91 99 13

Малый бизнес растет, но с самого низа

1631
9 минут

Малый и средний бизнес в Краснодарском крае после двух кризисов снова превращается в драйвер экономического роста. Но положительная динамика пока на уровне микробизнеса – чем больше компания, тем расти труднее. Приводим основные тезисы круглого стола «Предпринимательство как драйвер: развитие МСП на Кубани в 2022-23 годы», проведенного «Экспертом Юг».

Малый бизнес растет, но с самого низа

Важность вопроса о доверии между бизнесом и государством обозначали многие участники круглого стола // Здесь и далее фото «Эксперт Юг»
Поделиться
За последние три с половиной года экономика нашей страны пережила два кризиса, и вместе с ключевыми событиями (локдауны, ограничения, санкции, мобилизация) менялись настроения, вызовы и возможности для предпринимателей. Между тем, на состояние 2019 года в стране действовала стратегия, согласно которой сектор малого и среднего бизнеса должен был превратиться в драйвер экономического роста – за счет активного вовлечения в предпринимательство и помощь компаниям в росте. Главным вопросом круглого стола, проведенного «Экспертом Юг», стал вопрос о том, насколько сегодня оправданно рассматривать МСП как драйвер роста – или это прежде всего сектор, выполняющий социальную функцию, связанную с занятостью населения.  

Самочувствие МСП явно улучшилось

«В 2019 году валовая добавленная стоимость, создаваемая субъектами МСП края, составляла 780 млрд рублей, в 2020 году — 796,5 млрд рублей, то есть увеличение было всего на 2%, но оно было, - говорит Максим Беляев, заместитель начальника управления развития малого и среднего предпринимательства Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. - В 2021 году прирост составил уже 24,3%. Если говорить о вкладе бизнеса в валовый региональный продукт (ВРП), то он составляет 31%, увеличение по сравнению с 2020 годом — 1%. Краснодарский край вносит существенный вклад в достижение национальной цели увеличения численности занятых в МСП до 25 млн человек к 2030 году. По данным на 1 июня, в этом секторе на Кубани 1,86 млн занятых. Только за последний месяц наблюдается прирост в 10 тыс. человек. Прирост количества субъектов МСП за текущий год составил 14 тыс. Если сравнивать с 2019 годом, то прирост — 10%, или 27 тыс. единиц».

Вадим Сальников, региональный директор ДО «Краснодарский» Южного филиала ПАО «Банк ПСБ», представил результаты совместного с «ОПОРОЙ РОССИИ» исследования самочувствия и настроений малого и среднего бизнеса — Индекса RSBI: «Индекс состоит из четырех компонент: продажи, инвестиции, кадры и кредиты. Значение выше 50 пунктов показывает рост деловой активности, ниже — соответственно, снижение. Среднее значение индекса по стране — 53,7 пункта. В Краснодарском крае он составляет 51,3 пункта, это является позитивным фактом, подтверждающим позитивную динамику индекса. В Краснодарском крае 25% респондентов отметили увеличение продаж. Доля предпринимателей, отметивших сокращение выручки,  оказалась рекордно низкой с осени 2021 года и составила 35% по России и 40% по краю. 27% предпринимателей Краснодарского края планируют инвестировать в расширение своего производства, 67% решили подождать, посмотреть, что происходит на рынке, 6% сокращают инвестиции. То есть большая часть предпринимателей либо развивается, либо, как минимум, не сокращается. Спрос на займы удовлетворен у 25% предпринимателей. Это владельцы устоявшегося бизнеса, которые имеют устойчивые кэш-поток и инвестиционную модель. Мы наблюдаем, что драйва и динамики у микробизнеса больше, но устойчивость в большей степени характерна для средних и малых предприятий». 

Поделиться
Вадим Сальников: 27% предпринимателей Краснодарского края планируют инвестировать в расширение своего производства

В тезис о положительной динамике оборотов малого и среднего бизнеса и занятых в секторе нужно внести существенную поправку. По данным Единого реестра МСП, основной объем роста приходится на микропредприятия (до 120 млн рублей). В секторе малых роста уже почти нет, в секторе средних, как правило, отрицательные показатели и по обороту, и по занятым. Эта ситуация 

Дефицит доверия препятствует развитию МСП

Была отмечена и такая проблема, как дефицит доверия со стороны предпринимателей, которые не спешат обращаться как к мерам господдержки, так и работать с отечественными технологиями. 

Гоар Салафаниди, основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Digital Info: «Мы являемся зарегистрированным агентством, которое помогает получать господдержку МСП, а также помогает разработчикам ПО получать 2 млн рублей невозвратной субсидии на маркетинговое продвижение. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, — недоверие к мерам поддержки, и по моим ощущениям, его становится все меньше. Когда мы предлагаем маркетинговое сопровождение или другие услуги, предприниматели начинают искать какие-то подводные камни, боятся, что с них спросят за каждый рубль или вовсе эти деньги заберут. Программа началась в июле прошлого года, было выделено 1,5 млрд рублей, из них за год освоили только 100 млн рублей».

На эту тему
Женщины-CEO на Юге: В наших ценностях заложены не только цифры
Поделиться
Ольга Лукашева
, исполнительный директор Фонда развития инноваций Краснодарского края: «У бизнеса очень медленно формируется доверие к отечественным технологиям, все пытаются посредством параллельного импорта везти что-то из-за рубежа, но только не довериться нашим технологиям. Всем должно быть окончательно понятно: параллельный импорт не вечный, это временная мера пока нет нашего производства. В связи с этим очень важно поддержать тех, у кого мы хотим вызвать доверие к нашим технологиям. Мы активно предлагаем, формируем меры поддержки для инноваторов, для технологичных компаний, для тех, кто готов внедрять эти решения. Например, чтобы затраты на внедрение, пилотирование и доработку учитывались с коэффициентом 1,5 при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.  Потенциал у нас хороший. За прошлый год после 24 февраля произошла резкая активизация инноваторов: это более 3000 оказанных услуг и более 2500 уникальных получателей услуг — субъектов МСП и физических лиц».


Трансформация структуры МСП как драйвер технологического суверенитета 

В рамках решения задач по обеспечению технологического суверенитета страны акцент в развитии предпринимательства должен быть сделан не на количественных показателях, а на изменениях структуры МСП, - об этом сказала Диана Липинская, директор Краснодарского филиала банка «Центр-инвест». 

_NEF4732_.JPG
Поделиться

«Для того, чтобы малый бизнес стал драйвером, он должен способствовать технологическому суверенитету страны. Важны не только количество и рост МСП, а трансформация самой структуры предпринимательства в сторону увеличения доли инновационных, технологичных, «зеленых» и социально-ориентированных предприятий, - считает Диана Липинская. - Сейчас эта повестка вышла на новый уровень. Так, на федеральном уровне обсуждаются нефинансовые льготы для предприятий, которые будут участвовать в проектах, связанных с технологическим суверенитетом. Мы, в свою очередь, вовлекаем свою клиентскую базу, ведем ESG-рейтинги клиентов, находимся с ними в открытом диалоге. Итогом этой работы мы хотим видеть нахождение стимулов для трансформации предпринимательства».

Егор Робский, первый заместитель председателя ТПП Краснодарского края считает, что и государству, и деловым объединением нужно обратить внимание именно на производственный сектор: «Все прекрасно понимают, что под угрозу поставлен наш технологический суверенитет, поэтому вся система торгово-промышленных палат сейчас ориентируется на то, что нужно активизировать поддержку именно производственных МСП. С точки зрения создания своей компонентной базы и технологических решений МСП, как достаточно гибкая и адаптивная система, вполне может эту нишу занять и наполнить».

Нужно изменить подход к оценке эффективности

Некоторые участники круглого стола отметили определенные проблемы, связанные с оценками эффективности и роста малого и среднего предпринимательства. Существующие подходы к оценке не отражают всех аспектов развития сектора МСП и не позволяют увидеть детальную картину, считает Даниэль Башмаков, председатель отделения «ОПОРА РОССИИ» в Краснодарском крае: «У нас на тысячу жителей количество МСП гораздо выше, чем в других развитых странах. При этом если количество МСП растет, то ВРП — нет. Причины этого нужно анализировать. Да, по туризму ВРП высокий, но за ним не видно других предпринимателей. Власть же демонстрирует весьма оптимистичное видение ситуации, полагая, что если увеличивается количество ИП или самозанятых, то все хорошо. Я предлагаю ввести рейтинг муниципалитетов, чтобы мы ежеквартально могли видеть ситуацию с малым бизнесом в каждом муниципалитете, а власти могли бы своевременно реагировать. Такой рейтинг сейчас находится в разработке».

Поделиться


Василий Птицын, генеральный директор ООО «Летай и Смотри Агро», член генерального совета Ассоциации «Народный фермер» Краснодарского края: «Работу департамента инвестиций нужно перевести на проектную культуру и на оценку по результатам. Необходимо поменять подход к оценке эффективности, которая сейчас опирается на общие статистические показатели, например, количество мероприятий, различные индексы, которые, естественно, показывают рост, потому что сравниваются с пандемийным периодом. Необходимо работать более точечно. Существующий подход к оценке искажает реальное положение дел. У нас в крае есть примеры уникальных технологий, которые, вообще, никому не нужны. Один из фермеров выращивает органическую пшеницу с урожайностью в среднем 70 ц/га. Небывалый случай, но его технологии не востребованы».

_NEF4670_.JPG
Поделиться

Предпринимателям нужны организационные меры поддержки 

На круглом столе неоднократно прозвучала мысль о том, что лучшая мера поддержки — это обеспечение взаимодействия и обратной связи между МСП, крупным бизнесом и властью.

Людмила Павлова, заместитель начальника Управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства города Краснодар: «На сегодняшний день город ставит перед собой основную задачу — развитие инфраструктуры поддержки. Донесение тех инструментов, которые позволяют делать бизнес эффективным — консультации, и экспертная поддержка, и такие инструменты, как автоматизация бизнеса, создание сайтов, мастер-классы — все это оказывается очень востребованным, потому что мы каждый год встречаемся с бизнесом и проводим опрос о тех инструментах, которые нужны здесь и сейчас». 

На эту тему
Выжить после потрясений: IT-компании Юга меняют подход к клиентам и ловят тренды
Поделиться
Ярослав Гузанов
, глава кооператива «Братский продукт»: «Необходима активизация в построении логистических путей и обратной связи для бизнеса от администрации. Следует организовывать больше круглых столов с точки зрения привлечения производителей, помощи в наладке сбыта. Я сам, как предприниматель, попал в две кризисные волны. В эти моменты многие закрывались: магазины, небольшие сети, поставщики. Для меня это стало шоком, поскольку было потрачено большое количество времени и сил на поиск клиентов и налаживание деловых связей. И эта проблема характерна для многих регионов страны».

Сергей Грабский, руководитель Ассоциации цифрового развития Краснодарского края: «У нас же департамент не просто поддержки предпринимательства, а департамент инвестиций, через который проходят все основные инвестиционные проекты — самые крупные, в том числе те, в которых участвуют деньги не из нашего региона. И здесь как раз лучшей мерой поддержки будет обеспечение взаимосвязи между нашими производителями и большими инвесторами, которые, может быть, не видят наших производителей. Малый бизнес должен знать про большие инвестиционные проекты, а большие инвестиционные проекты должны знать о том, что есть на нашей территории».

Предприниматели не должны перекладывать ответственность на государство

У малого бизнеса много возможностей расти и развиваться, но предприниматели должны осознавать риски и брать ответственность за свой бизнес, не перекладывая ее на государство, — уверен Александр Шестаков, заместитель начальника по развитию Центра поддержки предпринимательства УНО «Фонд развития бизнеса Краснодарского края», руководитель проекта «Коворкинг-центр». 

Поделиться


«Наш фонд реализует в регионе образовательный проект “Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых”. На выходе при составлении бизнес-плана у начинающих предпринимателей есть возможность получить 3 миллиона рублей под 0,1%, - рассказывает Александр Шестаков. - Так вот, приходит бизнес и говорит: “Дайте мне денег. Скажите, чем мне заниматься, покажите, где и как”. У меня всегда в таком случае возникает вопрос: “А что будешь делать ты?” На самом деле, очень много мер поддержки малого бизнеса, и при желании всегда можно ими воспользоваться. А в кризисы остаются на плаву, как правило, те предприниматели, которые взяли на себя ответственность, а не те, которые спрашивают, чем им заниматься».
0
0
0
0
0
Подпишитесь на каналы «Эксперта Юг», в которых Вам удобнее нас находить и проще общаться: наше сообщество ВКонтакте, каналы в Telegram и на YouTube, наша группа в Одноклассниках .