
Благодаря снижению цен на яйца, инфляция существенно замедлилась, считает министр сельского хозяйства России Оксана Лут // Фото: «Эксперт Юг»
Поделиться
30 рублей за десяток яиц
В России фермеры уничтожают кур-несушек из-за низкой рентабельности бизнеса. В Краснодарском крае на Новомышастовской птицефабрике просто перестали кормить птиц, пострадали 150 тыс. животных. Причиной стал арест активов по иску комбикормового завода, после которого птицефабрика не смогла закупать корм и выплачивать зарплату сотрудникам. В итоге птицы начали есть друг друга, часть животных погибла. Сейчас предприятие выставлено на продажу с начальной ценой 280 млн рублей. Об этом сообщают «Известия».Не менее страшный случай произошел в Удмуртии. Там неизвестные выбросили на улицу около 3 тыс. живых кур. Животные разбежались по ближайшему поселку и начали гибнуть от голода.
По данным Росстата, средняя потребительская цена за десяток яиц в России с начала года снизилась на 30%, до 83 рублей. Причем в магазинах можно найти упаковки яиц и по 30-50 рублей за десяток.
По словам министра сельского хозяйства Оксаны Лут, цены на яйцо должны пойти вверх.
«Это ситуация временная. Понятно, что сейчас цена на яйца упала. А вообще хочу сказать яйцеводам спасибо: благодаря им снизилась инфляция. И ставка ключевая пошла вниз. Без шуток, это реально так. Поэтому птицеводческие хозяйства наши несут на себе сейчас всю ответственность за снижение инфляции, за снижение ключевой ставки. Им надо поставить памятник. Цена все равно отрастет. И мы предупреждаем всех, что цена на яйцо пойдет вверх. И сети, скорее всего, попробуют, несмотря на то, что сейчас у них 80 рублей, переложить в эту дельту еще больше. Но за этим мы будем следить», — заявила министр.
Перепроизводство и не сезон
Еще два года назад, зимой 2023 года, в стране широко обсуждалось подорожание яиц, вызванное высоким спросом и их нехваткой. Тогда производители жаловались на низкую рентабельность производства, высокую наценку торговых сетей, дорогие кредиты, дефицит кадров и недостаток мер господдержки. Государство закрыло резко возникшую нехватку товара обнулением импортных пошлин и ввозом в Россию 1,2 млрд яиц из Турции, Азербайджана и Ирана.«Сошлись сразу несколько факторов, — рассказывает учредитель отраслевого портала «Продукт медиа», эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин. — Например, в 2023 году ряд крупных фабрик прекратили производство из-за птичьего гриппа. Одновременно с этим сильно подорожали ветеринарные препараты, сырьё, корма, оборудование. Это привело к увеличению издержек и дефициту яиц. Плюс открылся экспорт яиц, например, в Китай и, насколько мне известно, многие птицефабрики начали отгружать туда продукцию. На внутреннем рынке возникла нехватка продукции».
Гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов добавляет, что в 2023-2024 годах спрос на яйца, как на относительно дешевый источник животного белка, резко вырос при ощутимом росте цен на мясо в тот период.
Сегодня ситуация изменилась на 180 градусов, птицефабрики вновь сталкиваются с низкой рентабельностью бизнеса, только причиной стало уже перепроизводство. По данным Росстата, в первой половине 2025 года объем выпуска яиц в сельхозорганизациях вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 20,1 млрд штук.
Этому способствовало несколько причин, отмечает Михаил Лачугин. Во-первых, за последние два года многие предприятия получили господдержку, что помогло им выровнять издержки. Во-вторых, остановившиеся на карантин фабрики восстановили свою работу и поголовье. Сейчас в России нет ни одного предприятия, закрытого на карантин из-за птичьего гриппа. Это привело к тому, что продукции на рынке стало в избытке.
«У птицефабрик есть вариант продавать яйца по сниженной цене, чтобы как-то поддерживать оборотные средства, и есть вариант просто выбросить товар. Цена в магазинах сейчас запредельно низкая. Например, в Петербурге, десяток яиц категории C3 стоят 19,99. Это вне здравого смысла», — рассуждает Михаил Лачугин.
Ситуацию осложняет и то, что лето — традиционно не самый яичный сезон. Спрос на яйца начинает расти осенью и достигает пика к концу декабря. В сентябре-октябре крупные майонезные заводы наращивают оптовые закупки для увеличения объемов производства под Новый год, в ноябре растет спрос со стороны общепита, а в декабре к нему добавляется потребительский ажиотаж. В этот период проблем со сбытом у птицефабрик нет и можно держать приемлемые цены, если работа не ведется по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой.
«К осени цена стабилизируется. Можно предположить, что с учетом всех издержек производителя и наценок ритейлеров десяток яиц в среднем может стоить около 100 рублей, хотя отдельные позиции все равно будут продаваться по более низким ценам», — прогнозирует эксперт.
Ценовые коридоры: как Минсельхоз задумался о регулировании цен
Чтобы стабилизировать цены, Минсельхоз предлагает внести законодательные поправки, предусматривающие регулирование цен на наиболее востребованные у покупателей овощи, молочную и птицеводческую продукцию. Сейчас ведомство обсуждает идею с отраслевыми союзами.Первый сценарий предполагает расширение практики прямых долгосрочных договоров между ритейлерами и производителями. Товары, закупленные таким способом, должны составить 80-90% продаж. Контракт нельзя прекращать в одностороннем досудебном порядке. Пересматривать оговоренные в них фиксированные или формульные цены можно будет не чаще одного раза в год.
Второй сценарий предполагает введение коридора цен на отдельные виды продукции — минимальную и максимальную отпускную стоимость. Утверждать ее будет специальная ценовая комиссия, в которую войдут представители исполнительной власти и профильных ассоциаций. Значения должны быть установлены на уровне, сохраняющем рентабельность. Авторы рассчитывают сохранить возможности для инвестиций в модернизацию и расширение производства. Ритейлеры также должны будут продавать в рамках ценового коридора не менее 80% ассортимента продукции, которая регулируется ценовым коридором.
Инициатива внедрения долгосрочных контрактов логичная и оптимальная, но она должна учитывать, что издержки у производителя могут меняться в течение года.
«Есть стабильный контракт, там прописаны объемы и цены, все хорошо, но тут резко выросла стоимость ветеринарных препаратов и кормов, или с курсом что-то произошло, — подчеркивает Михаил Лачугин. — В этой ситуации проще не исполнять контракт и платить штрафы. Такое, кстати, было в 2023 году, когда случился дефицит яиц. Долгосрочные контракты действительно дают некую стабильность обеим сторонам, но в них должна быть предусмотрена возможность менять параметры. Особенно с учетом того, что у нас в стране много факторов, которые имеют элемент внезапности».
Идею ценовых коридоров с максимальными и минимальными ценами эксперт оценивает отрицательно.
«Если мы все-таки называем себя страной с рыночной экономикой, то не надо вмешиваться в рыночное ценообразование. В торговых сетях не глупые люди работают, они прекрасно понимают, что если слишком сильно завысят цены, то народ просто рублем против них проголосует. Поэтому на социально значимые продукты стоимость никто не завышает», — считает Михаил Лачугин.

Поделиться
Введение долгосрочных контрактов более оптимальная идея, чем ценовые коридоры, говорит Михаил Лачугин // Фото: архив экспертаЦеновые коридоры приведут к тому, что фермер, работающий в строго установленных ограничениях, может попасть в ситуацию, когда у него не будет возможности расплатиться с работниками, с поставщиками семян, горюче-смазочных материалов, сельхозтехники. Результатом этого может стать сокращение ассортимента, поскольку кто-то может решить просто уйти из агробизнеса.
«В таком случае государство должно поддерживать фермера. Но на это нужны деньги и их надо где-то брать. В итоге за это все равно заплатит потребитель. Инициатива — чистой воды популизм», — говорит Михаил Лачугин.
На рынке продовольствия высокая волатильность, которой подвержены, например, цены на корма, курс валют нестабилен, присутствуют сезонные колебания предложения. Сейчас рынок это выравнивает. Регулируя цену, государство частично убивает конкурентную среду, поскольку в условиях волатильности выживают более эффективные компании, соглашается Алексей Плугов.
«Регулирование оптовых цен в определенной степени хорошо для планирования деятельности сельхозпредприятий. Вопрос в том, насколько сами сельхозпредприятия в этом заинтересованы, насколько грамотно будет выстроено регулирование, иначе можно довести отрасль до кризиса. Столь глобальные реформы целесообразно проводить сперва на отдельно взятом регионе или федеральном округе, а затем уже при выраженных позитивных изменениях, переносить опыт на всю страну», — отмечает эксперт.
Если бы в конце 2023 года при резко возросшем спросе цена на яйца регулировалась и не увеличилась, товар просто раскупили бы в момент, и мы столкнулись с пустыми полками супермаркетов, считает Алексей Плугов.
«Баланс спроса и предложения, когда цену регулировал рынок, хоть и привел к росту цен, но обеспечил физическую доступность яиц на полках магазинов. Продовольственная безопасность — это не только независимость и экономическая доступность товаров, но и физическая доступность продовольствия для населения», — рассуждает руководитель «АБ-Центра».
Давят ли торговые сети на производителей
Зампред Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина заявила, что торговым сетям нужно переходить на долгосрочные контракты с производителями, при этом парламентарий отметила, что даже в случае с долгосрочными контрактами торговые сети выходят на поставщиков и заставляют менять цену.
Поделиться
Торговые сети влияют на производителей, заставляя менять цену, считает Юлия Оглобина // Фото: Telegram-канал парламентария«Долгосрочный контракт — это от трех месяцев до года, но даже и в такой ситуации торговые сети сейчас выходят на поставщиков и заставляют менять цену», — отметила Юлия Оглоблина.
Это чревато тем, что к Новому году мы можем опять получить дефицит яиц, считает парламентарий.
«Депутаты любят во всем обвинять торговые сети. Это проще, чем объяснять тонкости ценообразования, — парирует Михаил Лачугин. — На самом деле, здесь палка о двух концах. Производители, особенно крупные, тоже могут диктовать цены. Небольшие локальные торговые сети порой не могут закупать продукцию напрямую с крупных птицефабрик, потому что те не хотят отдавать товар по такой же цене, как условной «Пятерочке». Они продают яйца дистрибьютору, а тот уже накручивает такую цену, какую хочет. Кроме того, есть производители, которые при входе в торговую сеть пытаются накрутить цену. Крупные сети договариваются с крупными поставщиками путем переговоров, ищут компромисс. И ритейлеры могут себе это позволить, ведь желающих сотрудничать у них почти всегда больше, чем мест на полке».
Кроме того, на ритейлеров давит государство, которое настаивает на минимальных наценках на социально-значимые товары.
«Как условный пример, ритейлеры в свою очередь диктуют производителям: "Если мы яйца категории С2 продаем без наценки, то и вы продавайте их нам по себестоимости, а зарабатывать мы будем на категории С0"», — рассказывает эксперт.
В пресс-службе «Ленты» «Эксперту Юг» рассказали, что уже сейчас доля долгосрочных контрактов в торговой сети превышает 80%, достигая в некоторых категориях 100%. Их соотношение разнится в зависимости от продукта.«Закупочные цены на яйцо снижаются, мы отражаем снижение на полке, при этом у нас есть позиции, которые мы продаем ниже закупочной цены, следуя за рынком и потребностями наших покупателей», — пояснили в пресс-службе.
Ценовые качели то на картофель, то на яйца — реакция экономики на геополитические, внутриполитические и военные колебания.
«Я помню, в 2022-м году ходили разговоры, что мы останемся с пустыми полками, — говорит Михаил Лачугин. — То, что у нас сейчас в магазинах все присутствует в изобилии, — это заслуга и профильных ведомств, и ритейлеров, которые возятся иной раз с производителями и создают свои агроагрегаторы. Они проделали титаническую работу для этого. Конечно, такие ценовые колебания — ненормально. Но так экономика отвечает на геополитические шоки, и то, что она реагирует, признак того, что она у нас все-таки живет, работает и остается рыночной».