Курорт находится на особо охраняемой природной территории. // Фото: Кавказ.РФ
Поделиться
Все идет по плану
В истории создания «Мамисона» было много взлетов и падений, когда проект то находился на грани закрытия, то получал новый толчок к развитию. Однако сейчас все действительно идет по плану и без накладок: 16 мая этапы и темпы строительства будущего курорта рассмотрели на совещании в Минэкономразвития России, и названные год назад сроки запуска вновь были подтверждены. Главной темой стало исполнение мероприятий дорожной карты по строительству объекта. Как подчеркнул Сергей Меняйло, темпы реализации курорта в Северной Осетии находятся на постоянном контроле.По состоянию на начало 2024 года введен в эксплуатацию автодорожный тоннель к рекреационному комплексу «Мамисон». Техническая готовность автодороги от селения Нижний Зарамаг к курорту составляет 80% — ее сдадут в эксплуатацию уже в этом году. Завершено строительство и введены в эксплуатацию объекты водозаборных сооружений курорта, прокладываются коммуникации. В текущем году будут сданы газопровод и газораспределительная станция, готовится к подаче электричество – к работе готовы две высоковольтные линии и подстанция. В сезоне 2024-2025 курорт уже будет готов принять первых туристов — с этой целью планируется сдать в эксплуатацию глэмпинги, а также открыть первую точку питания.
Согласно концепции проекта после реализации всех этапов строительства, единовременная емкость курорта составит около 22 тыс. человек. Общая стоимость проекта — более 19 млрд. рублей. При этом планируется создание более 3000 рабочих мест.
Российскому курорту — российскую канатку
Все же «сердцем» любого горнолыжного курорта являются трассы для катания, а также инфраструктура, помогающая до них добраться — канатная дорога. И если обустройство первых хоть и требующий регулярности, но относительно простой процесс, то вот второе — максимально затратный и трудоемкий этап. На поиск подрядчика ушло не меньше сил, чем на запуск проекта в целом.Исполнитель менялся несколько раз: сначала сложности создавала пандемия, затем - международные санкции. Ранее предполагалось, что поставщиком оборудования станет ООО «Доппельмайр Раша», однако в мае 2022 года этот контракт был расторгнут. Сейчас оборудование для местных канаток готовит первый в России производитель с локализацией 70% — компания «Руслет». На заводе локализованы ключевые производственные операции — изготовление металлоконструкций, обработка
на станках ЧПУ, плазменная резка и сборка оборудования. В отличие от дорог предыдущего поколения использование современных технологий позволяет развивать скорость до 6 м/с, при этом притормаживая до 0,5 м/с на станциях для безопасной посадки и высадки пассажиров.
Помимо канаток на предприятии делают специальные домики-навесы, которые позволяют проводить предварительную сборку прямо на месте, непосредственно перед монтажом и — главное — в любую погоду. Как сообщил заместитель генерального директора Кавказ.РФ Владимир Лапухин, этот подрядчик уже успел поставить две канатные дороги на курорте «Ведучи» (Чеченская Республика), еще одна канатка находится в процессе - ее монтаж запланирован на текущий год.
Сложный природный рельеф
На курорте Мамисон в данный момент идут строительно-монтажные работы сразу двух канатных дорог «Руслет» с отцепляемым зажимом: М1 и М2, сообщил генеральный директор компании «Руслет» Дмитрий Сидорович.М1 — самая длинная канатная дорога гондольного типа, произведенная на территории России. Ее протяженность составит 3 200 м, что позволит в разгар сезона перевозить до 2 600 человек в час. Уникальность заключается не только в длине, но и в том, что для ее монтажа требуется устройство приводных механизмов с серьезными тяговыми усилиями и стальным канатом диаметром 54 мм. Верхняя приводная станция находится на высоте 3000 метров над уровнем моря.Канатная дорога М2 – это шестиместная кресельная дорога протяженностью 1 650 м.
Поделиться
Визуализация проекта курорта «Мамисон»
Основной особенностью М1 является не только длина этой дороги, но и сложный природный рельеф, с учетом которого ведутся строительные работы. Зимой в этой местности выпадает большое количество снега. Это очень хорошо для будущего курорта, но сокращает строительно-монтажный сезон, так как снег долго не сходит со склонов. Кроме того, трасса канатной дороги М1 проходит по сложному рельефу с несколькими оползневыми участками (так называемыми «мочаками»).
Стоит отметить, что курорт находится на особо охраняемой природной территории. Здесь расположены сразу несколько археологических памятников культурного наследия: древние святилища и родовые башни. Эти факторы учитывались специалистами фирмы «Руслет» при проектировании будущей канатной дороги.
Много внимания было уделено вопросам безопасности: помимо мощного основного привода обе канатные дороги будут оснащены независимым аварийным приводом для работы во внештатных ситуациях. Кроме того, благодаря установленному анемометру канатная дорога автоматически замедляется, если скорость ветра превышает установленное значение.
Успеть за четыре месяца
Как сообщили в Кавказ.РФ, сейчас работы идут без выходных и праздников, большая часть фундаментов опор канатной дороги готовы. На площадку поступают стволы опор, траверсы, роликовые балансиры. Специализированная организация, имеющая большой опыт, приступила к подготовке монтажа опор канатных дорог, идет сборка элементов конструкций. Монтаж опор и оборудования канатной дороги начнется в ближайшее время. Пока же проводится устройство фундаментов колонн нижней станции канатной дороги, гаража подвижного состава, а также расчистка площадок и подготовка к бетонированию. Начались подготовительные работы на объектах второй канатной дороги «М-2». Это будет кресельная дорога на 13 опорах.Жесткий график и оперативность оправданны - строительный сезон длится всего 4 месяца. За это время необходимо предстоит выполнить большой объем работ: проложить временные дороги, провести земляные работы, создать котлованы, залить фундаменты опор канатных дорог, смонтировать конструкции канатной дороги в труднодоступных и труднопроходимых участках.
Высота снежного покрова в Мамисонском ущелье достигает порой 5-6 метров, а таяние снега длится почти до июля, из-за чего дороги могут размываться, препятствуя проезду строительной и иной техники к местам строительства и монтажа. Учитывая этот фактор, к работе привлечены машинисты специальной техники, которая передвигается в горах, высококвалифицированные рабочие в области строительства бетонных сооружении и профильные специалисты по монтажу конструкции канатных дорог и электрооборудования объекта.
Параллельно на курорте создается открытая плоскостная парковка, многофункциональный центр, гараж для ратраков, ведутся работы по устройству системы искусственного оснежения. Вдоль канатных дорог в скором времени начнется профилирование горнолыжных трасс и создание системы искусственного снегообразования.