоматизации бюджетных и коммерческих организаций на базе про- грамм «1С:Предприятия». Компания автоматизировала более 14 500 и ежемесячно обслуживает около 2 000 предприятий.


На правах рекламы
  • Комментарии
Загрузка комментариев...